Вы откуда и куда?

Jacob,_Laban_and_dtrs_1343
Лея, Рахель, Лаван и Яаков

Недельная глава Торы «ВАЕЦЕ»

«И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел в Харан» (28:10).

Б-г благословляет и вознаграждает праведников тем, что их физические действия оказывают максимальное духовное воздействие на их окружение. Комментируя выше приведенный стих, с которого начинается этот раздел, РАШИ спрашивает: «Почему Тора сообщает, откуда вышел Яаков?» Разве это так важно? Ведь главное — это цель его путешествия.

Бывает так, что, отправляясь в путь, мы стремимся поскорее покинуть то место, где мы находились, а бывает и наоборот: мы желаем поскорее прийти туда, куда идем.

В данном случае у Яакова были оба эти намерения. С одной стороны, мать Ривка велела ему спасаться бегством от мести его брата Эйса­ва, который жаждал расправиться с ним из-за похищения отцовского благословения. Поэтому Яаков стремился выполнить материнский наказ, когда покидал Беэр-Шеву.

С другой стороны, отец Яакова Ицхак отправил его в Харан, на родину его деда Авраама, и дал указание выбрать себе жену из дочерей Лавана, брата Ривки, а не среди местных ханаанских варваров. В этом смысле Яаков исполнял волю отца, направляясь в Харан.

Получилось так, что Яаков сумел одним и тем же действием выполнить заповедь почитания обоих родителей — отца и матери. В результате обе задачи были успешно выполнены: Эйсав не успел исполнить свою угрозу, и его гнев постепенно остыл, а Яаков стал мужем обеих дочерей Лавана — Леи и Рахели — и отцом двенадцати колен Израиля.

 

Пиррова победа

«И собрал Лаван всех людей округи, и устроил пир» (29:22).

Зачем Лавану понадобилось устраивать пир, прежде чем обмануть Яакова — дать ему в жены Лею вместо обещанной Рахели? Скорее всего, чтобы отвлечь его внимание и незаметно осуществить подмену невесты.

Но, по мнению некоторых комментаторов, расчет Лавана был глубже. В самом имени Лаван а-арами, Лаван-арамеец, содержится намек на его непревзойденный талант мошенника: переставив буквы во втором слове, мы получим Лаван а-рамай, Лаван-обманщик. Он решил напоить Яакова на пиру, чтобы тот не смог отличить Рахель от Леи (в еврейской традиции такая степень опьянения допускается и даже заповедуется лишь один раз в году — в Пурим, чтобы «не отличить злодея Амана от праведника Мордехая»). Вот почему Лаван устроил пир только на свадьбе Леи, но не Рахели.

Непонятно, однако, зачем ему понадобилось приглашать «всех людей округи», жителей Харана. К тому же из приведенного стиха отнюдь не явствует, что сам Яаков присутствовал на этом пиру.

Возможно, эти неясности побудили автора комментариев «Таргум Йонатан» предложить в качестве объяснения совершенно удивительный сюжет, доказывающий, что Лаван был, возможно, самым выдающимся махинатором всех времен и народов.

Больше всего Лавана, как объясняет «Таргум Йонатан», беспокоила водная проблема Харана. Городской источник давал воду в течение всех семи лет после прихода Яакова, хотя по расчетам должен был к тому времени пересохнуть. Лаван понимал, что вода остается в источнике благодаря несравненной праведности Яакова и его особой близости к Б-гу, Источнику всех благ. Поэтому он собрал горожан и вместе с ними разработал — или предложил им — такой план.

Они примут закон, запрещающий отцам выдавать замуж младшую дочь раньше старшей. Этот закон позволит Лавану аннулировать обещание, данное Яакову относительно Рахели. Вот почему на следующее утро после свадебного пира он непринужденно заявил разгневанному Яакову: «Так не делается в наших местах — выдавать замуж младшую прежде старшей» (29:26). А раньше, семь лет назад, делалось? Да, делалось. Ведь закона еще не было.

Юридически поступок Лавана не выдерживает никакой критики. Новый закон приняли только вчера, а соглашение с Яаковом по поводу Рахели было заключено на семь лет раньше. Но даже если бы Лаван сумел убедить Яакова, что речь идет о старом узаконенном обычае, то почему он согласился отдать ему Рахель во время их первой встречи? Забыл? Не придал значения?

«Ничего страшного, — возразил бы Лаван. — Я же не расторг соглашение, не отказался от своих обязательств. Дал Яакову Лею — не такая уж плохая замена Рахели. И Рахель он может взять, но пусть отработает еще семь лет. В результате вместо одной жены он получит сразу двух. Какой же я лжец и мошенник?»

Короче, Лаван выиграл время, задержав Яакова еще на 13 лет (семь лет работы за Рахель и еще шесть лет — за скот), и все это время городской источник исправно давал воду. Он пересох сразу, как только Яаков покинул Харан. Ясно, однако, что если бы Б-г не планировал заранее сделать Лею женой Яакова, избавив ее тем самым от предначертанного свыше брака со злодеем Эйсавом, Лавану не удалось бы обмануть Яакова, точно так же, как он не сумел помешать ему обзавестись многочисленными стадами овец и коз в последние шесть лет пребывания в Харане.

Итоговый счет оказался в пользу Яакова-авину, ибо Всевышний всегда защищает праведников от происков злодеев. Лаван, конечно, этого не знал. Иначе он не стал бы тратиться на грандиозный пир общегородского масштаба.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора