Спаси от друзей
«Б-же, спаси нас от друзей, с врагами мы сами справимся!» — говорят люди, понимающие, что плохой друг может быть опаснее врага. Как важно не дать себя обмануть. Но также важно, даже оказавшись среди обманщиков, не стать лгуном…
Чего опасаться человеку, попавшему в дурную компанию? Он может стать жертвой зла или… стать частью зла. В столкновении со злом всегда есть две опасности: одна очевидная, а другая скрытая; одна физическая, а другая духовная.
«Спаси меня от руки Эйсава, от руки брата моего», — с этими словами молитвы обратится Яаков ко Всевышнему перед встречей с ненавидящим его братом Эйсавом. Всем известно, что Эйсав — брат Яакова. Так зачем же ненужное повторение? Нет, это не повторение, а две разные просьбы. «Спаси меня от руки Эйсава, который угрожает мне мечом войны, — начинал свою молитву Яаков и продолжил. — Спаси меня от руки брата, который протягивает мне руку дружбы лишь для того, чтобы сделать меня подобным себе!»
Ложь во спасение
«…Всевышний, спаси душу мою от уст лжи, от языка обмана», — писал царь Давид в «Песни восхождения», в 120-м псалме, одном из пятнадцати, которые левиты пели, восходя на 15 ступеней Иерусалимского Храма.
Царь Давид молил Всевышнего не только о том, чтобы не быть обманутым, но и о том, чтобы не стать обманщиком, несмотря на то что «живет среди ненавидящих мир» лгунов. Давид попал в плен и, чтобы спасти свою жизнь, притворился сумасшедшим. Это была ложь во спасение. Однако даже такая ложь может оказать влияние на душу человека. Впервые человек солжет во спасение, но, встав однажды на скользкий путь лжи, перестанет ощущать внутреннюю необходимость не произносить лжи и в дальнейшем будет обманывать без причины. Потому царь Давид просит спасти именно душу от лжи и обмана.
Мудрецы учат нас, что эти слова впервые произнес Яаков, когда был вынужден подчиниться указанию матери и обмануть отца, чтобы получить благословение первородства. Яаков опасается, как бы произнесенная им ложь не проникла в его душу, не стала частью его. Потому он молит Всевышнего «избавить душу его от уст лжи, от языка обмана».
Не все то золото,
что блестит
Смысл жизненного испытания Яакова состоял не только в том, сможет ли он, кристально честный человек, «солгать во спасение» и стать борющимся со злом воином, но и в том, сможет ли он, несмотря на эту вынужденную ложь, все же остаться кристально честным человеком. Теперь мы начинаем понимать смысл испытаний Яакова в доме обманщика Лавана.
Слово «лаван» на иврите означает «белый». Но «белым» Лаван был только снаружи, скрывая свое «черное» нутро. Как вы понимаете: не все то золото, что блестит. Двуличие делало Лавана опасным врагом.
Лаван обнимал Яакова, когда тот пришел к нему в дом. Однако в действительности он обыскивал Яакова, пытаясь найти драгоценности, которые, как он думал, спрятаны в его одежде.
Яаков хотел взять в жены дочь Лавана Рахель. Однако Лаван сначала предложил порабощающие условия — семь лет работы за нее, а затем обманул и дал ему в жены другую дочь, Лею. Когда же Яаков опротестовал обман, то Лаван отдал ему Рахель за дополнительные семь лет работы. Лаван продолжал обманывать Яакова двадцать лет, стремясь не допустить того, чтобы Яаков заработал достаточно денег и смог уйти из этого рабства. Не случайно в пасхальной Агаде говорится, что Лаван опаснее фараона: «Фараон хотел уничтожить мальчиков, Лаван же хотел уничтожить всех», он стремился к духовному порабощению всех евреев в самом начале истории.
Истина в сердце
Как будет относиться Яаков к Лавану, который обманывал его на протяжении стольких лет? Возможно, что кто-то и позволил бы себе относиться к Лавану так же, как Лаван относился к нему, говоря: «С волками жить — по-волчьи выть». Кто-то, но не Яаков, который не хочет лгать не только из уважения к другому человеку, но, может быть, в первую очередь из уважения к себе самому, к своей душе. В этом и состояло испытание Яакова на честность в доме обманщика Лавана.
Когда Яаков в конце концов бежит со своей семьей, то Лаван бросается за ними вдогонку. Когда он настигает их, Яаков обращается к Лавану: «В чем проступок мой, в чем грех мой, что ты преследуешь меня?.. Вот, двадцать лет я у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; а овнов мелкого скота твоего я не ел. Растерзанного я не приносил к тебе; это был мой убыток; из моей руки ты его взыскивал, украденного днем и украденного ночью. Бывало со мною, днем жег меня зной, а холод ночью, и убегал сон мой от глаз моих. Вот мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой; а ты менял плату мою десять раз».
Яаков был пастухом Лавана. Если пастух теряет овцу из-за своей халатности, он несет ответственность перед хозяином и должен возместить ему потерю. Однако если волк растерзал овцу или вор украл козу, то все то время, что пастух не спал, то есть не был халатен, он не должен возмещать потерь хозяину. Почему же растерзанное или украденное животное было убытком пастуха Якова?
«Пусть всегда человек говорит истину в сердце своем», — сказано в утренней молитве. Что означают слова «истина в сердце»? Талмуд рассказывает о ребе, который стоял у прилавка и произносил слова молитвы. К нему подошел покупатель и предложил цену за товар. Ребе не ответил, потому что продолжал молитву. Тогда покупатель начал поднимать цену. Когда наконец ребе смог ответить, то отказался принимать повышенную цену, а настоял на той цене, за которую был готов продать товар «в своем сердце», и посчитал своей обязанностью предложить эту заниженную цену. Быть человеком, который говорит истину в сердце своем, — это значит не обманывать прежде всего себя самого.
Яаков знал свои силы. Когда он только направлялся к Лавану, то увидел пастухов, которые беспомощно стояли перед колодцем воды, накрытым тяжелым камнем. Яаков смог один приподнять этот камень. То, что для всех людей было простительно, Яаков считал своей халатностью, своим недосмотром, относясь к работе с предельной честностью и требовательностью к себе. Несмотря на то что Лаван обманул его и продолжал постоянно хитрить, Яаков выдержал испытание и остался предельно честным человеком, писал Рав Гедалия Шор (1910–1979) в своей книге «Ор Гедалиягу».