Окончание. Начало в № 1118
– Шалом, рав! Тема у нас с вами сегодня чрезвычайно сложная и тонкая — духовные причины и особенности Холокоста. Должен вас предупредить в духе Скотленд-Ярда, что «все, что вы скажете, может быть использовано против вас», и даже могу гарантировать это. Я обычно не читаю «комментов» к своим статьям и интервью, жалко времени, предпочитаю живые отзывы — но тут компьютер отчего-то порцию «перлов» мне переслал. За малым исключением — самодовольная бессмыслица и откровенное хамство. Конечно, в том числе и такое: «раввины виновны в Холокосте, религиозные мракобесы — во всех бедах человечества». Так что готовьтесь, умные люди неторопливо обдумывают, а «пустые тыквы — громко бренчат»… Время такое.
– Здравствуйте, реб Арье. Зачем обращать на все это внимание? Жил такой профессор-антисемит Шульгин. Антисемит, но все же не кровопийца. Во время Гражданской оказался он в одном местечке, увидел белого солдата, кого-то ищущего. «Чего бегаешь?» — «Ищу жида, хочу застрелить». — «А что он сделал?» — «Ничего. Жид». Любой антисемитизм иррационален, даже если это еврейский антисемитизм. Банальность и убогость подобной реакции «нееврейских евреев» вполне ожидаема. Она неинтересна. Давайте лучше к теме.
– Вы начали, рав, рассказ о конфликте Яакова с Эйсавом…
– Любопытно, что корень конфликта обозначен в той самой главе Торы, на неделе которой мы с вами беседуем. Эйсав был рожден натурой, которая сильно тянулась к материальному: к власти и богатству — вплоть до убийства ради достижения их, к разврату, к славе и т. д. Имея, как каждый человек, свободу выбора, он мог бы сравняться с Яаковом и, может быть, даже превзойти его. И тогда этот синтез духовного и материального дал бы Эйсаву долю в вечности. Но Эйсав вместо трудной работы над собой предпочел следовать порокам и возненавидел брата, являвшего в этом полную ему противоположность и словно живой упрек. Из-за страстности, упрямства и жажды материального все углублял свою ненависть к Яакову — «обитателю шатров» праведности и духовности. И ко всему, что Яаков для него символизировал. А ввиду того что Эйсав не захотел или не сумел следовать идеалам своего брата, отца и деда — Яакова, Ицхака и Авраама, он неизбежно сделался антисемитом.
– Рав, вы хотите сказать, что корень антисемитизма — упрямство?! Но не вы ли утверждали, что «жестоковыйность» — фирменный знак евреев?!
– Это в том случае, когда упрямство направлено к духовному, к преодолению препятствий. Иначе то же самое качество у того же самого еврея может сделать его сторонником Эйсава и «еврейским антисемитом».
– Мне кажется, то, что вы сейчас упомянули, называется упорством — позитивным аспектом этого же качества. А Тора неоднократно упоминает еврейское упрямство и в негативном контексте. Но в общем выходит, что у Эйсава был изрядный потенциал стать евреем — и, возможно, именно за это «Ицхак любил его», как написано в нашей недельной главе? Не сумев свой потенциал реализовать, Эйсав сделался врагом человека, которому это удалось. Значит, корень антисемитизма — глубинная неудовлетворенность и зависть?
– Да. Вы помните, реб Арье, девятого ава я рассказывал о том, что Гитлер на самом деле весьма уважал евреев и считал их огромной космической силой, себе противостоящей. Фюрер в частной беседе сформулировал: «В мире есть только две силы: мы — или они». А на вопрос, почему же тогда нацистская пропаганда выставляет евреев гнусными, мелочными, бесполезными и аморальными существами, ответил: «Это — часть нашей с ними тактической борьбы».
Мы знаем, что Создатель предоставил всему человечеству возможность достичь бессмертия. Но только наши праотцы последовательно прошли по пути праведности, получив возможность для себя и своих потомков называться Израилем, тем самым обеспечив себе бессмертие. Эйсав — именно он ощущал потерю, огромность утраченного шанса. Все-таки он был внуком Авраама и сыном Ицхака и глубоко почитал своих предков. Но, вместо того чтобы очистить и изменить свою жизнь, он пошел за своими прихотями и страхами и тем самым дал пример другим людям, многие из которых иначе способны были бы следовать за Авраамом, Ицхаком и Яаковом.
– То есть получается, уточню еще раз, что основа всемирного антисемитизма — стыд и жалость к себе, оттого что антисемит не может сам стать евреем?! Мне кажется, это уместно, когда мы говорим о христианстве («Новом Израиле») или о мусульманстве, якобы «исправившем и углубившем» Тору и предложившем миру новых «правоверных» — мусульман. Но ведь нацисты ненавидели, пусть и в меньшей, чем нас, степени христиан — даже используя для «простого пушечного мяса» их символику и терминологию, да и с мусульманами они заключали лишь ситуативные союзы, в душе их презирая…
– Тут нужно понять, что конфликт Эйсава с Яаковом привел в конечном итоге к рождению Амалека — фанатичного ненавистника евреев и их Б-га. Гитлер — один из амалекитян недавнего времени. И «генетика», идеология Амалека вошли буквально в жилы многих представителей самых разных народов и подпитывают антисемитизм. А к христианству претензии у них были как к «еврейскому изобретению», оправдывавшему жалость к слабым и «ненужное для выживания нации милосердие»… Сама тема праведности была ненавистна нацистам. Они полагали праведность лицемерием. Естественно, это привело многих из них к полной потере человеческого лица.
– Ну если говорить о биографии того, библейского Амалека, внука Эйсава от его первенца Элифаза и одновременно его же правнука — ведь Элифаз взял в любовницы Тимну, свою собственную незаконнорожденную дочь от жены одного местного царька, — вполне понятно отвращение Амалека к праведности. Но потомки его зачастую рождены в «кошерном» браке…
– Ну конкретно у Гитлера его «законнорожденность» под вопросом у историков. Но не это суть вопроса. Тот же Гитлер откровенно завидовал евреям. Он мечтал о бессмертии, но собирался обрести его путем магических ритуалов и прочей колдовской практики. Гитлер жаждал нового не только (и не столько) социального, сколько духовного порядка.
– Помнится, древние мидраши, комментаторы подчеркивали склонность амалекитян к колдовству и их жестокость. На лотках «магической литературы» по сей день лежат «Майн кампф» и книги про магизм Третьего рейха, что-то в духе «Гитлер — оккультный мессия». Когда я занимался экстрасенсорикой и изучал самые разные религиозные и философские системы, я обнаружил, что многие элементы нацистской символики входят в классические наборы символов. Та же свастика — распространенный знак древних солнцепоклонников, и, скажем, в буддизме она имеет два направления. Нацисты выбрали «ади-буддийский» («антибуддийский») вариант, по часовой стрелке. У буддистов черточки свастики влево — символ мягкости, любви и сострадания, вправо (как у наци) — твердости, разума и силы. И выходит, в представлении наци разница двух свастик — конфликт «еврейского и арийского духа». Кстати, само санскритское слово «свастика» связывали с богом древних пруссов, если не ошибаюсь, его звали Свайкстис.
– Реб Арье, я поздравляю вас с тем, что вы не зря прожили годы. Но здесь и сейчас не совсем место и время углубляться в детали нацистского мировоззрения.
– Как же, как же, рав, «не время»? А что нынче за окном? Пресветлый праздник Хеллоуин! Черти, ведьмы, покойнички прогуливаются — чем не ритуал где-нибудь под Растенбургом или в «Вервольфе»?
– Ну здешняя публика смысла своего «идолического» празднования не понимает, просто развлекается. А у наци все было на полном серьезе. Я читал, что многие судьбоносные решения высшие нацистские бонзы принимали под влиянием магических причин. Скажем, Сталинградская битва стратегически была совсем не нужна немцам, но во время очередного магического сеанса свастика как-то особенно убедительно легла на Сталинград… Да и на Ленинграде этот оккультный знак останавливался, что в итоге стоило миллион-другой жизней. Гитлер верил в свою исключительную прозорливость, энергетическую мощь и духовную миссию, считал себя призванным «освободить человечество от еврейской скверны». Это не просто подонок и развратник со всеми негативными атрибутами Эйсава, это — изверг идеологический, он выражал основные идеи, стремления и чаяния Амалека. И то, что у него и его банды получилось так быстро себе подчинить и практически полностью идеологически поработить один из самых культурных народов мира, говорит, что зерна «амалекства» в Германии — да, возможно, не только в ней — обильно присутствовали и прежде. Просто ждали подходящих условий для всхода.
А харизмой, влиянием на массу фюрер обладал несомненно. Корень этой силы — в «ситра ахора», «обратной стороне» духовного мира — злом начале. Оно же в высшем аспекте своем — Ангел смерти. Про это сказано в Торе: «Жизнь и добро положил Я перед тобой, смерть и зло. Прошу тебя, выбери жизнь». Выражаясь любимым вами языком психологии, нацисты успешно заостряли и использовали низкие инстинкты и страхи людей, воспитывая из своих последователей «маленьких Эйсавов».
– М-да, теперь понятнее, почему единственное, чем «прославились» нацисты как строители и созидатели, — система концлагерей и крематориев. И почему архитектор Альфред Розенберг, главный идеолог нацизма, сперва разработал проект помпезного крематория, «всеевропейской фабрики смерти», и, только когда этот проект был отвергнут, обратился к политике. То есть нацисты все понимали правильно: мы или они, жизнь и духовная свобода или подавление и смерть? А особенная мерзость, извращенность личной жизни диктатора — не была ли она неким ритуалом скверны, усиливавшим его связь с «ситра ахора» и оттого харизму?
– Реб Арье, вы тоже все поняли правильно. Вы сформулировали именно то, что я собирался сказать. Вот пример, насколько показательна внутренняя сила еврейского народа, его душевный героизм даже через страдание — на фоне нацистской мерзости.
Находясь в концлагерях, где людей старательно превращали в «лагерный номер», ставили на ступень ниже лошади и собаки, евреи обычно сохраняли «лицо Яакова». В одном из лагерей смерти евреи решили справить пасхальный Седер! Используя хлеб, собранный тайно, люди по памяти прочитали пасхальную Агаду. Когда по порядку Агады пришло время есть мацу, присутствовавшие взяли хлеб (есть его строго запрещено в Песах, кроме как тогда, при опасности для жизни, угрозе голодной смерти) и произнесли импровизированную молитву: «Господин вселенной, Ты хорошо знаешь, насколько сильно наше желание исполнить то, что надлежит сегодня — съесть мацу. Но Ты не дал нам такой возможности. Ты не только не позволил нам исполнить заповедь о маце, но даже принуждаешь нас есть хамец. Иначе мы погибнем от голода. Поэтому, хотя мы не можем выполнить эту мицву, мы исполним более важную заповедь: сохранить жизнь, и мы произносим благословение “амоци лехем мин аарец”, “выводящий хлеб из земли”». Они закрыли глаза и съели хамец, так, как будто выполняли драгоценнейшую заповедь.
Эту историю приводит рав Таубер в своей книге. Мы видим, что даже в нечеловеческих условиях, в лагерях смерти еврей открывал для себя Создателя…
– Чего, как, к сожалению, показывает наша повседневная жизнь, в других, совершенно нормальных условиях слишком часто не происходит… Не из-за этого ли Создатель порой ставит нас в нечеловеческие условия — уж коли в жизни комфортной мы так часто забываем Б-га?!
– Увы, да. Это подобно тому, как мы забываем о некоторых людях, пока они не создают нам проблемы…
– Рав, возвращаясь немного назад — я слышал, что перед началом Первой мировой войны, когда германский кайзер приезжал в Палестину, некоторые выдающиеся раввины, в том числе рав Зоненфельд, не вышли его встречать. Объяснение: «Нам передана традиция, что в семье кайзера есть потомки Амалека».
– Рав Зоненфельд был в те годы главным раввином Иерушалаима, если он не приходит на такую встречу… Величайшие мудрецы Израиля, которых, к слову, в те годы было много в Иерушалаиме и которые обрекали себя на скромнейшую жизнь — только бы изучать Тору в святом городе, обладали удивительно тонким ощущением духовности. Видимо, они ощутили, что внутренняя «субстанция» их жизни и жизни кайзера несовместимы…
– Рав, возможно, мы теперь подобрались к самому главному. Если еврейский народ имеет такой высокий духовный потенциал и особенно ценим Создателем — не означают ли обрушившиеся на нас невероятные несчастья, что мы каким-то путем ослабили или даже разорвали свою со Всевышним связь, и эти беды — прямое наказание Создателя нам за измену? Я умышленно заостряю вопрос и выбираю резкие формулировки — ведь для многих вопрос стоит так или еще трагичнее: что Б-га, скорее всего, нет, раз был возможен Холокост.
– Реб Арье, на этот, ваш и, возможно, многих наших читателей вопрос я отвечу широко известной историей, которую вынужден кратко пересказать. Одна молодая еврейка, журналистка, которая воспитывалась в совершенно ассимилированной еврейской семье, вернулась к своим корням — то есть стала полностью соблюдать законы Торы. Однажды она сумела привести своего отца — что было нелегко — на лекцию о Холокосте раввина из Монси, тоже Холокост прошедшего. Рав рассказывал про лагерь смерти Треблинка — видимо, самый страшный из лагерей смерти: менее чем за год там было убито 875 тысяч евреев. Это был в чистом виде конвейер смерти, без даже таких «подсобных работ», как в Аушвице-Биркенау.
И немцам было недостаточно уничтожить наших братьев физически, они хотели опорочить евреев, запятнать их души. Перед входом в газовые камеры эти садисты вывесили занавеси из синагог, обычно висевшие на «ковчеге завета» (в котором находятся свитки Торы). На занавесях вышита надпись: «Это врата к Б-гу, праведники войдут в них». Цель нацистов была заставить еврея в последние мгновения своей жизни проклясть Создателя. Но получалось наоборот: когда ассимилированные евреи видели эту надпись, многие из них пробуждались; бывали случаи, когда люди даже пели и танцевали: они действительно видели, что эти (кошмарные) врата ведут к Г-споду.
Это то, что называется «освящение Имени Всевышнего через смерть». Но есть другая форма посвящения себя Создателю, и она во много раз труднее: это «кидуш Ашем», освящение Имени жизнью. В частности, это о тех, кто уцелел и нашел в себе силы жить дальше — создавать новые семьи, строить общины, иешивы и синагоги… И люди писали на новых занавесях те же вечные слова: «Это врата к Б-гу…»
После лекции молодая женщина подошла к раввину и сказала: «Ребе, я сумела привести на лекцию моего отца, он хочет поговорить с вами». Отец рассказал, что он сам был в Треблинке и видел эти занавеси. «Я выжил благодаря чуду, и поэтому я был охвачен гневом на Б-га за то, что Он спас меня. Я миллион раз спрашивал: зачем же я выжил? Почему я должен был пройти через ад и жить дальше со смертью в душе? Почему Он не позволил мне умереть вместе с семьей и друзьями? Разве это не было достаточной пыткой? Почему Он заставляет меня жить дальше, со смертью в душе?! С этой болью я жил — и поэтому я стал атеистом. Все эти годы я не мог найти ответа, почему я уцелел». — «Получили вы сегодня ответ на свой вопрос?» Он кивнул, слезы его душили. «Вы думали, что сможете бороться с Создателем, создав нерелигиозную семью, — произнес раввин, — но дочь ваша нашла путь ко Всевышнему, она из тех, кто создает новые занавеси и пишет на них: “Это врата к Б-гу…” Жизнь вам сохранена не в наказание — а как награда, чтобы ваши глаза могли увидеть это».
– Рав, это… не знаю, как сказать — ужасно? прекрасно? И все-таки сегодня эти слова чаще пишут сефарды, а ашкеназы после Треблинки предпочитают другие пасуки… Но где же ответ — почему на наш народ все это обрушилось? Почему именно таким, невероятным, нечеловеческим путем мы были, а порой и после, бывает, вынуждены освящать Имя Создателя?
– Реб Арье, вы правильно задали вопрос. Но не ждите от меня простых, гладких и удобных ответов. Из того, о чем мы с вами говорили в три последние недели, думающий человек может найти свой, единственный ответ. А не думающему — любые ответы не принесут ни малейшей пользы. Но если даже один человек задумается — мне кажется, я исполнил свою задачу. Хотя прикасаться к этому адскому пламени мне страшно и больно не менее, чем вам, реб Арье.
– Спасибо, рав. Вы не возражаете, если в следующий раз мы поговорим о чем-то менее травматичном? Я как-то внутренне устал от кошмаров. Мне в руки попал интересный материал о еврейской взаимопомощи, в частности о цдаке, в старой России и сейчас. Нравится вам такая тема?
– Не нравится, а очень нравится! Но, пожалуйста, дайте мне маленький перерыв, хотя бы на недельку. Вы же знаете, реб Арье, как трудно мне выкраивать время для наших бесед. И мне тоже нужно слегка отойти после темы Холокоста — слишком много личного связано у меня с ней.
Беседовал Арье Юдасин