Мы выехали из Ашдода раньше, чем обычно. Часы посещения Храмовой горы строго определены, они связаны со временем молитв мусульман. Может еще случится и так, что доступ туда будет вообще закрыт. К сожалению, довольно часто случаются какие-то инциденты, то со стороны арабов, то со стороны евреев.
Но нам повезло. Храмовая гора туристов «принимала»! Правда, очередь этих самых туристов начиналась еще до Мусорных ворот. И наша группа пристроилась, сразу за группой из Бразилии. Пока стоим, хотя правильнее -медленно — медленно продвигаемся (дойти до КПП заняло два часа), я обращусь к истории. Не пугайтесь –прочитать это займет не так уж много времени.
Стоим в очереди, смотрим на то, что вокруг.
Итак. Гора эта – святое место и для евреев, и для христиан, и для мусульман. Именно в такой последовательности, вытекающей из развития истории этого места.
И для иудеев, а впоследствии, и для христиан гора эта известна как гора Мория. Эта гора считается центром мироздания. На этой горе Б-г заложил краеугольный камень, создавая мир. Здесь же был создан Б-ом первый человек Адам. И он, и его сыновья , Каин и Авель , приносили свои жертвы Всевышнему на горе Мориа. Некоторые считают, что и Ковчег Ноя после всемирного Потопа остановился у горы Мориа , где Ной построил жертвенный алтарь Б-у (я-то слышала, что это было у горы Арарат).
Но нет расхождений, что именно здесь, на этой горе наш общий праотец Авраам по велению Б-га устроил жертвенник. Здесь он должен был принести в жертву своего сына Ицхака ( а по версии мусульман – Исмаила). Испытывал Всевышний его веру. Увидел, что она крепка, и в последний момент ангел остановил руку Авраама с занесенным ножом . И вместо Ицхака ( Исмаила ) на жертвеннике оказался баран…
На этой горе царь Соломон строит Первый Храм ( X век до н. э.)…
В 586 году до н. э Навуходоносор, правитель Вавилонии,его разрушает и угоняет евреев в плен на 50 лет.
В 515 г. до н. э. евреи, вернувшись из вавилонского плена, строят Второй Храм. И царь Ирод «руку приложил» — реконструировал Храм.
Южная стена Храмовой горы
Т.о. между X веком до н. э. и I веком н. э. на Храмовой горе стоял Иерусалимский храм.
Храм Ирода просуществовал до 70 года н. э., когда был разрушен римлянами под предводительством Тита.
И после этого город длительное время находился в руинах и запустении.
В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина. На месте Храма было воздвигнуто святилище, посвященное Юпитеру. Вспыхивает восстание Бар-Кохбы — очередная Иудейская война. Оно было подавлено. И, чтобы не было и упоминания об этих непокорных иудеях,Иудею переименовывают в Палестину.
Крутится колесо истории… Распадается некогда всесильная Римская империя. На смену ей приходитВизантийская империя. Начало византийского периода на Земле Израиля принято датировать 324 годом. В этом году город Элия Капитолина начинает преображаться. Разрушаются языческие храмы, а на их месте возникают христианские церкви.
Христианская религия, зародившаяся в Иудее, возвращается в ту же Землю, но переименованную римлянами в Палестину. Элия Капитолина вновь становится Иерусалимом – религиозным и духовным центром Византийской империи.
Западная стена (она же Стена Плача) и проход к Магрибским воротам
А между тем в 570 г. в Мекке рождается мальчик , которого нарекли Мухаммедом. Он рано остается без родителей. И воспитывает его дядя. С 12 лет Мухаммед пас овец, потом стал участвовать в торговых делах своего дяди… Надо сказать, что в Мекке в то время живут арабы – язычники. Мухаммед растет , работает – помогает дяде организовывать торговые караваны, перевозить товар из города в город, из страны в страну. В 25-летем возрасте он поступает на должность приказчика к богатой 40-летней вдове по имени Хадиджа. Со временем он женится на ней и живут они вместе до самой ее смерти. Богатство жены избавляет его от необходимости работать ради хлеба насущного. И он углубляется в размышления о сущности жизни. И вот, будучи в возрасте 40 лет, сидя в пещере (там легче думается), он удостоился видений, во время которых ему были переданы откровения Аллаха. Является Мухаммеду архангел Джабраил (а по-русски – Гавриил) и говорит: “О Мухаммад! Подлинно, ты — истинный Посланник Аллаха!”. Мухаммед даже пугается, принимая его за шайтана. Но Хадиджа, любимая жена его, убеждает мужа, что да, он пророк, его миссия — быть посланником Аллаха. И начал он проповедовать. Но «нет пророков в своем отечестве». Язычники — арабы не желают переходить от поклонения идолам к почитанию единого Бога. Враждуют они с Мухаммедом. Но пока живы его дядя и Хадиджа, его не трогают. После же их смерти Мухаммед вынужден бежать в Ясриб, в город, который позднее получил название Медина аль-Наби – город Пророка. В Ясрибе в то время (самое начало 7-го века) жила довольно большая еврейская община. Новоиспеченный пророк учится монотеизму у иудеев, многое берет из основ их религии. Он ожидает, что евреи признают его пророком. Но для них он – чужак. Большинство из них относится к нему с пренебрежением, высмеивает его пророчества и попытки приспособить библейский материал к собственному учению.
И Мухаммед обращается к жителям Ясриба — неевреям. Враждебные курейшитам из Мекки, они принимают Мухаммеда и его пророчества. И вскоре большинство мединцев вступает в число правоверных. Год переселения Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г.) стал считаться первым годом новой мусульманской эры. Поэтому она носит название хиджра, что в переводе с арабского означает «переселение».
В евреях же Мухаммед видит постоянную опасность для своего учения. Поэтому какие-то еврейские кланы он изгоняет из города, часть мужчин уничтожает, женщин и детей продает в рабство. Чего уж церемониться с инакомыслящими. Оставшаяся немногочисленная еврейская община уже не представляет угрозы Мухаммаду и с течением времени прекращает свое существование.
А уже с 623 г. Мухаммед ведет открытые военные действия против Мекки, нападает на идущие туда и оттуда караваны. После многолетних военных действий в 630 г. Мекка сдается Мухаммеду.
Сначала мусульмане, как и иудеи, молились в сторону Иерусалима. Но однажды во время совершения молитвы Пророку было ниспослано откровение об изменении киблы (напрвления молитвы) в сторону Священной Каабы в Мекке. И с тех пор мусульмане, где бы они не были, моляться в сторону Мекки.
В 632 г. Мухаммед умирает. И как во все времена и везде начинается борьба за власть. В конце концов, благодаря решительности одного из сподвижников пророка Мухаммеда по имени Умар ибн аль-Хатта́б аль-Фарук на должность халифа был избран Абу Бакр, отец одной из жен Мухаммеда Аиши. Во время его правленияОмар, как иначе известен Умар ибн аль-Хатта́б, был его главным помощником. И, как понятно, перед своей смертью Абу Бакр завещал Халифат Омару. И уже в 634 году Омар стал вторым Праведным халифом. И этот вот Омар сыграл исключительную роль в распространении Ислама и превращении его в мировую религию.
В 636 году начинается арабское мусульманское нашествие на Палестину. И на Земле Израиля начинается новый период – мусульманский. Разрушаются христианские и строятся на их месте мусульманские святилища. И в 688—692 г.г. на вершине горы Мориа халиф Умар ибн аль-Хатта́б построил мечеть, получившую название «Купол Скалы» — «Куббат ас-Сахра» .
Там же, на горе Мория, Омар строит небольшой молитвенный дом, который следующие правители расширяют, достраивают, землетрясения разрушают, и следующие правители вновь восстанавливают Мечеть аль-Акса, Масджид аль-Акса, она же — Отдаленная Мечеть (от Мекки и Медины, конечно). И эта мечеть и «Купол Скалы»становятся традиционным местом паломничества мусульман, третьим по значению после Мекки и Медины.
Раскопки у Западной стены
В глубь веков
В 11 в. Иерусалим захватывают крестоносцы. С небольшим перерывом они властвуют над Иерусалимом до 1244 г.. Купол Скалы был передан в распоряжение монахов-августинцев и обращён в церковь, а в мечети Аль-Акса был устроен королевский дворец. В 1187 г. Салах ад-Дин, султан Египта и Сирии, разбивает крестоносцев и овладевает большей частью Палестины и, после недолгой осады, Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. Но в 1229 г. крестоносцы возвращаются в Иерусалим и владеют городом до 1244г. И опять вплоть до османского завоевания в 1516 г. Иерусалим находится под властью египетских монархов. Затем, в течение 400 лет, до 1917 г. Иерусалим входит в состав Османской империи, после чего переходит под управление Великобритании. А с 1949 г. Иерусалим – столица Израиля.
И хочу особенно отметить, что Иерусалим НИКОГДА не был столицей никакого арабского государства. И не было на Земле этой НИКАКОГО арабского государства. И в 135 г (повторяюсь!) Римский император Адриан переименовывает Иудею в Палестину.
И еще несколько слов про Храмовую гору. Во время Войны за Независимость Израиля в 1948 году Старый город вместе со всей Храмовой горой и Стеной Плача был оккупирован Трансиорданией. Израильтяне не могли посещать свои святые места на иорданских территориях. В 1967 г., во время Шестидневной войны, израильские войска заняли Старый город. Весь Иерусалим, включая Храмовую гору и Западную Стену, оказался под контролем Израиля. Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой под командованием Мордехая Гура, передавшего по рации слова, вошедшие в историю: «Храмовая гора в наших руках! Повторяю — Храмовая гора в наших руках!» Однако вскоре, под давлением арабского мира, управление Храмовой горой было передано мусульманскому Вакфу (по мусульманскому праву это имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели).
Про действия Вакфа на Храмовой горе можно написать не одну диссертацию. А пока что мы, израильтяне, не всегда и не все имеем право подняться туда, где стояли Храмы. А если и пустят туда, то тщательно проверят, чтобы не было у вас ни флажка израильского, ни молитвенника, ни вообще какого-либо символа, знака причастности к иудаизму.
Терпеливо стоим в очереди. А мимо к Стене Плача проходит народ, В этот день там, у Стены, много мальчиков отмечают свое совершенолетие — Бар-мицву. Нарядные мальчишки, нарядные гости под веселую музыку и в сопровождении массовиков — затейников проходят мимо нас, тоже подпевающих и пританцовывающих, от Мусорных ворот к Котелю (Стене Плача).
Эти гости слегка отстали
А это туристы. В шортах к Стене не пустят. Постоит у ограды.
Вот и достояли в очереди до этой самой проверки на КПП, у входа на Храмовую гору.
Вход на Храмовую гору там, где начинается переход.
Под зонтами, на мужской стороне справляют мальчикам бар-мицву
А что увидели на Храмовой горе – в продолжении.
Автор — Римма ГУТКИН