Выбор

swordc

«Все во власти Небес, кроме страха перед Небесами»
Талмуд4

В книге рава Хаима Шмулевича есть глава, посвященная Биламу. Это чрезвычайно противоречивая личность в Торе. Его поступки свидетельствуют, что этот человек находился одновременно во власти огромных сил тьмы и света. Он знал своего Властелина и был величайшим из пророков. Талмуд говорит: «И не поднимется пророк в Израиле, подобный Моше, но поднимется среди народов мира. И кто же он? – Билам». С другой стороны, это человек, в мерзости своей разрушивший все нравственные устои и опустившийся ниже самого последнего злодея. Именно он основал проституцию. Трудно охватить разумом такие крайности, но всё возможно в заблудшем и запутанном человеческом сердце.

Пророческий дар Билама получил без особых усилий с его стороны, без работы надо собой, и поэтому он остался тем, кем был, несмотря на все свои знания и постижения. В трактате Авот описываются качества Билама и его учеников: дурной глаз, гордыня и жесткость.

Но он не был обычным злодеем. Он очень беспокоился о жизни в будущем мире и просил у Всевышнего: «Да умру я смертью прямых, и да будет кончина моя, как у них!». «У них» — имея в виду Авраама, Ицхака и Якова. Билам прекрасно знал, что основное качество наших праотцов – это прямота, и только благодаря прямоте достигли праотцы настоящей цельности. В моей песне о Высоцком есть парафраз: «ни единой минутой не лгу». Кто-то уточнил: «Вы, наверное, перепутали. У Высоцкого ведь звучит: «не единою буквой»?». К сожалению, я так и не смог ему объяснить, что главное отличие верующего человека от простого гения –то, что в религии и в жизни он одинаковый. Поэтому Высоцкий, при всех его заслугах, грешил в жизни: выпивка, наркотики и так далее – и он не мог утверждать, что «не лжёт ни единой минутой».

В Гемаре Санхедрин приведена история о смерти Билама, и мудрец Рав говорит, что его казнили всеми четырьмя видами казни, упомянутыми в Торе – побиением камнями, удушением, мечом и сжиганием.

Спрашивается – за что ему такая честь? Ведь преступников-неевреев в те времена казнили только мечом. Оно, конечно, тоже не очень приятно, но почему такой шовинизм?

Дело в том, что каждый вид казни искупает определенный грех. Так как Тора налагает на евреев больше обязанностей, то выше и ответственность. И многие вещи, греховные для евреев, не являются запретными для неевреев.Им не нужно столько видов искуплений. Но почему же выделился Билам?

По моему скромному мнению, причина вот в чём. Всевышний не оставляет без внимания даже молитву злодея, когда он просит приблизиться к Б-гу. Но комментаторы подчёркивают, что Билам желал только: «да умру я смертью праведников», но не: «да живу я жизнью праведников»!  Вот и получил, что просил.

Одних просьб и даже казней недостаточно. Нужно ещё смириться перед Всевышним, а для этого порой не хватает даже самой совершенной мудрости. Если бы Билам сумел воспользоваться своим великим прозрением, когда он благословлял народ Израиля и постиг всё его величие, если бы он нашёл в своей душе силы для истинного раскаяния – возможно, он числился бы среди величайших праведников человечества. Ведь не случайно Талмуд приводит истории о раскаянии величайших злодеев, таких, как Навузадаран и Фараон.

Но Билам не сумел. И несмотря на то, что поневоле данные им благословения несли в себе такое благо, что «народ Израиля питается ими до самого прихода Машиаха» — он не удостоился особой помощи небес. Ведь, когда Билам нашёл свою смерть, он шёл в Мидьян за наградой – платой за совращение и гибель множества евреев в Шиттим. «Тому, кто ввёл в грех многих, небеса не помогают раскаяться». А собственных душевных силу Билама не хватило. Ведь зависть, гордыня и жестокость определяли суть его учения  о жизни,- в то время, как высшие разум и сознание были направлены только на то, как умереть.

«Жизнь и смерть предлагаю Я тебе. Пожалуйста, выбери жизнь!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Выбор

  1. Во время знакомста с Эйсавом Яаков впереди всех разместил детей служанок Залпы и Билха. Сегодня потомкам детей служанок принадлежит власть над всей территорией Израиля. Поэтому они кроме своих амбиций ничего противопоставить врагам еврейского народа не могут. Это деть служанки Зилпы потомки колена Ашера стали социалистами мечтающими о дружбе всех неимущих евреев планеты.Это потомки колена Гади создавшие ядерные щиты во всех странах Антигитлеровской коалиции и выпустившие злого джина из бутылки. Джина способного уничтожить жизнь на всей Планете в считанные часы. Это потомки Билхи из колена Дана и Нафтали. Потомки колена Дана возглавляют судебную систему государства Израиль и делают всех евреев Израиля окупантами собственных земель. Это потомки колена Нафтали считающие себя умнее Всевышнего и владеющие всеми средствами массовой информации Израиля.Израиль должен принадлежать потомкам Леи и Рахели и тогда никто у евреев их земли отобрать не сможет. Лея дала еврейскому народу самых отважных воинов из колена Иегуды. Самых искусных строителей из колена Шимона. Самых мудрых раввинов из колена Леви.Самых лучших медиков и врачей из колена Реувена.Самых талантливых бизнесменов из колена Иссахара. Самых талантливых торговцев из колена Звулуна Потомки колена Беньямина всегнда были самыми талантливыми ремесленниками и создателями разных предприятий,а это потомки проматери Рахели.Потомки проматери Рахели из колена Йосефа создавали огромное количество рнабогчих мест для евреев и неевреев в странах рассеяния.Поэтому потомки Залпы и Билха должны уступить власть над народом Израиля потомкам Рахели и Леи и создать для самого отважного воина еврейского народа должность еврейского монарха.

Обсуждение закрыто.