Взявшись за гуж борьбы с расовым профилированием, негоже говорить, что не дюж. Это не скороговорка для отработки твердых шипящих согласных в русской фонетике, а печальная правда американской жизни.
Нашу полицию обвиняют в том, что она непропорционально часто останавливает и осматривает чернокожих граждан, а полиция оправдывается, что такие граждане совершают непропорционально много преступлений. Жертвами и объектами таких преступлений становятся разные люди, которым это тоже не нравится, и они волей-неволей относятся к гражданам чернокожего вида с большей подозрительностью и опаской, чем к прочим, как это ни возмутительно. Конечно, искоренению этих расистских предрассудков очень помогло бы повышение правосознания нашей замечательной чернокожей общины, но она больше увлечена критикой общества, чем самокритикой.
Не стихает ропот, а то и гул возмущения в связи с тем, что полицейские остановили и обыскали человека ни за что ни про что. Обычно такое происходит в криминогенных районах, и, хотя остановленный оказывается судимым в прошлом, в данном случае он ничего не совершил и не нарушил. Перед полицией все равны, но куда хуже, если по внешнему виду задержат достойного, честного, а не дай Б-г, состоятельного и известного человека. Перед законом, конечно, все равны, но, как учил Оруэлл, некоторые немножко равнее. Это касается не только полиции, а, скажем, водителей кар-сервиса и желтых такси, которые чаще других в индустрии сервиса становятся жертвами грабежей.
Нью-йоркские таксисты не хуже полицейских знают наиболее криминогенные районы города и при совокупности времени суток и внешности пассажира иногда отказываются ехать туда. Если такой пассажир действительно собирался ограбить водителя, он промолчит и пойдет искать другого, а честный пассажир возмутится и пойдет искать справедливость в суде. В свое время такой скандал поднял знаменитый голливудский актер Дэнни Гловер, который останавливал «желтые кэбы» в центре Манхэттена, и, по его словам, несколько водителей проехали мимо только потому, что он чернокожий. Я понимаю Гловера, но отчасти понимаю и водителей. Конечно, поделом упрекнут меня правозащитники: так мы вернемся к Алабаме пятидесятых годов с местами для чернокожих в городских автобусах. Конечно, соглашусь с ними я и уныло суну под нос свежую сводку об очередном нападении на таксиста.
Последним взрывом общественного негодования, которое я опять-таки понимаю и полностью разделяю, стали несколько случаев, когда достойным чернокожим ньюйоркцам чинили препятствия при покупке дорогих товаров в дорогих магазинах. На прошлой неделе в манхэттенское отделение Верховного суда штата Нью-Йорк поступил иск афроамериканца Роберта Брауна, известного по ведущей роли трубача в телесериале Treme, который с апреля идет по каналу HBO, и по роли черного подростка в фильме Finding Forrester, где он снялся с Шоном Коннери 13 лет назад. В иске 29-летнего Брауна сказано, что 8 июня он пришел в дорогой универмаг Macy’s на 34-й улице и Бродвее, где купил в подарок маме, которая окончила колледж, часы Movado за 1300 долларов. Браун расплатился кредитной картой, но работники магазина решили, что она краденая или поддельная, и на всякий случай вызвали полицию. Браун пытался показать удостоверение личности, но ему надели наручники, примерно час продержали под замком, обыскали и отпустили. Истец и его адвокат Джон Элефтеракис обвиняют компанию Macy’s и городскую полицию в нарушении гражданских прав. «Тому, как с ним обошлись, — заявил адвокат, — нет иного объяснения, как его раса».
За несколько дней до Роберта Брауна в тот же суд поступил иск 19-летнего Трэйона Кристиана, проживающего в Квинсе чернокожего студента City College of Technology. В апреле Трэйон пришел в манхэттенский универмаг Barneys на Мэдисон-авеню и 61-й улице, где выбрал себе брючный ремень фирмы Ferragamo за 349 долларов. Деньги он заработал честным трудом без отрыва от учебы. Трэйон расплатился картой и ушел с покупкой, но меньше чем в квартале от магазина его остановили полицейские в гражданской одежде, которые сказали, что им позвонили из Barneys и сообщили, что его карта поддельная. Юношу в наручниках доставили в 19-й участок, где продержали два часа, пока банк подтвердил активность его счета и законность карты. Возмущенный Кристиан вернул ремень в магазин и обратился к адвокату Майклу Палилло, который утверждает, что его клиента арестовали, решив, что чернокожий юноша не может позволить себе такую покупку, и что в результате незаконного ареста Трэйон перенес физические и душевные страдания.
Через день после сообщения об иске Трэйона Кристана стало известно, что в городскую комиссию по рассмотрению жалоб на полицию поступило заявление афроамериканки Кайлы Филипс. 21-летняя Кайла живет в бруклинском районе Канарси и учится на медсестру. Филипс утверждает, что в Barneys с ней обошлись аналогичным образом в феврале, когда она купила там за 2500 долларов оранжевую замшевую сумку Celine, о которой давно мечтала. Получив крупный возврат с налогов за работу в Home Depot, она положила деньги на свой счет в Bank of America, но постоянную дебетную карту ей еще не прислали, и за сумку она расплатилась безымянной картой для банкомата. Как и в случае с Трэйоном Кристианом, ее задержали в нескольких кварталах от магазина, на станции сабвея «Лексингтон-авеню и 59 стрит». По словам Кайлы Филипс, это были трое мужчин и женщина, которые грубо прижали ее к стене, задали несколько вопросов и потребовали объяснить, почему ее карта без фамилии и как она могла позволить себе такую дорогую покупку. Сейчас Кайла Филипс и ее адвокат Карим Вессап намерены потребовать с управления полиции 5 млн долларов за самоуправство с расовым душком. Адвокат сообщил, что компании Barneys будет вчинен отдельный иск.
По данным полиции, за этот год в магазине на Мэдисон-авеню зарегистрировано 54 случая расплаты крадеными кредитными картами и проведено 46 арестов, но о расовых мотивах не сообщается. Комиссар полиции Рэймонд Келли пояснил, что для его подчиненных давно стали обычными вызовы в дорогие магазины, где либо что-то украли, либо расплатились краденой картой. «В 19-м участке, где расположен универмаг Barneys, — добавил Келли, — в этом году таких случаев стало на 70% больше».
Компания универмагов Barneys заявила, что там не дискриминируют покупателей, а только следят за правильностью оплаты. Тем не менее компания пригласила экспертов по гражданским правам и обратилась к лидерам афроамериканской общины для диалога. Один из них, правозащитник и проповедник Ал Шарптон, сообщил, что ему позвонил главный управляющий Barneys Марк Ли и выразил глубокие сожаления и искренние извинения. Преподобный Шарптон отпустил Марку Ли и его универмагам грехи, но тем не менее в присущей ему манере городского баламута призвал афроамериканцев, с которыми случилось подобное, выступить на митинге у его офиса в Гарлеме.