Три уровня выполнения заповедей

Недавно мы обсуждали три уровня понимания сюжетов Торы и Танаха. Мы говорили об уровне буквального понимания сюжета (как истории), о психологических аспектах (что чувствуют персонажи) и о мистических аспектах (сюжет как описание глубинного процесса).
На сайте нашей газеты возникло обсуждение статьи. Автора спросили: «Тора — это не только сюжеты, но и мицвот. Как они вписываются в эту схему?»
Можно сказать, что Тора содержит два «мегаизмерения» — сюжетный и законодательный.
Мы выделили в той статье сюжетное измерение, так как в сознании многих читателей сюжеты Торы воспринимаются как «сказки и мифы», которые считаются «детским чтением» и поэтому не рассматриваются всерьез. Законодательный аспект Торы как сборника заповедей (мицвот) также имеет эти же три уровня понимания: буквальный, психологический и мистический.
Буквальный уровень — это описание того, как выполнять заповедь.
Психологический уровень очень важно разделить на свои два измерения.
Первое — позитивное измерение, называется в иудаизме «кавана». Оно описывает то, что человек должен думать и ощущать в то время, как он выполняет заповедь. Важно не просто делать действие или не нарушать запрет, но важно то, что при этом происходит в нашем внутреннем мире.
Есть нормативные аспекты: например, мы, выполняя мицву, думаем о том, что ее нам дал Б-г, а не просто написано в книге. И могут быть индивидуальные вариации в выполнении заповеди. Каждый человек может внести свои мысли-каванот в выполнение мицвы.
Кроме позитивного аспекта психологического измерения чрезвычайно важно осознавать «негативный», или «конфликтный», уровень. У многих людей выполнение заповеди связано с внутренним психологическим сопротивлением (саботажем). И преодоление саботажа — важнейшая часть нашей духовной работы.
И здесь возникает задача — пролить свет на эти процессы.
Дело в том, что существует масса аспектов и различий в формах и причинах саботажа. И кстати, не всегда люди понимают причины саботажа других людей. У саботажа есть культурно-массовые аспекты и личностные факторы.
Большинство евреев, воспитывавшихся в Советском Союзе, «имеют саботаж», связанный с пропагандой атеизма, который нам насильно навязывали в то время.
В свободной Америке часть саботажа связана с ошибочным пониманием свободы. Люди думают, что никто не вправе им навязывать, что они должны делать. Из-за этого они не могут принять идею мицвы, считая, что им никто не может приказывать, а только советовать. Существует и уровень персонального саботажа. Часть его связана с влиянием психотравм. Так, человек, который испытал на себе проявления зла, может бессознательно протестовать против самой идеи Б-га (допустившего «несправедливость») и, как следствие, не принимать идею мицвот, так как в его «глазах» есть проблема с «репутацией» того, от имени кого даются мицвот.
Нам очень важно осознавать причины саботажа и научиться их преодолевать. И чем больше усилий мы прикладываем для этого преодоления, тем больше заслуг мы получаем, выполняя мицву.
И наконец, мистическое измерение мицвот. Многие еврейские мистики дают нам объяснение того, как мицва влияет на наш мир, но не напрямую, а через глубинные измерения и связи. Большой вклад в это понимание внес хасидизм. Мистический уровень требует зрелости человека, поэтому к его изучению приступают во взрослом возрасте. Для этого также могут разрабатываться специальные теории и понятия. Так, в частности, система сфирот также используется для глубинного понимания заповедей.
Когда в Торе сказано, что Б-г поднял Авраама над звездами, мистики объясняют, что это в том числе означает, что Б-г научил Авраама (и его потомков — евреев) тому, как выйти за рамки природы (звезды символизируют влияние природы, которое изучают, в частности, астрологи).
И когда мы изучаем мистическое измерение заповедей, это наполняет наше соблюдение особым смыслом, силой и влиянием.

Хорошие новости
Спустя год после урагана Sandy в нашем еврейском центре JCBB мы закончили ремонт нашей малой синагоги, где проходят уроки. Она стала еще красивее, чем до «потопа». Добро пожаловать!
И еще. Недавно еврейский образовательный сайт www.dor4.ru
взял интервью у р. Меира Брука, которое можно прочесть по адресу: www.dor4.ru/?p=4333.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора