Альтернативная теория
Если евреи и антисемиты в чем-то и согласны, так это в признании умственного превосходства евреев. И действительно, элементарная статистика показывает совершенно непропорциональное преобладание евреев во многих областях человеческой деятельности, требующих высокого уровня интеллектуальных способностей, в первую очередь в коммерции, финансах, науке и медицине. Евреи составляют всего 0,2% населения земного шара, но эта ничтожная кучка дала миру 27% лауреатов Нобелевских премий по физике, 31% – по медицине и физиологии, 54% чемпионов мира по шахматам.
В Америке лишь 2% населения – евреи, но на их долю приходятся 21% студентов элитных университетов «Лиги плюща», 26% лауреатов премий Кеннеди-центра, присуждаемых выдающимся деятелям искусства и культуры, 37% «оскароносных» кинорежиссеров, 38% ведущих филантропов и 51% лауреатов Пулитцеровских премий в области журналистики и музыки.
Эти достижения опираются на исключительно прочную образовательную базу. Среди американских евреев вдвое больше лиц с высшим образованием и в четыре раза больше магистров и докторов наук, чем среди населения страны в целом. Как и следует ожидать, образование приносит экономические плоды: вероятность получения работы, требующей высокой квалификации и соответственно оплачиваемой, для евреев на треть выше, чем для остального населения Америки, а еврейский семейный доход на 25% выше соответствующего показателя для средней американской семьи.
Но вот вопрос – почему так сложилось? Откуда у евреев такая мощная тяга к знаниям? Почему они добились таких успехов в профессиях, залогом которых являются грамотность и высокий уровень образования? На этот счет предлагаются разные теории. Наиболее популярная из них постулирует принцип естественного отбора под давлением обстоятельств: евреям было запрещено владеть землей, для них был закрыт доступ в ремесленные гильдии, и фактически единственной остававшейся возможностью заработка для евреев были торговля и финансы, т.е. области, где требовалось грамотность, смекалка и умственная изворотливость, т.е. по современным понятиям – высокий IQ.
Любопытная гипотеза, которую я в сжатом виде описал в предыдущей статье на эту тему («Идише коп»), усматривает причины высокого уровня умственного развития евреев в физиологии: вековой отбор привел к изменениям на генетическом уровне. Но авторы недавно вышедшей из печати книги подошли к вопросу с совершенно других позиций. На основании пристального изучения исторических материалов в сочетании с дотошным экономическим и демографическим анализом преподаватели Бостонского университета профессор Маристелла Боттичини и профессор Цви Экстайн пришли к совершенно иным выводам, суть которых раскрывается в самом названии их монографии: «Кучка избранных: как образование определило ход еврейской истории с семидесятого по тысяча четыреста девяносто второй год» (Maristella Botticini, Zvi Eckstein The Chosen Few: How Education Shaped Jewish History, 70-1492, Prinston University Press, 2012).
* * *
Со времен вавилонского пленения в 6 веке до н. э. до разрушения Второго храма римскими войсками в 70 г. н.э. иудаизм стоял на двух столпах – религиозных обрядах, совершаемых священниками в Храме, и изучении Священного Писания –Торы, молитве и синагоге. И то и другое было уделом крохотной образованной элиты, принадлежавшей к двум враждовавшим сектам: храмовым священнослужителям-саддукеям и раввинам-фарисеям.
Однако Иудейская война, т.е. восстание евреев Иудеи против римского владычества, в корне нарушила сложившееся равновесие. Война была чрезвычайно кровопролитной: римский историк Тацит пишет, что в ней погибло не менее 600 тысяч евреев. Но жертвы распределились между двумя сектами неравномерно. Саддукеи, из рядов которых вышли все лидеры восстания, были практически поголовно истреблены, в то время как фарисеи не принимали участия в войне и в массе своей уцелели.
Разрушение Храма римлянами и принудительное рассеяние евреев по всем пределам Римской империи по необходимости сдвинули центр тяжести иудаизма, поле религиозно-идеологической битвы осталось за вероучителями-фарисеями: раввинами и талмудистами. На протяжении нескольких последующих столетий они в корне преобразовали иудаизм, кодифицировали Талмуд и провозгласили принцип всеобщего обязательного религиозного образования. За неимением священников, представлявших верующих перед Богом, отныне каждый еврей должен был самостоятельно читать и изучать Тору и – что особенно важно – учить своих сыновей этому искусству. Раввины видели в поголовном образовании главный залог сохранения еврейской религии и нации в условиях диаспоры. В мире, где подавляющее большинство населения не умело читать и писать, это было поистине революционное требование.
Революционное, но весьма обременительное. В первые столетия после разрушения Второго Храма евреи в подавляющем большинстве были нищими крестьянами, для которых были непосильны немалые расходы, сопряженные с необходимостью давать образование своим сыновьям. Возникла главная дилемма существования евреев: либо сохранять приверженность своей религии и нести соответствующие финансовые жертвы, либо отвергнуть иудаизм и освободиться от обременительных обязанностей, которые накладывала еврейская религия, включая и соответствующее финансовое бремя. Несложно заключить, что выбор диктовался предпочтениями и возможностями каждого отдельного еврея. Те, кто был недостаточно стоек в вере или кому не давалась премудрость вследствие недостаточной живости ума, естественно тяготели к более легкому пути – отказу от религии своих отцов.
Иными словами, здравый смысл подсказывает, что часть еврейского народа должна была ассимилироваться и что вследствие этого численность евреев должна была постепенно уменьшаться. И действительно, в период, когда создавался Талмуд, с III по VI век н.э., четко обозначились две тенденции. С одной стороны наблюдалось повышение уровня грамотности в еврейской общине, в основных чертах сельскохозяйственной. С другой стороны, происходила медленная, но неуклонная ассимиляция – в основном посредством перехода в христианство с соответствующим сокращением численности иудеев. Если накануне разрушения Второго Храма в Римской империи насчитывалось приблизительно 5,5 миллионов евреев, то к 650 году их оставалось лишь 1,2 миллиона.
Сокращение численности еврейского населения, конечно, отчасти объяснялось военными потерями, эпидемиями и обычными бедствиями, выпадающими на долю покоренных и депортированных народов. Но по расчетам демографов на долю этих факторов должно было придтись не более половины убыли еврейского населения, т.е. около 3 миллионов. Это значит, что примерно столько же евреев уцелело. Так куда же делись две трети из этих трех остававшихся миллионов? Боттичини и Экстайн отвечают: эти два миллиона евреев ассимилировались и перестали быть евреями.
* * *
В середине VII столетия на историческую сцену вышел ислам. В считанные десятилетия возникла гигантская мусульманская империя, простиравшаяся от Геркулесовых столбов до Индии и Китая. Ее отличительными признаками были не только общая религия и общий (арабский) язык, но также единые институты и законы. В этой питательной среде, как грибы после дождя, повсюду стали бурно расти города, возникла коммерческая экономика. Процессы глобализации и урбанизации породили острую нужду в образованных специалистах, владеющих интеллектуальными профессиями.
В таких условиях поголовно грамотные евреи оказались особенно востребованными, и в результате в период с 750 г. по 900 г. почти все евреи в Месопотамии и Персии – три четверти всемирного еврейского населения – оставили занятие сельским хозяйством, переселились в крупные города Умайядского и Аббасидского халифатов и стали специализироваться на занятиях, требовавших грамотности и высокого уровня интеллектуальных навыков. И спустя четыре столетия на всем пространстве мира ислама – от Самарканда до Багдада, от Каира до Кордовы – существовали процветавшие еврейские общины, занимавшиеся торговлей, ростовщичеством, медициной и ремеслами. Причем, указывают авторы книги, эта смена рода занятий – переход от крестьянского труда к гораздо более выгодным городским профессиям – произошла еще до того, как евреям было запрещено владеть землей.
Иными словами, Боттичини и Экстайн дали новый оригинальный ответ на вопрос огромной исторической важности: каким образом евреи стали народом коммерсантов, банкиров, ученых и врачей. По их мнению, это произошло не по необходимости и не из-за запретов, а ввиду очевидного преимущества евреев в уровне образования. Преимущества, явившегося следствием травматического события – разрушения Второго Храма, которое вынудило всех евреев, сохранивших приверженность религии своих предков, учиться и приобретать грамотность. Это подготовило евреев к ключевой роли в нарождающейся экономике мусульманской империи, поскольку их особые таланты и знания были отлично приспособлены к нуждам урбанистического и глобализованного мира.
Своим успехам в коммерции, в первую очередь международной, в немалой степени способствовали традиции и институты еврейства. Наличие раввинских судов для разрешения гражданских конфликтов давало необходимую уверенность для развития и роста коммерческих предприятий. Крепкие связи между разными общинами, порожденные единой религией и общим языком, обеспечивали исполнение договорных обязательств. Любопытный факт: еврейские купцы могли даже путешествовать, не имея при себе крупных сумм денег, чтобы не дразнить аппетиты разбойников, ибо в любом новом месте им достаточно было лишь найти еврейскую общину, обычно компактного расселения, где их принимали и снабжали всем необходимым, в том числе и неограниченным кредитом.
Все это давало евреям громадные преимущества перед их христианскими и мусульманскими конкурентами. Это также объясняет поразительные успехи евреев в профессиях, связанных с функционированием кредитно-денежных рынков. В XII-XIII веках ростовщичество было уже привычным еврейским занятием в Англии, Франции и Германии и их главной профессией в Испании, Португалии, Италии и в других странах Западной Европы.
Эта точка зрения противоречит общепринятой теории о том, что европейские евреи в средние века специализировались на ростовщичестве по необходимости, ввиду отсутствия альтернативы, и что они просто заполнили пустовавшую нишу, поскольку мусульманам и христианам религия запрещала ссужать деньги под проценты. Боттичини и Экстайн утверждают, что евреи без принуждения занимались банковской деятельностью, потому что обладали соответствующими знаниями и навыками. В то время, когда даже короли могли лишь неумелой рукой вывести под своим указом крест, евреи умели читать и писать, знали математику и располагали институтами, которые обеспечивали неукоснительное исполнение контрактов. Помимо этого, у них в руках был капитал, накопленный тяжкими трудами в коммерции и ремеслах, и беспрецедентная сеть связей между разными общинами, рассеянными по всему свету.
* * *
Третьим историческим событием, которое кардинальным образом отразилось на евреях, стало нашествие монголов на Ближний Восток, по непонятной причине практически не отраженное в учебниках еврейской истории. Монголы вторглись в Персию и Месопотамию в 1219 году, а процесс завоевания всего региона завершился разгромом Багдада конницей Хулагу-хана – внука Чингисхана. Урбанистская и коммерческая экономика Аббасидской империи рухнула, Месопотамия и Персия были экономически отброшены в глубь веков, вернувшись к примитивному сельскому хозяйству. В результате существенная часть еврейского населения Месопотамии и Персии и даже Египта и Сирии была вынуждена оставить иудаизм и обратиться в мусульманство: религиозная обрядность и требование обучения сыновей вновь стали непосильным бременем для многих осевших на землю евреев.
В результате всемирная еврейская община начала стремительно сокращаться и к концу XV века упала до беспрецедентно низкого уровня, грозившего евреям полным исчезновением. Сработал тот же самый механизм, который привел к укоренению евреев в интеллектуальных профессиях, но только в обратном направлении под действием внешнего фактора – монгольского завоевания.
* * *
Такова оригинальная теория, предложенная двумя бостонскими исследователями для объяснения «предрасположенности» евреев к занятиям интеллектуальными профессиями и их в среднем повышенным уровнем интеллектуального развития.
Автор — В. ВОЛЬСКИЙ
Иегуда.
При всем уважении к автору (впрочем, статья не совсем его: пересказ перевода), не согласен с ее концовкой. В 13-м веке с нашествием монголов еврейский мир не рухнул. Более того, в западном секторе Халифата, особенно, на Пиренейском п-ве еще 200 лет продолжался ее расцвет . Одновременно, в центральной Европе появились новые крупные еврейские общины, ашкеназские. Серьезный упадок сефардского еврейства пришелся уже на конец 15-го -17 вв, после Реконкисты и изгнания мусульман и иудеев с Пиренейского полуострова (далее — везде!). Но образование на остатках Халифата империи Османов, давшей хлеб и кров изгнанным евреям (по вполне корыстным мотивам!), дало новый толчок и новый очаг еврейской жизни.
А в начале первой волны Зеленого джихада, в 7-м в. евреи присоединились в мохаммедовому «движению» добровольно-принудительно, после погромов и проигранных арабам сражений. Часть умников-грамотеев сообразила, что лучше быть полоненными, чем убитыми, что в массе своей неграмотным дикарям, коими были арабы, включая самого «пророка», безуспешно посещавшего хедер, их знания и умения могут пригодиться, и они пошли на прагматический компромисс с арабами, которые принимали их как категорию «недолюдей», зимми.
Любопытно, что и через 14 веков находятся немало евреев, так же воспринимающих уже третью по счету волну Зеленого джихада.
== римский историк Тацит пишет==
Непонятно, почему автор ссылается на антисемита Тацита, а не на Иосифа Флавия, лучше и объективнее которого никто не описал Иудейскую войну.
Автор пытается притянуть за уши феномен выживания и преуспеяния евреев в разные периоды истории совершенно не принимая во внимание, что миром правит не его величество случай, а Г-сподь Б-г. И уникальность еврейского народа среди других народов земли — это «всего лишь» — Промысел Б-жий.
Если уж автор решил воспользоваться языком идиш для характеристики еврейского интеллекта, ему следовало бы знать, что слово «коп» — голова, — мужского рода, и притяжательное прилагательноe «еврейская» должно сочетаться с существительным мужского года, т.е., «а идишер коп» — с неопределённым артиклем «а», т.к. речь идёт не об определённой, а об абстрактной голове.
Поэтому грамотно статью следовало бы назвать «А идишер коп».
Молодец, Ицхаков! Садись. Пять!
Представления науки о развитии живой материи треьуют учесть роль сознания матери, в утробе которой развивается плод. Все живое в природе выбирает путь развития, требующий минимума расхода энергии. Это известно с древних времен, особенно у народов Индии, Китая, Японии. Поэтому, чем более развито сознание матери, тем выше интеллект ребенка. Независимость интеллекта от уровня образования это подтверждает. Но традиция мусульман не ориентирована на повышение сознания матери. В наше время даже разводящим породистых собак известно, что недопустимо включать в планы вязок сук, ощенившихся после первой течки, когда еще не завершено формирование организма животного. У человека процесс формирования физиологических систем организма продолжается до 20 лет, а иногда и до более зрелого возраста. Это явилось в наше время важным фактором снижения уровня сознания, в том числе и евреев. А это не позволяет людям противостоять инстинктам и эмоциям, так характерным для мусульман. Наука доказала, что уровень развития сознания отвечает за здоровье человека. Значительное «омоложение» многих болезней, рост преступности и насилия в обществе, рост ДТП, рост наркомании и алкоголизма – все это результат замедления развития сознания людей в современном обществе, но еще не осознанное медициной. И это несмотря на то, что тысячелетия тому Тора обратила внимание на то, что Бог, избрав РАДУГУ знаком союза с человеком, отказался в будущем использовать потоп для истребления людей. Появление приборов ГРВ позволило в реальном времени наблюдать влияние безнравственных мыслей человека на нарушение гармонии энергетического спектра ауры человека. Неразвитость сознания повышает роль интеллекта в принятии решений человеком, а интеллект не позволяет отличать добро от зла. Иными словами, неразвитость сознания ответственна за неадекватность восприятия действительности, а значит, и на поведение человека в различных ситуациях.
Статья и история, написанная якобы учеными — это подтасовка и передергивание фактов, а еще больше подтасовка выводов. Это и опасное заблуждение об умственном превосходстве евреев. И процентые выкладки о пропорции гениев среди евреев. Согласно такой арифметике, китайцы — самый глупый народ, потому что, если разделить количество китайских нобельских лауреатов на количество китайцев, то получиться ноль. Китайцы проиграют и по пропорции врачей и ученых и т.д.
Если Кличко -лучший боксер мира, можно ли сказать, что украинцы — лучшие боксеры мира? Становиться ли еврейский болван или хам, а их немало, лучше, потому, что он из одного племени с Эйнштейном?
Разговоры о превосходстве евреев ходят в основном сред евреев. Эти разговоры — одна из причин антисемитизма.
Англичане говорили(до исламизации ): у нас нет антисемитизма потому, что мы не считаем евреев умнее себя. Китайцы о превосходсте евреев не слыхали вообще.
А Бен Гурион говорил, что, мы нормальный народ, и разрешите нам иметь собственных воров и преступников.
Можно ли назвать итальянцев самой певучей нацией, а китайцев — самой трудолюбивой? Спросите других о нас. Они считают евреев жадными и хитрыми, и богатыми.
Марир, Вы себя к кому относите? Ближе к Эйнштейну или к Спинозе?
Анатолию
Галутный еврей веками воспитывался доминирующим окружением в «самооценке», что он: а) в доме младший; б) байстрюк, мамзер.
И ничем вам помочь не можем.
Не надо нас ни с кем сравивать, мы другие. Ам сегула.
Правда, традиция отличает нас по трем качествам, но среди этих трёх интеллекта нет. Милосердие есть.
Нет, ув. Марир. Вы не приписывайте мне то, что я не говорил. Не галутные – униженные, а равные другим народам. Не нужно вводить в заблуждение, что раз мы избранный народ, то значит и умнее других. Помню, говорили, вот мы уедем из России-Украины, все врачи, инженеры и т.д. Что с ними сизыми станет? Ничего не произошло. На место еврейских врачей немедленно нашлись украинские.
Уехали лучшие в мире шахматисты из России. Где они? Знаете ли Вы, что евреев почти нет в среде действующих чемпионов, лучших шахматистов. А русские, азербайджанцы, болгары, индусы представлены достойно.
Обернитесь, и вы увидите, что во всех музыкальных школах Америки большинство студентов – китайцы. Множество врачей и фармацевтов – индусы.
Я , естественно не умаляю и не отрицаю выдающуюся роль евреев в мире, но это не потому, что мы умнее других народов. Спросите израильского еврея-сабру, ему и в голову не придет хвастаться количеством евреев – врачей в Америке. И мне не нравится, когда евреев называют народом ювелиров, адвокатов или врачей в Америке.
Если вам не нравится принажлежать к народу юведиров, что могу поделать, если само слово «ювелир» происходит от слова еврей?
Или вы станете отрицать аномальное удельное количество наших соплеменников-нобелевских лауреатов?
Да, сейчас многие интеллектуалые виды деятельности переходят в руки индусов и китайцев. Но у них тоже есть база, прерванная, быть может, несколькими веками — база интеллектуального воспитания. И потом — они большие мастера приспосабливать готовое. И только! А берут числом и поколениями привитым трудолюбием, особенно китайцы.
А вы мне назовите, скажем, гениев умственного труда — африканцев, арабов, турок, персов…
Конечно, мы другие, Но и все другие народы другие. Поэтому в мире и делятся люди на разные народы
Безусловно! Только кто-то отличается в марафонском беге, а кто-то в интеллектуальной деятельности.
По нашей масорет (традиции) люди сперва делятся на евреев и 70 других народов, и это не гордыня, а то, что поддерживает нас на протяжении веков.
Я не стану отрицать выдающееся число евреев-нобелевских лауреатов, также как и ничтожное число интеллектуальных гениев среди арабов, африканцев и т.д. По дороге отвечу Патологу, который подтверждает меня цитатами из наших книг:
Правда, традиция отличает нас по трем качествам, но среди этих трёх интеллекта нет.
По нашей масорет (традиции) люди сперва делятся на евреев и 70 других народов,
Уверен,что по традиции папуасов люди делятся на папуасов и всех других
Расистские теории о превосходстве одних над другими выдвигались в разное время и разными народами.Монголы поработили пол мира с этой теорией. И англичане. Немцы, Русские японцы,китайцы считают других ниже себя и , что главное, приводят в подтверждение множество примеров. Как-то один итальянец с пеной у рта доказывал мне, что все в мире лучшее – у итальянцев: музыка, поэзия, литература, изобразительное искусство. Знаете, он был во многом прав! Мне не удалось вспомнить ни одного еврейского великого художника. И я постеснялся говорить о Шагале по сравнению с Микеланджелло. А в Греции мне доказывали,что древние греки есть отцы всего. При этом итальянцы презрительно назывались ими копировальщиками. И были правы! Но сколько великих художников среди итальянцев сегодня? А нобелевских лауреатов?
Да, сегодня, на протяжении последних 100-200 лет(для истории – капля) евреи, получив доступ к науке, доказали силу еврейского ума, и мы гордимся этим. Но в Древней Греции все тогдашние «нобелевские лауреаты» были греками. Также, как и персы и арабы в свое время имели отличные достижения.
Украинцы, бежав в начале 19 века из забитой Украины достигли выдающихся резудьтатов в Канаде. Армяне, рассеявшись из нищей Армении стали большими людьми по всему миру.
Вот вам мой вывод: Никакой лампочки во лбу у евреев нет. Всему есть исторические объяснения. Да,мы богоизбранный народ, но не для того, чтобы быть нобелевскими лауреатами.
Теория ваша опасная, галутная. Звучит она приблизительно так: нас били, убивали,а мы зато умнее всех. Мы нормальный народ, а не выдающийся. Мы хотим жить нормально, а не велико.
Больше всего мне подходят слова Ицхакова о вашей статье:
…Автор пытается притянуть за уши феномен выживания и преуспевания евреев в разные периоды истории совершенно не принимая во внимание, что миром правит не его величество случай, а Г-сподь Б-г. И уникальность еврейского народа среди других народов земли — это «всего лишь» — Промысел Б-жий.
Только у меня другие представления, чем у него о религии: В разное время в разных местах были подъемы и падения у разных людей. Школы, деньги, свобода, потребности – вот решающие факторы. Я не против называть это Промыслом Б-жьим.
Бессмыссленно о чем-либо спорить с балбесом, чьи сентенции в рамках «Блокнота агитатора». Евреи, оказывается, получили доступ к наукам всего 100-200 лет назад! Может, благодаря великому русскому народу и лично иоварищу Сталину? Но ведь, науки в их современном понимании и возникли в этот период! А евреи ВСЕГДА занимались науками в современном им понимании. И в Египте, и в Эрец Исраэль, и в галуте.
А вот, ваши хваленые мохаммедане, арабы в особенности, были в этом тупы и преуспевали лишь в геноцидах и разрушениях. Можно, конечно, повторять херню советского изготовления, но серьезных доказательств вы не приведете. Улугбек и Омар Хайям, преследовавшиеся мохаммеданами (Улугбека они просто растерзали!) — пример от противного. Ибо ислам принципиально запрещает занятия наукой. Так же, как запрещало средневековой христианство, отчего наука в нынешнем понимании в Европе стала зарождаться не ранее 16-17 вв. А вот, традиция изучения Торы развитию научного мышления очень даже способствует.
И еще. Предупреждаем, что этот ваш текст, юдофобского, в принципе, содержания, последний, что останется нестерым под нашими материалами. Вот такое предупреждение. Также будут удаляться тексты (касается всех!) с оскорблениями и брехней в наш адрес!)
Всего хорошего!
Кто вы дорогой, чтобы так разговаривать со мной? Цензор? Умник? Хам — это уж точно. Вы решили меня испугать вытиранием моих слов? смешно! В других еврейских местах я вытру вас. Оскорбление — удел слабых. Вместо того, чтобы поднять руки, вы перешли на оскорбления.
Мы не цензоры, а публикаторы и, повторяем, юдофобщину под своими публикациями не потерпим.
Что касается Хама? По вашим сентенциям в вас Шема не заподоришь. Типичный Анти-Шем!
«Да,мы богоизбранный народ, но не для того, чтобы быть нобелевскими лауреатами.»
О! Вот это самое!
Я воспользуюсь рекоммендацией Патолога: еврей должен быть милосердным. Вы, публикатор, вычеркните всех. Спорить будет легче :)))
Милосердие — лишь вариант перевода «рахмоним бней рахмоним», может, лучше «жалостливые дети жалостливых», может, мягко-чего-нибудь (sorry), короче, и на иврите-то трудно понять, не то, что в субъективных переводах. Не зря постимся в день первого перевода Торы, с тех пор искажений не счесть, хоть ANOVA пpименяй. Git Shabes.
Shobbot Shalom