Энергичные братья-партнеры

Недавно мне встретились несколько интересных и важных для понимания комментариев наших мудрецов на тему, почему наши праотцы любили своих «нееврейских» детей. Уточним ситуацию.
У Авраама кроме Ицхака был еще сын Ишмаэль. У Ицхака кроме Яакова был сын Эйсав. И мы знаем, что у праотцев были определенные отношения с этими сыновьями. И хотя сама Тора пишет об этих отношениях не много, в комментариях и мидрашах мы можем найти больше содержательных деталей.
Вот что интересного для нас пишут об отношениях Авраама к Ишмаэлю.
Авраам видел в своих сыновьях тех, кто возглавит движение по приобщению мира к ценностям Единобожия. И Авраам волновался, что Ицхак будет слишком «сложным» персонажем для влияния на «простые» окружающие народы. Ицхак был связан с чудесами (начиная с истории о его рождении), он прошел уникальную историю с жертвоприношением и воплощал качество гвуры — то есть был слишком строгим и требовательным. И Аврааму виделось, что более простой Ишмаэль был «ближе к народу», то есть к окружающим народам, и этим народам будет легче воспринять идею Единобожия от более похожего на них Ишмаэля, чем от «оторванного» от этого мира Ицхака.
Подобные идеи можно увидеть и в отношении Ицхака к своим сыновьям. Согласно описаниям в Торе, Яаков «сидел в шатре», а Эйсав «бегал по полю». И это выглядело в том числе и как то, что Яаков был замкнут на какие-то внутренние проблемы (внутри шатра), а Эйсав, «бегая по полю», был более открыт миру и поэтому мог легче влиять на него, чем «замкнутый» Яаков. Это очень важное наблюдение наших мудрецов, и оно поможет нам лучше понять мировую историю и ее динамику.
Сюжеты Торы описывают не только дела давно минувших дней. Как сказано о Торе, «маасэ авот симан ле-баним» (дела праотцев — модель для их потомков). И мы сейчас увидим, что модели Ишмаэля и Эйсава в полной мере воплотились в истории.
Начнем с простого Ишмаэля. Через многие века программа Ишмаэля, которую мы описали, воплотилась в «проекте» ислама. Как духовный наследник Ишмаэля было создано мусульманство с целью повлиять на народы региона и привнести в них идеи Единобожия. И так же как Ишмаэль выглядел простым и близким к соплеменникам, ислам создал простую религию, которая смогла быть воспринята простыми людьми Ближневосточного региона. Схема Авраама «сработала», и идеи вошли в мир.
Точно так же можно посмотреть и на христианство. Еврейство (модель — Яаков в шатре) не могло распространить напрямую свое влияние на гигантский мир народов Европы.  А христианство, взяв энергию «бегающего по полю» Эйсава, донесло до народов Европы идеи Единобожия.
То есть мы видим, что взгляды праотцев на своих нееврейских детей в полной мере выразились в эффективных стратегиях соответствующих религиозных моделей — ислама и христианства. И комментаторы Торы помогли нам лучше понять эту динамику.
Возникает непростой и неоднозначный вопрос: должно ли быть взаимодействие между еврейской цивилизацией и двумя большими мирами, построенными на моделях Ишмаэля и Эйсава? И Тора дает нам два ответа, точнее, две линии развития.
С одной стороны, мы видим, что между братьями — между Ицхаком и Ишмаэлем, а также между Яаковом и Эйсавом — не было близких и глубоких отношений. Это значит, что и мировые системы могут не пытаться слишком активно искать сближения, а развиваться своими путями.
Но с другой стороны, уже тот факт, что в Торе наши архетипные персонажи представлены братьями, намекает на то, что наши системы не совсем чужды друг другу. И нам надо искать какое-то отражение этих братских отношений в истории и в поисках перспектив.
Кстати, Яаков и Эйсав — не просто братья, а близнецы и имеют обоих общих родителей, в отличие от Ицхака и Ишмаэля, у которых разные мамы. Это намекает нам на более близкие отношения еврейства с христианством.
Кстати, согласно Мидрашу, голова Эйсава была похоронена в семейной усыпальнице наших праотцев в Хевроне, что также дает намек на некие связи и идеи.
И нашим современным духовным лидерам и мыслителям следует поглубже изучить те концепции, которые заложены в Торе, чтобы, с одной стороны, более адекватно понять историю, а с другой стороны, постараться найти перспективные и продуктивные направления развития отношений евреев с окружающим миром.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора