БАГАЦ не только дает, он и берет. Он, фактически, отбирает право у законодательной ветви власти, у избранного народом Кнессета (правда, сейчас имеющего невысокий рейтинг от того же народа) принимать законы, дезавуируя их, один за другим.
Верховный суд Израиля является высшей судебной инстанцией в государстве, он также выступает в роли Высшего Суда Справедливости (БАГАЦ). Согласно унитарной государственной парадигме, решения принятые этим Верховным органом являются обязательными для всех нижестоящих судов на территории страны.
Bозможно, у меня плохая память, но я могу вспомнить только очень немногие решения БАГАЦа, которые можно было бы отнести в пользу Израиля, его еврейскому населению, особенно, если это связано с какими-нибудь еврейско-арабскими проблемами.
Вот и хочется спросить «БАГАЦ, где же твоя Справедливость»?
Выступить с этой статьей меня заставило одно из последних решений БАГАЦа, связанное с африканскими нелегалами, не позволяющее заключать их в тюрьму (до трех лет), что бы они ни вытворяли на свободе. Этим решением БАГАЦ выпустил Джинна из бутылки. Если раньше они просто бесчинствовали, то сейчас, почувствовав поддержку Высшего судебного органа, вообще, перестанут с кем, и с чем-то считаться, включая полицию, и еще больше будут отравлять жизнь израильтянам, терпение которых итак на исходе. Так недалеко и до «взрыва».
Уже одно то, что эти люди незаконно пересекли государственную границу Израиля, ставит их вне закона. Между тем, их могли при инфильтрации через границу запросто застрелить без всякого суда и следствия, что уже неоднократно бывало во многих странах, в том числе и в Израиле, на границе между ним и Египтом. Никого за это не судили. Получается, что убить нелегала, замеченного не в том месте и не в то время можно, а поместить его за любое, в том числе и уголовное правонарушение в специальный лагерь для перемещенных лиц, стоимость строительства которого обошлась государству в немалые средства, нельзя?
Bозможно, и даже, наверное, с точки зрения формального закона, я не совсем прав. Закон суров….. Но я не юрист и пишу как возмущенный обыватель. Законы и всякие поправки к ним, и даже Основные законы пишут и принимают люди. А люди ошибаются, и закон может быть изменен. Это же не незыблемые Скрижали Завета, которые были даны Б-гом Моисею на горе Синай. Между прочим, для того чтобы назначить нынешнего председателя Верховного суда Израиля, не проходившего на эту должность по возрасту, Кнессет изменил существующий закон. Не Основной Закон, но все же, и ничего не случилось. Земля не провалилась, небеса не низверглись. «Правда, он не оправдал» ожидавшихся от него «правосторонних» надежд, но ничего, судит. А как судит, мы видим. Кстати, БАГАЦ часто дает государству, как и в случае с нелегалами, некоторое время, для приведения решения Кнессета в соответствие с существующими законами. Т.е., судьи понимают, что принимают вредное для государства решение и дают возможность и время что-то подправить.
Судьи понимают. А я не понимаю. Я не понимаю, как Кнессет принимает противозаконные акты, имея в наличии немалый штат различного ранга юридических советников, которые обязаны верифицировать все выносящиеся на обсуждение Кнессета законы. Кто же из них в итоге больше юридически безграмотен, а может быть излишне политизирован, юридические советники Кнессета и правительства или судьи БАГАЦа? Может быть, следует кое-кому и кое-где, повысить профессиональную квалификацию?
Сейчас, в соответствии с рекомендациями БАГАЦа, юридический советник главы правительства решил смягчить меры в отношении задержанных нелегалов, подозреваемых в совершении уголовных преступлений в Израиле. А что, раньше он разве не мог предвидеть такую реакцию БАГАЦа (так, что ясно кому следует повысить профессиональную квалификацию). В результате этого решения сотни нелегалов, находящиеся в лагерях временного содержания, могут выйти на свободу и вернуться в Тель-Авив.
Другие страны, вообще не считаются ни с какими международными законами в отношении нелегалов. В России их выгоняют толпами, с руками заломленными на затылке, охрана с собаками, как на знакомых картинах времен Второй мировой войны. Из Франции выдворяют румынских цыган, хотя они имеют право там находиться, как граждане стран ЕС. Активно и весьма настойчиво борется с нелегалами Австралия, Канада. Многие страны вводят ограничительные законы, почувствовав всю «прелесть нелегальной оккупации», людьми другой цивилизации.
Но если бы речь шла только об одном этом решении БАГАЦа. Просто, оно переполнило уже накопившееся с годами непонимание его действий по многим проблемам.
Вспомним, хотя бы решения, связанные со строительством и нередкими переносами забора безопасности, если не полностью обеспечившего эту самую безопасность, то все же значительно усиливая ее.
Вот, например, решение БАГАЦа о переносе разделительного забора между Калькилией и поселением Цофим. Это решение Высший суд справедливости принял по апелляции жителей соседней арабской деревни и признал, что прежний маршрут забора имел целью «прирезать» к поселению Цофим «палестинские» земли, обеспечив возможность расширения поселения и соединения его с израильской территорией в границах «зеленой черты».
Сколько таких решений о переносах уже построенных заборов принималось, и в какие огромные деньги это обошлось налогоплательщикам, наверное, никто никогда и не подсчитывал. Но БАГАЦу нет дела до затраченных средств, до безопасности, это не его проблемы. Его задача – безукоризненное (если хотите, слепое, тупое) следование букве закона.
Между тем, построенный в 2003 году забор безопасности, раздедяющий территории, контролируемые Израилем и ПНА, который, по мнению арабов, затруднял их экономическую деятельность, значительно снизил число терактов, осуществляемых теми же палестинскими арабами.
В ряде случаях под давлением БАГАЦа и международных организаций, Израиль территориально переносит уже построенный забор безопасности, чтобы облегчить палестинским арабам доступ к их земельным владениям. Правда, бывали случаи, когда и БАГАЦ признавал строительство забора безопасности легитимным, но было это значительно реже.
Аналогичные решения по апелляции палестинских арабов в их пользу принимались и по поводу различных спорных домов, земельных участков и др. в соответствии с представленными арабами документами весьма сомнительной достоверности, причем до их основательной проверки. Т. е., кто прав неизвестно, здесь две возможности, или-или, в этом дилемма.
А вот еще. 13 августа 2013 г. БАГАЦ отклонил иск родственников жертв террора и организации «Альмагор» против освобождения палестинских террористов, осужденных за убийства израильтян.
Другая история. В соответствии с отчетом Антимонопольного управления ущерб от деятельности израильских портов составляет 5 млрд. шекелей в год.
В связи с таким положением, в апреле 2013 г. правительство утвердило план строительства новых частных морских портов в городах Хайфа и Ашдод. Но, где там! Тут же началась забастовка работников двух действующих через «пень-колоду» портов, поддержка Гистадрута, аппеляционный суд по трудовым конфликтам естественно на стороне бастующих, затем против бастующих и завертелась израильская бюрократическая карусель, из-за которой мероприятия, которые в других странах реализуются за год-два, в Израиле – тянутся десятилетиями (метро, трамваи, железная дорога и др.). Любое благое начинание правительства моментально встречает яростное сопротивление с обязательным обращением в суд. А суд любой инстанции под влиянием решений принимаемых Верховным судом Израиля, как правило, идет навстречу не правительству, а противоборствующей стороне, будь то арабы, Гистадрут и пр. и пр., т.е. правительству не на кого опереться.
Когда в «товарищах согласья нет», нет единства, трудно что-нибудь сделать. Помните Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир (Землю)». А на кого можно опереться в Израиле, когда, как «лебедь, рак и щука» все тянут в разные стороны, когда сплошная «мозаика», когда все против всех: БАГАЦ против правительства, профсоюз — Гистадрут против простого народа (особенно, против слабых слоев населения, он за высокооплачиваемых функционеров), левые против правых, ультралевые против умеренно левых, ультраправые против умеренно правых, религиозные против светских, ультраортодоксы против умеренно религиозных (религиозные сионисты, «вязаные кипы»), сефарды против ашкеназов, арабы против евреев, белые против черных, аборигены против репатриантов, традиционалы против нетрадиционалов, «амазонки- наездницы» против миссионеров и все наоборот, правые против левых, etc., т. е., «полный альбац».
В таких условиях не только Архимед, но и я не смогу найти точку опоры. Собственно, а зачем? Землю то переворачивать и не нужно.
Просто Кнессет должен принять такой хитроумный закон, который с одной стороны ограничивал бы неограниченные (невольный каламбур) полномочия судебной системы, в том числе и Высшей, а с другой, не нарушал демократические нормы, чтобы его не заблокировал тот же БАГАЦ, с тем, чтобы он (Кнессет) не попадал постоянно впросак. Непостоянно, правда, можно.
P.S.
1. Кнессет начинает борьбу с БАГАЦем из-за нелегалов. Уже после написания настоящей статьи, на заседании парламентской комиссии по вопросу возвращения нелегальных мигрантов на родину, глава фракции партии «Еврейский дом» потребовала дать резкий ответ на решение БАГАЦа, отменяющее действие закона о предотвращении нелегальной миграции и призвала Кнессет внести дополнительное положение в Основной закон о достоинстве и свободе, которое бы укрепило законодательную власть. Она также подчеркнула, что все депутаты должны «мобилизовать свои усилия, чтобы вернуть власть Кнессету в противостоянии с судебной системой».
2. 17 октября 2013 г. на совещании, посвященном нелегальной иммиграции, Нетаниягу пообещал увеличить темпы депортации нелегалов. Необходимо, сказал он, остановить поток нелегальной иммиграции и депортировать тех, кто уже находится на территории страны.
Автор — Влад Голь-де-Шмидт (Владимир Гольдшмидт)
20 октября 2013 г. Партия «Еврейский дом» заявляет: «Кнессет выше судебной власти». Целый ряд законопроектов будут представлены на рассмотрение Кнессетом в самое ближайшее время – их целью является сбалансирование полномочий судебной системы.
“Кнессет как гарант демократического режима обладает последним словом в вопросах ценностей и принципов. В последние 20 лет произошла революция, которая сильно ослабила и ограничила полномочия законодательной и исполнительной власти с преобладанием абсолютной власти судебной системы, и мы намерены это изменить”.
Среди законодательных инициатив:
— Выборы главного судьи Верховного Суда осуществляется законодательными органами.
— Ограничение полномочий БАГАЦа в отмене законов.
— Наделение полномочиями законодательных органов утверждать закон заново после того, как его отменил БАГАЦ на определенных условиях и др.