– Шалом рав! Ну наконец-то мы с вами сможем поговорить об актуальном: правительство Америки отдыхает, Иран стал сладким и добреньким…
– Шалом, реб Арье, я тоже хочу быть в правительстве, тоже хочу отдыхать! Введите меня в правительство, пожалуйста… Только ненадолго, пока они отдыхают. Почему-то нам с вами отдыхать не дают.
– Рав, отчего у вас такое игривое настроение сейчас?
– Это оттого, что не до игры. Давайте поговорим о вещах на самом деле реальных, актуальных, которые происходят постоянно, но которые не занимают первых полос газет. Которые, увы, нередко вообще никого не занимают.
– Вы, конечно, про шахматные турниры?
– Реб Арье, вы неисправимы, опять хотите, чтобы я вас успокоил, выдал парочку комплиментов. Не волнуйтесь, никуда ваши шахматы не денутся! А вот некоторые евреи могут куда-то деться…
– Что, и вы, рав, обеспокоены уменьшением числа евреев в мировой шахматной элите?
– Реб Арье, этим я, к сожалению для вас лично и для шахматной элиты, меньше всего обеспокоен. Дайте гроссмейстерам побеспокоиться о себе самим.
– Тогда о чем речь?
– А речь — она о том, что сегодня объявлен очередной «крестовый поход».
– О чем вы, ребе? В Сирии и Египте христиан преследуют, Америка, по свидетельству ее популярнейшего президента, «одна из самых больших мусульманских стран», Папа начинает борьбу с педофилами и коррупционерами в его епархии — христианам явно нынче не до нас, евреев. И на нас, и на них нападают с двух сторон разом — одичавший «либерализм» и не менее диковатый радикальный ислам… Да и нынешний Папа только что заявил, что «иудаизм — святой корень христианства»!
– Вот и я удивляюсь: зачем мы им? Но, обращаясь к истокам христианства и практике его многовековой, видишь, что тяжело им без нас. Где-то месяца полтора назад меня пригласили на митинг в центре Флэтбуша, где собрались уважаемые раввины и «асконим» — общественные деятели. Повестка дня была: «Что же нам делать с миссионерами, активность которых начала зашкаливать?» Какова конкретная причина этого митинга? Дело в том, что миссионеры нынче полностью освоили новую практику: они переодеваются кошерными евреями, напяливают шляпу и цицит…
– Рав, но неужели вам это нравится меньше, чем кольчуги с крестами и копья?
– Мне это вообще не нравится. Как, впрочем, и те средневековые крестоносцы. Только разница в том, что те были в своих действиях более откровенны, а эти — жулики и хитрецы.
– Но они хотя бы не вырезают под корень города и общины, а верить или не верить — твой частный вопрос!
– Да, конечно, времена изменились, сегодня они просто не в состоянии делать то, что они делали раньше, и приходится переодеваться, устраивать карнавалы… Сегодня это не миссионер с мечом, а джентльмен, якобы «несущий свет возвышенного знания». Они предлагают и навязывают «мир и учение», которое считают истинным. Особенно же они любят «просвещать» еврейскую молодежь — тех молодых, кому по какой-либо причине сложно обрести свое место в рамках иудаизма.
– Рав, но что-то здесь, извините, не вяжется. Первое: откуда взялась «еврейская молодежь, которой трудно найти место в иудаизме», ведь Тора дана каждому еврею в любом поколении?! И второе: насколько я слышал, немало этих миссионеров вообще неевреи, которые маскируются под евреев. Неужели столь явный обманщик может искренне считать себя носителем истины?
– Давайте по очереди. Насчет первого — откуда такая молодежь… Эта весьма обширная тема, но в двух словах — это результат незнания, непонимания своего места и своей роли в мире как евреев. Ясно, что все это в первую очередь касается вопросов воспитания. Что же до миссионеров — искренность их действительно самая что ни на есть возвышенная, приличная зарплата сильно ей помогает. А вот касаемо вашей «частной веры», реб Арье, вы уж признайте: поверить человек может почти во что угодно. Как в коммунизм верили! Многим детям Бэтмен и киномонстры реальнее, чем их соседи по дому. Нужны знания, понимание, личный опыт — без них вера есть только простое суеверие.
– Но как могут воспитать настоящую еврейскую самоидентификацию в своих детях родители, сами имеющие о еврействе весьма слабое представление? И что делать нам, евреям из России, ведь большинство жили совсем в других понятиях, культурных кодах и т.д.?
– Да, тут проблема серьезная и не с ходу решаемая. И это прекрасно понимают миссионеры, они прямо говорят в кулуарах и на своих митингах, что проще всего заниматься евреями из России, потому что «это самая безграмотная этническая группа евреев». Бывшие советские евреи порой еще помнят, кто они (антисемиты подсказывали), но их дети и внуки являются очень легкой добычей для миссионеров. Однако давайте я вам сперва расскажу, что обсуждалось на том митинге.
– Сделайте любезность, рав. И пожалуйста, поведайте, почему именно сейчас наши евреи зашевелились, ведь миссионеры лезут во все дырки давно? И здесь, и в России, и в Израиле, и в Германии… Скажем, в Израиле миссионерская деятельность формально запрещена, но уже лет десять как правительство дало им зеленый свет, не препятствует, а порой даже поддерживает после визита Папы.
– В этом году они еще более активны. На митинге, когда мне предоставили слово, я прямо выразил удивление: почему мы собрались только сейчас? Я сам пытаюсь поднимать эту тему уже много лет — на лестнице нашей синагоги мы часто находим миссионерскую литературу, диски — очень профессионально сделанные. И действительно, как было неоднократно сказано на том митинге, в нынешнем году миссионеры имеют куда больше денег, чем обычно, — по самым скромным подсчетам, они получили на свою деятельность 300 млн долларов. Есть на что покупать ермолки, цицит и капоты.
– Но кем выделено? Ведь еще польский шахматист, Папа Иоанн Павел II, отменил среди католиков миссионерскую деятельность, направленную на евреев, и признал вместе со своими кардиналами, что «спастись может и праведный нехристианин»!
– После чего деятельность миссионеров стала более широкой и более интенсивной!
– Как это? Это что, партизанщина? Или одни только другие христианские конфессии?
– Ни в коем случае. Просто миссионерская деятельность становится все менее открытой, все менее прозрачной для взгляда со стороны и все более квалифицированной. Расскажу один из случаев, который был со мной. Гуляя в Марин-парке, я обратил внимание на группу людей, состоящую из двух женщин и двух мужчин приятной и интеллигентной внешности. Одна пара была помоложе, лет 30, другая — порядка 45–50 лет. Женщины эти подходили к мужчинам, а мужчины — к женщинам. Очень вежливые, обходительные, отлично сложенные, одетые с иголочки, в руках они держали какие-то методички или прокламации, изданные красочно и красиво. Что-то в духе: «Поиски истинной веры», «Б-г тебя ждет» и т.п. Обращаясь к людям в парке, которых было много, и среди них масса евреев, родители и дети, они заговаривали, пытались завести контакты, приглашали к себе в центр, вручали свои материалы. И у людей это вызывало позитивную реакцию: к тебе подходит интересное лицо противоположного пола, корректно, без всякого давления, в свободном обмене мнениями предлагает слегка просветиться. И на самом деле — почему бы не пообщаться с симпатичной девушкой или интересным мужчиной?..
– Рав, что-то мне это напоминает. Когда к нам периодически приходят агенты продавать водяной пылесос, так при живой жене рядом дамочки глазки делают, чуть не на коленки ко мне норовят присесть — чего не изобретешь ради нескольких сотен долларов!
– Реб Арье, не отвлекайтесь на воспоминания о пылесосах. Что произошло у меня. Я проходил, одет был в спортивную одежду, сникерсы, на голове бейсболка «Найк». Дама даже не могла предполагать… Подошла молоденькая и предложила мне брошюрку, попыталась завести беседу. Как раз мне позвонили по телефону, я ответил по-русски — и мне сразу же продемонстрировали литературу на прекрасном русском языке.
– Рав, вы хорошо выглядите, раз к вам подсылают молоденьких!
– Реб Арье, спасибо за комплимент. Но я, увы, испортил все дело, такое знакомство!.. У меня в кармане был небольшой дорожный Хумаш (одна из частей Пятикнижия) и, раскрыв его, я спросил, может ли она что-нибудь прочесть. Вы понимаете, я тоже был очень вежлив, тактичен, можно даже сказать, галантен (с акцентом на иронию) — действовал тем же оружием. Получил отрицательный ответ. И предложил: «Когда вы научитесь читать и понимать написанное в оригинале, тогда, может быть, поговорим». Она все сразу поняла и отскочила от меня как ошпаренная. Ее буквально сдуло ветром, я даже не заметил, куда она исчезла. Думаю, теперь она будет поосторожней даже с русскими людьми, которые ходят в спортивном костюме.
– Рав, это, пусть и весьма профессионально сделанная, но ловля наугад. А я слышал, что они открывают свои «синагоги» и одновременно проникают в традиционные общины. И еще — приглашают евреев из России «отметить шаббат», «поучить иудаизм», вкусно покормят… Сперва играют роль нормальных религиозных евреев, пай-мальчиков. Хоть печать «глат кошер» ставь. А потом постепенно начинают подводить к «правильной идеологии», «глубоким интерпретациям текста» и т.д.
– Опять вы, реб Арье, о больном… Да, «русских» им дурить удается легче. Как отличить, не разбираясь в вопросе, шарлатана от специалиста? А в уже существующие общины просачиваются они, правильней сказать, чтобы влиять на людей изнутри общин.
– Просто штирлицы какие-то, шпионские страсти! Вот бы так ЦРУ вкалывало — беда террористам… Но все-таки, что делать, чтобы не дать «надурить», как вы выразились, украсть у нашего народа его молодежь и недостаточно еще подготовленных евреев других поколений?
– На том митинге произошло, наверное, главное: люди поняли, что нет выхода, необходимо активизировать нашу антимиссионерскую деятельность. Дело зашло слишком далеко, и даже дети из не самых благополучных религиозных семей нередко попадают в их сети. Особенно из семей социально уязвимых.
– Рав, еще один вопрос. Мне, журналисту, часто приходится искать в безднах Интернета материалы по каким-либо темам. Набираешь на поисковике «еврейское» — и нередко выскакивают солидно сделанные сайты, со статьями по важным вопросам, где чуть ли не на каждое слово — ссылка на Танах, Талмуд, мидраши, комментаторов… Начинаешь читать — и постепенно чувствуешь, что-то не то. Покопаешься — и с большим трудом найдешь в дальнем уголочке сайта малю-юсенькое название общины: «Мессианские евреи» или что-то подобное. Ссылки, естественно, с враньем и искажениями, но так убедительно выглядит! И кто проверять станет? Меня самого пытались через Интернет «приближать», причем трудился парень из Хайфы под ником «Лев Худой» (в смысле не Толстой), довольно грамотный и начитанный. Забрасывал меня огромными статьями, ссылками, персоналиями, якобы несуразностями в текстах раввинских книг — и отцепился, причем не сразу, а когда я предложил ему обсудить его «проблемные вопросы» с известным равом и пообещал посодействовать встрече. Он отчего-то был уверен, что, раз некто пишет стишки и на них песенки поют, значит, «сырой», Торе не обученный… И, повторюсь: что со всем этим делать человеку, с Торой знакомому поверхностно или не знакомому вовсе?
– Подождите, Арье, я отвечу на ваш вопрос. Но давайте сначала взглянем на дело более широко. Иудаизм и христианство, евреи и христиане — эта тематика пронизывает всю историю цивилизации Европы. Уже первые ученики Ешу приглашали других евреев в свои ряды. Получив власть (в Римской империи), силу, но не получив души народа Израиля, христианская церковь обрушила на этот народ всю свою ненависть и неудовлетворенность. Поныне привлечь к себе одного еврея для церкви важнее, чем сотню-другую папуасов. Миллионы евреев были уничтожены — кровавыми наветами, погромами, всяческими видами мучительной смерти. Совсем недавно, в век великого научного и технического прогресса, шесть (а по некоторым данным, и семь) миллионов евреев убиты извергами в центре христианской Европы. Остальная Европа была свидетелем, обычно молчаливым, а нередко и соучастником вакханалии убийств.
Нельзя сказать точно, что уничтожение еврейского народа сегодня является целью церкви — в ней есть разные течения. В том числе и «сионистские». Но в любом случае мы для христиан — объект миссионерской деятельности, ведь так, согласно Евангелиям, учил их учитель. В течение многих столетий — мечом, огнем, посулами… — миссионеры делали все возможное, чтобы евреи забыли свою веру, свою Традицию. К сожалению, на сегодняшний день их задача стала легче: большинство евреев, особенно выходцев из распавшегося Советского Союза, не имеют даже приблизительного понятия о еврейском образе жизни и наших ценностях. Советские коммунисты оказались самыми успешными «ликвидаторами» еврейского духа во всей истории!
И в первую очередь нашим бывшим согражданам легче всего внушить, что вера в Иисуса — и есть настоящая «еврейская религия». Это очевидная и бессовестная ложь! И нет другого способа защитить свои души, души детей, внуков и будущих поколений, кроме как начать поиск своей настоящей, не иллюзорной идентичности. Начать знакомиться с изумительным богатством истории, культуры, духовных устремлений нашего народа.
– Но, рав, в последние десятилетия часто раздаются голоса авторитетных христианских лидеров, призывающих к примирению христианства с еврейством и даже к покаянию за многовековой геноцид! Неужели ничего не изменилось? Неужели это только поза? В такое трудно поверить.
– Сегодня в церкви, сотрясаемой скандалами, идет процесс либерализации. Вопрос: насколько это истинный и искренний процесс, или необходимое отступление теряющей свою мощь армии? Ответ надо искать в области социологии и политики. Мир изменился, христианство по сути не является больше лидирующей религией. Деградация западной морали вызвала громадный отход от любой веры в прежде христианских народах. Новая «религия» Запада — либерализм. Но вместе с тем мы наблюдаем другой процесс: мусульмане, буддисты, новые течения индуистов и т.д. из-за духовного упадка западной цивилизации нередко укрепляют свои позиции. Поэтому Ватикан, Москва и прочие христианские лидеры заговорили о терпимости.
Когда христиане сегодня, в наше время, говорят о «свободе веры», это означает свободу распространения веры в Иисуса. Это попытка оппозиции к нетерпимости мусульманского джихада. Это благородно выглядящий аргумент, направленный против агрессии нехристианских движений. Церковь изменила облик и стратегию, а цели остались прежними. В отношении нашего народа это, как принято выражаться у христиан, «указать путь к спасению заблудших овец израилевых».
И ввиду того, что на нас сегодня идет агрессивная атака, что христианское миссионерство приняло новое обличье, — нам тоже необходимо ответить на запрос времени. Как? Выпрямить свои пути и начать то, что можно было бы охарактеризовать как «Еврейский ренессанс» — обновление.
– Вы знаете, рав, у моего тренера был любимый анекдот: «Эй, официант, вина и фруктов!» — «А конкретно?» — «Бутылку водки, соленый огурец и хлеб с луком». А конкретно — где ключи и ресурсы для этого «ренессанса»?
– Отвечу, как принято у наших мудрецов, притчей из жизни. Вот одна реальная история, которую приводит мой земляк и друг рав Иуда Гордон в книге «Иди к своим». Он свободно владеет шестью языками, окончил Сорбонну и Еврейский университет в Иерусалиме, колледж в Нью-Йорке, имеет черный пояс по карате, учился во многих знаменитых иешивах, написал несколько книг и вообще знает о жизни очень много.
Один московский еврей, вернувшийся к вере предков, часто бывал в доме у своего старого друга, еврея-выкреста. Ему постоянно приходилось объяснять, почему он не ест теперь трефного. И вот однажды сын хозяина дома сказал своей русской маме, что он тоже хочет есть только кошерное. Мама удивилась: «Почему?» — «Но ведь мой папа — еврей!» — «Но ведь я христианка, да и папа твой — еврей крещеный, он христианин!» И тут русский (по Закону) мальчик говорит своей русской маме: «Нет, это невозможно, так не бывает — или христианин, или еврей!»
Мальчик совершенно прав. Даже если бы христианство было в сто раз искренней, либеральней и привлекательней, все равно оно для еврея во все века называлось «авода зара», что буквально означает «чужая работа». И нет для еврея другого способа защититься от приманок и посулов всяческой «чужой работы», кроме приближения к «своей работе» — к нашей самой на земле богатой, самой насыщенной Б-жественной и человеческой мудрости, вечной Традиции! А наша, евреев Торы, задача — приложить отныне двойные, тройные усилия для еврейского просвещения наших братьев. Сделать более гибкой и открытой «бюрократическую систему», которая уже не всегда поспевает за временем.
Реб Арье, я ответил на ваш вопрос?
– Исчерпывающе, рав.
Беседовал Арье ЮДАСИН
Вот это беседа — всем беседам беседа!
Сколько раз поднимался вопрос о миссионирстве на сайте ЕМ, но такого глубокого и доступного материала ждать пришлось долго. Реб Юдасин, Ваши старания не пройдут даром — донести мнение рава Бинского не только до членов его общины, но до всех наших читателей — это таки ТРУД. Спасибо!
Не зря ведь говорят, что руководители миссионеров наставляют их особым образом : — «За одного еврея платим , как за двадцать неевреев». Отсечь еврейскую душу от еврейского мира — хорошо оплачиваемое преступление. И противодействовать этому надо твёрдо и с умом. Честно говоря, очень надоели огромные пёстрые плакаты миссионеров, натянутые на высотных домах по всему Нью-Йорку. И «подарки», регулярно поступающие по почте, — тоже. О телефонных звонках отца Петра (b.y. Пинхаса) уже смиренно помалкиваю:)
==Бывшие советские евреи порой еще помнят, кто они (антисемиты подсказывали), но их дети и внуки являются очень легкой добычей для миссионеров.==
Да о чём тут говорить, если некоторые еврейские журналисты предлагают «идти в народ» и проближать к иудаизму христиан, вместо того, чтобы просвещаться самим и приобщать к иудаизму евреев. А еврейская газета эти призывы (просвещать христиан вместо евреев) печатает. Э-эх.
«Сделать более гибкой и открытой «бюрократическую систему», которая уже не всегда поспевает за временем.»
а это про что, объясните иностранцам, plz