Скрывать?
Мой друг обратился недавно ко мне с весьма деликатным вопросом. Он познакомил девушку с парнем с целью создания еврейской семьи. Однако у девушки хроническое заболевание. «Сообщать ли молодому человеку о проблеме ее здоровья?» — спросил он меня.
Недаром в народе говорят, что лучшая ложь — это правда. Обманывать не только аморально, но и нецелесообразно, ибо обмануть человек может только себя. Если молодой человек возьмет в жены девушку и потом обнаружит, что от него скрыли ее болезнь, то он почувствует себя обманутым и потеряет к ней доверие, что может привести к разводу.
«Но если сказать правду, то кто захочет знакомиться с человеком с физическим недостатком? Как же ему или ей устроить свою жизнь?» — спрашивает меня друг.
Человек не обязан сообщать об этом заранее, можно встретиться несколько раз. Однако если отношения принимают серьезный характер, то необходимо рассказать правду. Если из-за этого молодой человек откажется от девушки или наоборот, то как в песне поется: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло!»
Этих людей ожидает большое личное счастье, ибо тот, кто вступит с ними в брак, будет человеком большого сердца, ибо сделает это из уважения и любви к их душам, несмотря на какой-то их физический недостаток.
Я знаком с одним преуспевающим юристом, который никак не может жениться. Ему кажется, что девушки, с которыми он встречается, заинтересованы не в нем, а в его деньгах и его карьере. Он так и продолжает искать ту, которая полюбит его как личность, а не как мешок с деньгами.
Испытание богатством
В чем состояло первое испытание Авраама? Всевышний обратился к первому еврею: «Иди из земли твоей, от родни твоей, и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением… И пошел Авраам, как сказал ему Всевышний, и с ним пошел Лот» (Берешит 12:1–4). Авраам должен был бросить все: свою страну, родных и друзей, отказаться от мировоззрения отца и отправиться в поисках истины в страну, которую укажет ему Всевышний.
Для того чтобы бросить все, Авраам должен был обладать великой верой — так обычно объясняют суть испытания Авраама. Но зачем тогда, в соответствии с комментарием Раши, Всевышний обещает Аврааму детей («Я сделаю тебя народом великим»), богатство («благословлю тебя») и славу («возвеличу имя твое»)? Разве Авраам не исполнил бы волю Всевышнего, даже оставшись бездетным, и не заработал бы денег и славы, путешествуя в Землю Израиля? Ребе из Гур дает очень тонкий ответ. «В этом и состояло испытание Авраама. «Пойдет ли он, исполняя волю Всевышнего или из-за обещанной награды», — пишет ребе в своей книге «Сфат Эмет». Важно не только то, что делает человек, но и то, почему он это делает, что является мотивом его действий. Идет ли человек по пути Торы потому, что это путь истины и добра, или потому, что хочет на этом что-то заработать или получить награду? Два человека могут делать одно и то же, однако их поступки будут оценены по-разному, в зависимости от их намерений. Два человека могут идти одним путем, но с разными целями, которые приведут в конце концов в разные места. О первом еврее сказано: «И пошел Авраам, как сказал ему Всевышний», — то есть не за богатством, а исполнял волю Всевышнего. Однако его племянник пошел, надеясь получить богатства Авраама, как сказано: «И с ним пошел Лот». Этот путь приведет Лота в город алчных негодяев — Содом.
Остается надеяться, что и наш преуспевающий юрист найдет ту девушку, которая полюбит в нем человека, а не его деньги. Так же как, возможно, кому-то еще нужно найти девушку, которая полюбит его, несмотря на его бедность. Только испытания бедностью или болезнью очевидны, а потому легче, чем скрытые, неочевидные испытания богатством или внешней красотой.
Я приду танцевать!
– Но как рассказать молодому человеку о болезни девушки? — продолжал вопрошать мой друг.
– Расскажи ему историю, которую я услышал от рава Мешковского, духовного руководителя израильской иешивы «Понович» в Бней-Браке, — посоветовал другу я.
«Я хочу расторгнуть нашу помолвку, — сказал жених невесте за несколько недель до свадьбы. — Врач сказал, что я очень болен. Мне предстоит химиотерапия, и я не хочу, чтобы ты осталась вдовой!» «Я все равно хочу выйти за тебя замуж! — настаивала невеста. — Хочу быть рядом именно тогда, когда тебе нужна помощь».
Родители жениха и невесты обратились к их раввину с просьбой разрешить спор детей. Тот, в свою очередь, пошел к великому мудрецу, благословенной памяти раву Яакову Исраэлю Каневскому, который дал однозначный ответ: «Делайте свадьбу, а я приду танцевать!» Свадьба действительно состоялась, и рав Каневский танцевал. Провожая его, раввин спросил рава Каневского, почему он все же принял такое решение. А вдруг девушка останется вдовой?
Все твое!
«Все будет хорошо, парень выздоровеет, и они проживут счастливо вместе много лет, — ответил рав Каневский. — Это же написано в Иерусалимском Талмуде. Если два человека пришли в суд и каждый утверждает, что он нашел эту вещь первым, и настаивает: «Все мое!» — то суд, не имея никаких доказательств, делит эту вещь или ее стоимость пополам. То есть каждый получает не то, что хочет, а лишь половину».
Мудрецы задаются вопросом: «А что если два человека спорят о какой-то вещи и каждый утверждает: «Все твое»?
Талмуд отвечает рассказом. Однажды Александр Македонский оказался в горной стране и решил посмотреть, как местный царь вершит справедливость. Два человека пришли к царю с просьбой, чтобы он рассудил их спор. «Я купил у моего друга поле, а когда пахал землю, нашел клад. Поле я купил, но не клад, потому клад принадлежит ему», — сказал один из них. Но другой не соглашался: «Я продал моему другу землю и все, что в ней. Этот клад принадлежит ему!»
– Как рассудил бы ты этих людей? — спросил царь Александра Македонского.
– Я бы убил и того, и другого, а клад взял бы себе! — ответил великий завоеватель.
– Солнце дает тепло твоей стране, а дождь — влагу, но если все в твоей стране такие, как ты, то солнце светит и дожди выпадают не для людей, а для животных, — заключил царь. (Мой учитель рав Меир Хадаш объяснял, что подобно тому, как солнце и дождь дают тепло и влагу бескорыстно, так же и человек должен бескорыстно помогать другим. Иначе он не заслуживает света солнца и влаги дождя.)
– Как же ты рассудишь этих людей? — спросил Александр.
– У вас есть дети? — спросил царь спорщиков. Оказалось, что у одного есть сын, а у другого — дочь. — Пожените их и дайте в приданое клад! — рассудил царь.
Талмуд заключает, что если два человека спорят и каждый хочет уступить «все» другому, то в результате каждый получит не половину, а все, о чем мог мечтать!
«Жених и невеста готовы были пожертвовать собой ради другого, поэтому они будут наслаждаться друг другом всю жизнь!» — объяснил свое решение рав Каневский.
Авраам готов был отказаться от детей, богатства и славы, ибо, как сказал Раши, в пути люди не заводят детей, теряют богатство и имя. В этом и состоит урок. Все то, чем Авраам был готов пожертвовать, он получил: детей («Я сделаю тебя народом великим»), богатство («благословлю тебя») и славу («возвеличу имя твое»)!
Рис.: Александр ЛЕВИН
artlevin.com