В воскресенье, 5 октября, в помещении Manhattan Beach Jewish Center произошло знаковое событие: состоялся вечер, соединивший представителей двух культур — еврейской и грузинской.
Он был приурочен к 100-летию со дня рождения Марка Бронштейна, уважаемого еврея, жившего в Тбилиси и сделавшего много для Грузии. Кстати, сейчас в Тбилиси планируют назвать одну из улиц города его именем.
Концертную часть вечера вела выдающаяся грузинская актриса — Хатуна Иоселиани.
С грузинской стороны выступали, в частности, дети и творческая молодежь из Грузинского культурного центра «Пэсвэби» («Корни»), певцы под руководством Тенгиза Шаутидзе и студия Dancing crane, руководитель — Лика Серельсон.
Мы — евреи — часто принимаем почти как аксиому, что все народы мира должны нас недолюбливать, что антисемитизм — почти закон природы. Кроме того, считается, что христианская цивилизация являлась одним из самых «закадычных» нелюбителей евреев.
При этом в глубине нашей традиции содержится важная идея о том, что мы должны нести свет народам мира. И искренне воспринимая эту идею, мы должны искать не только подтверждение идее антисемитизма, но и пристально изучать замечательные примеры позитивных отношений между евреями и другими народами, особенно если в них есть глубинные мотивы и яркие примеры.
Одним из таких важных факторов является двадцатишестивековая история жизни евреев в Грузии.
Впервые евреи оказались в этих горных краях после разрушения первого Храма, когда еврейский народ испытал первое глобальное изгнание из своей страны. Часть евреев обосновалась в Грузии, и с тех пор история евреев в этой стране продолжалась. Со временем грузинский народ принял христианство. Но это не привело к появлению антиеврейских настроений.
Мы должны понимать, что христианские идеи отнюдь не автоматически приводят к нелюбви к евреям. Ситуация во-многом зависит от культуры самого народа. Одной из причин антисемитизма является ощущение комплекса неполноценности, которое иногда возникает у некоторых групп.
В этом случае — для таких систем — проще «опустить» другого, особенно если этот другой слишком выделяется, как евреи, чем подняться самому.
И здесь отрадно обратить внимание на «маленький, но гордый» грузинский народ, который всегда отличался выдающимся чувством собственного достоинства.
Интересно процитировать известного английского политика Уинстона Черчилля, который говорил: «У нас нет антисемитизма потому, что мы не считаем евреев умнее себя». Конечно, из этой фразы Черчилля нельзя делать вывод о том, что в Англии никогда не было антисемитизма. Но важен сам подход, что, если у человека есть чувство собственного достоинства, он не станет унижать себя антисемитизмом.
Грузинская культура обладает уникальной красотой, и мы очень любим знаменитую грузинскую полифонию в песнях, зажигательные танцы и душевность в их мелодиях. Все это было с потрясающей щедростью подарено евреям и грузинам, которые собрались в зале еврейского центра.
Мой друг и коллега рав Тамир Зальцман привнес в программу интересную идею.
Когда в Иерусалиме стоял Храм, он был источником духовного света не только для евреев, но и для других народов. Царь Шломо, построивший Храм, был религиозным лидером, автором выдающихся книг и при этом великим миротворцем, при котором другие народы уважали евреев и жили с нами в мире. Поэтому Третий Иерусалимский Храм должен стать инструментом созидания мира в мире.
И во время вечера была проведена символическая церемония, на которой уважаемые евреи и грузины держали в руке камень, который будет передан в Иерусалим, чтобы быть положенным в фундамент нашего Храма, который мы мечтаем построить в Святом Городе.
Кстати, совсем недавно прошедший еврейский праздник Суккот совмещает идею радости и творческой самореализации и идею привлечения народов мира к общему служению единому Вс-вышнему, так что этот творческий вечер был великолепным вариантом реализации идеи праздника Суккот.
Нынешнее событие было пронизано потрясающим позитивом и чувством взаимного уважения. В наше время, когда в мире есть очаги напряженности, вечера, подобные этому, становятся настоящим посланием всему миру. «Разные народы, религии и культуры могут и должны жить в дружбе и согласии, реализуя при этом свою духовную миссию».