А. Непомнящий. Что дадут Израилю американские уступки Ирану?

Пожалуй ещё никогда за 75 лет, прошедших с конца сентября 1938, момента подписания Мюнхенского соглашения, дух этого позорного договора не ощущался столь явственно как в эти дни. 

obama-ruhani

Президент Барак Обама с энтузиазмом оповестил мир о том, что сумел поговорить по телефону с президентом Хасаном Рухани. Обаму можно понять — на его звонки и в Каире, и в Эр-Рияде отвечать уже перестали.

Все проекты американской администрации на Ближнем Востоке оказались провалены. Поддержка «Братьев-мусульман» привела к ухудшению отношений с Египтом и Саудовской Аравией, контакты с которой ещё больше осложнились из-за отказа атаковать режим Асада.

Желание сохранить хотя бы видимость влияния в регионе вынуждает Вашингтон закрывать глаза на вызывающее поведение турецкого премьера Эрдогана. Турецкое руководство в полной мере использует слабость и нерешительность президента Обамы. Анкара жестоко подавляет демократию в своей стране, позволяет себе резкие антизападные выступления и несогласованную внешнюю политику, апофеозом которой стало приобретение китайских систем ПВО, несовместимых с используемыми НАТО, в котором состоит Турция.

Продолжается хаос в Ливии, где после свержения Каддафи за власть ведут между собой борьбу Аль-Каида и «Братья-мусульмане».

Вершина политических достижений Барака Обамы — соглашение о химическом разоружении Сирии станет фикцией, если его выполнение не будет поддержано и обеспечено Ираном.

Вероятно, именно это является главной причиной объясняющей почему США заинтересованы выстроить отношения с исламской республикой.  И похоже, что ради этого они готовы смириться даже с ядерным оружием в руках режима аятолл, что на многие годы похоронит идею демократизации Ирана.

Приветствуют начало переговоров, которые должны стартовать в середине октября в Женеве, и европейские правительства, подталкиваемые нефтяными и газовыми концернами, стремящимися добраться до иранских энергетических ресурсов.

Как и три четверти века тому назад, Запад наступает на те же грабли — вежливый и обаятельный злодей, улыбнувшийся перед телекамерами, способен в одно мгновение расположить к себе готовых быть снова обманутыми политиков и СМИ просвещённого мира.

И опять триумфу пацифизма мешают евреи, судьба которых, очевидно, ничего не значит в сравнении с немедленными политическими и финансовыми выгодами, что сулит отмена санкций против Ирана. Крошечная уступка в обмен на ощутимые дивиденды.

И точь в точь, как это уже было раньше, когда представителей Чехословакии даже не пригласили на подписании Мюнхенского договора, где решалась судьба именно этой страны, не ждут в Женеве и представителей Израиля. Европейский дипломат, участвующий в контактах с Ираном уже сообщил, что израильские дипломаты не будут находиться в комнате, когда дело дойдёт до подписания соглашений с Ираном.

Однако по сравнению с теми днями, о которых раввин Меир Кахане в своё время сказал свое знаменитое «никогда больше», есть одно существенное различие. В 2013, в отличие от 1938 евреи больше не являются заложниками воли европейцев и американцев. Обладая собственным военным потенциалом, они способным защитить себя сами. На этот раз, будущее еврейского народа находится в руках самих евреев.

И именно в этом ключе следует понимать два последних программных выступления премьер-министра Биньямина Нетанияу на Генеральной Ассамблее в ООН и в тель-авивском университете Бар Илан.

Нетанияу предостерегает мир от наивности, и его тезисы явно апеллируют к речам Уинстона Черчилля предостерегавшего Запад от веры в добрые намерения Гитлера.

У Израиля нет интереса в уничтожении Ирана. В сложной геополитической ситуации Ближнего Востока, еврейское государство заинтересовано в существовании нескольких конкурирующих между собой полюсов в мусульманском мире.

Иранской дуге, включающей в себя помимо Ирана — Ирак, Ливан и Сирию, а также опирающейся на шиитов в Бахрейне и Йемене противостоят две суннитские оси, враждующие заодно и друг с другом. Одну возглавляет ваххабитская Саудовская Аравия, объединяющая страны залива, Иорданию и примкнувший к ним в последние месяцы Египет. Другую формирует страны политического ислама «Братьев-мусульман» Турция, Катар и Тунис.

Их взаимное соперничество оставляет Израилю возможность широкого маневра. 

То, что предлагает Биньямин Нетанияу – позволить Ирану сохранить лишь мирную составляющую ядерной программы. Ведь для того, чтобы вырабатывать ядерную энергию в гражданских целях, Ирану не нужны ни центрифуги для обогащения урана, ни плутониевые реакторы.

Однако Гэри Сеймур, до недавнего времени советник Барака Обамы по вопросам ядерного оружия, ещё до начала переговоров подчеркнул, что «США не считают себя в праве диктовать иранцам свои условия» и что «уступки будут с обеих сторон».

В Израиле убеждены, что Иран не собирается всерьёз отказываться от создания ядерного оружия и лишь тянет время, стараясь смягчить санкции и поправить своё экономическое положение. Ошибка в расчётах, которую могут допустить без большого риска для себя в США и Европе, в Иерусалиме позволить себе не могут.

Есть шанс, что переговоры опять зайдут в тупик и санкции не будут отменены. Тогда Нетанияу сможет записать на свой счёт международную политическую победу. Но гораздо вероятнее, что будет заключено соглашение, облегчающее санкции. Соглашение, которое вероятнее всего в будущем приведет к успеху иранского ядерного проекта, продемонстрировав некомпетентность и несостоятельность западного подхода.

Израильское руководство оказывается в очень трудном положении, ведь пока идут переговоры и тем более, если соглашение будет достигнуто, Израиль будет фактически лишён возможности нанести удар по Ирану наперекор Западу.

В то же время, ситуация вынуждает Саудовскую Аравию и страны Персидского Залива идти на сближение с Израилем. Контакты происходят уже сейчас и скорее всего активизируются ещё больше.

Вероятно, Эр-Рияд постарается использовать рычаги влияния на американскую и европейскую политику, чтобы продавить сохранение санкций против Ирана. Значительные финансовые возможности арабских нефтеносных стран позволят им задействовать лоббистов в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Брюсселе, чтобы противостоять инициативам Обамы. Возможно они даже пригрозят выводом своих авуаров из долларовой и евро зоны, что может повлиять на курсы этих валюты.

Однако в Саудовской Аравии понимают, что теперь без Израиля им не обойтись.

Безусловно, Эр-Рияд попытается выторговать у Израиля уступки по вопросу Палестинской Автономии. И надо надеяться, что в Иерусалиме ясно осознают насколько ослабление Ирана важнее для саудитов, чем арабское государство в Иудее и Самарии. А значит, не

Израиль, а именно Саудовская Аравия должны пойти на компромисс.

Абу Мазен совершенно не заинтересован в создании собственного государства. С одной стороны вследствие экономической несостоятельности автономии, где ВВП составляет порядка 1500 долл., способной существовать лишь за счёт непрерывных финансовых вливаний со стороны Израиля, США и стран Запада. С другой, осознавая, что без армии обороны Израиля, контролирующей сегодня Иудею и Самарию, он не продержится и месяца, сметенный Хамасом.

Все на что способен нынешний лидер Палестинской Администрации – это разворовывать деньги, которые приходят в автономию на создание экономической инфраструктуры и поддержание населения, заодно отрицая право еврейского государства на существование, выплачивая пособия убийцам евреев, сидящим в израильских тюрьмах и поощряя террор.

В ситуации, когда Израиль становится единственной силой на Ближнем Востоке, способной сдерживать амбиции Ирана, подкрепленные ядерным потенциалом, у еврейского государства возникает важный рычаг давления на Саудовскую Аравию и страны Персидского залива и их возможность, в свою очередь, повлиять на Абу Мазена, потребовав прекратить подстрекательство и поддержку террора, а также начать разумное сотрудничество, направленное на действительное решение конфликта, а не ослабление Израиля.

Израилю не выгодно превращение автономии в государство. То, что Иерусалим может предложить, это помощь в создании жизнеспособной экономической инфраструктуры в обмен на прекращение антиизраильской деятельности.

Несмотря на пропагандистское давление сторонников израильских уступок, требующих немедленного создания ещё одного арабского государства на территории Иудеи и Самарии, время работает на Израиль.

Демографический оптимизм среднего преимущественно светского класса, где трое детей в семье становится нормой, снижение рождаемости в арабском секторе и массовая эмиграция арабской молодёжи из автономии   ведет к устойчивому доминированию еврейского населения на всей территории Израиля, включая Иудею и Самарию. Военное преимущество лишает террористов надежды на возможность уничтожить Израиль силовыми методами. А успешное экономическое развитие еврейского государства сводит на нет попытки делигитимации и изоляции.

Таким образом даже в сложной и опасной ситуации, складывающейся сегодня на Ближнем Востоке у Израиля достаточно вариантов для маневра и продвижения своих интересов.

 

nepomАвтор — Александр Непомнящий

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 13, средняя оценка: 4,08 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

3 комментариев к “А. Непомнящий. Что дадут Израилю американские уступки Ирану?

  1. Уже многие годы, биби нетаниягу чешет языком, предупреждая, угрожая, прося, и т.д А на деле ничего не происходит. иран под шумок продолжает рваться к атомному оружию.

  2. Непомнящий сделал феноменальное открытие в физике: «Ведь для того, чтобы вырабатывать ядерную энергию в гражданских целях, Ирану не нужны ни центрифуги для обогащения урана…». Вот если бы Непомнящий рассказал миру, как можно используя необогащенный уран запустить реактор, он бы получил бы Нобелевскую премию.

    1. Виктор, вероятно, Вы не понимаете разницы между степенями обогащения урана. Центрифуги, в том количестве, в котором они есть в Иране служат для создания высоко обогащённого урана (от 20% до 90%), который используется исключительно для изготовления оружия.

Обсуждение закрыто.