Структура Торы

Существует интересная параллель между символикой Суккота и структурой Торы. Она еще более уместна, если учесть, что мы от Суккота переходим к Симхат-Торе, от которой стартует новый цикл изу­чения Торы.
Когда мы сидим в Сукке, мы выполняем ритуал Ушпизин. Мы «приглашаем» в гости к нам семь персонажей Танаха.
Существует проблема в том, что есть два способа упорядочить этих семь «гостей». Один порядок, хронологический, — Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон, Давид — соответствует появлению героев в истории.
Второй порядок соответствует каббалистической системе сфирот: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф, Давид. Наши герои выражают сфирот в том порядке, в каком они включены в дерево сфирот.
Всякие неоднозначности в нашей традиции являются бесценным источником глубинных идей.
А теперь вспомним другой символ Суккота — четыре растения. На самом деле мы имеем четыре вида растений, но количественно их семь. Три веточки мирта, один лулав, две ветки ивы и один этрог. И наши мудрецы представляют нам очень гармоничное соответствие: три ветки мирта — это три Праотца (Авраам, Ицхак, Яаков), лулав — это Йосеф, две ветки ивы — это Моше и Аарон и этрог — это царь Давид. Таким образом, хронологическая схема спроецировалась на «букет» суккотних растений.
А чем это нам поможет в познании Торы?
Лулав и этрог — это растительные вариации двух символов царской власти — скипетра (лулав) и державы (этрог). Они представляют двух царей-Мошиахов: Мошиах бен Йосеф и Мошиах бен Давид.
Мирт и ива — это два варианта еврейского проявления. Мирт — это элита, это яркие личности, которые оставляют след в истории на индивидуальном уровне. И они выражаются через фигуры праотцев, которые стоят особняком в еврейском народе. Они не просто часть народа, но его «столпы», ролевые модели и др. Ива — это «простая модель». В ней, как обращают внимание мудрецы, нет ни вкуса, ни запаха, но есть принадлежность к народу. А связана ива с двумя ключевыми фигурами — Моше и Аароном.
Моше и Аарон создали два «столпа», которые включают самых разных, в том числе и простых евреев в один коллектив. Моше принес Тору, которую евреи могут изучать на самых разных уровнях — от простого чтения до любых глубин. Аарон представлял служение в Храме, куда также приходили все евреи, в частности в три праздника паломничества (шалош регалим — Песах, Шавуот, Суккот) в Храме собирался весь народ. Сейчас роль консолидирующей храмовой службы играет молитва. Мы имеем Сидур — молитвенник с «готовым» текстом, который может читать любой человек. Итак, носителями Торы и молитвы являются Моше и Аарон.
Также мы можем увидеть еще одно интересное текстовое явление. Речная ива (часть суккотнего «букета») в Торе названа «арвей нахаль», что является однокоренным словам «аревут» (поручительство/гарант) и «нахала» (наследие/наследство/удел). И мы можем сказать, что Тора и молитва — как «ресурсы» Моше и Аарона — являются и нашим наследием, и гарантом вечности евреев.
Мы можем заметить еще один важный феномен с точки зрения наследия. Потомки Аарона, который был первым первосвященником, — это коэны. И если обычный еврей не может сказать однозначно о своих предках, были они евреями или прозелитами, то коэн — это со стопроцентной уверенностью прямой потомок по мужской линии Аарона.
А теперь мы осознаем важную идею.
Наличие в суккотнем «букете» мирта как благородного растения (линия Авраама, Ицхака и Яакова) выражает идею личных способностей, идею самовыражения и яркой индивидуальности. И эта линия представлена в Торе ее первой частью — книгой Берешит о жизни праотцев.
Наличие в «букете» ивы как простого растения (линия Моше и Аарона) выражает идею «массового» и доступного участия евреев в народном самовыражении (в том числе через Тору и молитву). И эта линия представлена в Торе остальными четырьмя книгами.
Наличие в «букете» лулава (пальмовая ветвь) представляет идею цадика/праведника (линия Йосефа).
Наличие в «букете» этрога презентует идею еврейского царя (линия Давида).
И эти четыре «вектора» (или доминанты) являются сутью Торы и помогают нам понять ее структуру.
А кроме этих четырех «векторов», мы имеем в самом начале Торы фигуры Адама (и его сыновей — Каина и Авеля) и Ноаха (и его сыновей — Хама, Яфета и Шема), которые представляют общечеловеческую схему.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора