Исполнилось 85 лет Визелю (Wiesel) Эли, американскому писателю и общественному деятелю, пережившему Холокост. Энциклопедические сведения свидетельствуют о его необычной судьбе и ярком литературном таланте. Oн профессор гуманитарных наук Бостонского университета. Пишет на на идише, иврите, французском и английском языках.
Визель был единственным сыном и третьим ребенком в семье Шлома Визела и Сары Фейг. С раннего детства мальчик воспринял дух хасидизма и любовь к учебе. Отец, владелец овощной лавки, являлся членом совета еврейской общины. Дедушка, Доди Визел, местный арендатор, часто рассказывал мальчику предания хасидизма – ветви среднеевропейского иудаизма. Хасидизм в противовес чрезмерной формализации тогдашнего иудаизма придавал большее значение религиозному усердию, чем философии; основы хасидизма излагались не в трактатах, а в сказаниях. В 1940 году румынский г. Сигет (место рождения писателя) был присоединён к Венгрии. В мае 1944 года все евреи города, включая трех сестёр Визеля и его родителей были депортированы в концентрационный лагерь Освенцим. В концлагере погибли его мать и сестра. Визель с отцом были отправлены в трудовой лагерь, составляющий часть Освенцима. Зимой 1944/1945 года их перегоняют из Освенцима в Бухенвальд (т. н. марш смерти), где вскоре по прибытии в январе 1945 года отец погибает от истощения и болезней. В апреле 1945 года Бухенвальд был освобождён войсками союзников. Визель попал в Париж. В 1948—1951 годах Визель учился в Сорбонне, где изучал философию, и после начал работать журналистом. В 1955 году переехал в Нью-Йорк, в 1963 году получил американское гражданство.
Визель начал литературную карьеру на идише (многие годы сотрудничал с различными периодическими изданиями на этом языке), несколькими годами позже стал также публиковаться в периодических изданиях на иврите, затем перешёл главным образом на французский, а в последние годы на английской язык. Свою первую книгу опубликовал в Аргентине на идише под названием «И мир молчал» в 1956 году. Сокращённый и адаптированный вариант на французском языке вышел в 1958 году под названием «Ночь» и сразу же принёс автору широкую известность. Книга была переведена на 18 языков. Визель — автор более 40 книг. Многие произведения Визеля посвящены Холокосту, еврейской культуре (автобиографический роман на идише «И мир молчал», 1956; «Рассвет», 1961; «День», 1961; «Песнь мёртвых», 1966; «Нищий из Иерусалима», 1968; «Спустя поколение», 1970; «Евангелие растерзанного еврейского поэта», 1980; «Сумерки», 1987). В 1965 году Визель совершил поездку по Советскому Союзу с целью получить достоверные сведения о положении евреев в СССР, во время которой встретился с тысячами представителей еврейской общины. Под впечатлением от увиденного и услышанного Визель написал вышедшую в свет годом позже книгу «Евреи молчания», в которой призвал международную общественность помогать евреям СССР, протестовать против политики советских властей. Книги Визеля переведены на многие языки мира, почти все его произведения вышли на иврите; в России отдельным изданием напечатана трилогия Визеля «Ночь. Рассвет. День» (М., 1993) и другие книги. Произведения Визеля обнажают важный срез еврейского существования в 20 в. — память о жертвах Катастрофы. В 1980–86 гг. Визель был председателем совета лос-анджелесского Музея Катастрофы. В 1985 г. его литературная и общественная деятельность была удостоена медали Конгресса США. В 1986 г. Визель был награжден Нобелевской премией мира. По сообщению радиостанции “Свобода”( это не многим известно) писатель вернул Румынии высшую почетную награду страны, полученную от президента Иона Илиеску в 2002 году, Поводом для демарша послужил тот факт, что ту же награду президент Румынии Йон Илиеску вручил двум румынским политическим деятелям, отличающимся крайне националистическими взглядами – лидеру партии “Великая Румыния” Корнелиу Вадиму Тюдору и одному из его соратников. Писатель в письме Илиеску подчеркнул, что не считает для себя возможным быть в одном ряду с “яростными антисемитами, отрицающими факт Холокоста”.
*****
Для меня быть евреем – это отвергать фанатизм, откуда бы он ни брался.
*****
Если человечеству суждено погибнуть в ядерном столкновении – это будет возмездием за Освенцим, где среди пепла была уничтожена Надежда.
*****
Многие евреи, особенно раввины, могли спасти свои жизни. В моём городе все раввины имели возможность спастись. Знаете, кто хотел их спасти? Священники. Это не впервые в истории, когда им нужны были алиби. Священники приходили к нашим раввинам, которых было около тридцати в нашем центре, предлагая им убежище в монастыре, в церкви. Но, конечно, какой рабби выбрал бы это? Я думаю, было два из по крайней мере тысячи раввинов в Восточной Европе, два, которые предпочли спастись в одиночку. Все остальные добровольно, осознанно решили остаться со своими евреями.
*****
Враждебность… Где бы я ни был, я явственно ощущаю это. Возможно, это не направлено лично против меня, но подобные вибрации весьма ощутимы в воздухе. Тот факт, что в Европе антисемитизм стал столь явствен, пугает меня – сжигаются синагоги, а евреи подвергаются оскорблениям на улицах.. Да, я ощущаю это на себе. Даже на примере тех писем, которые я получаю. Несмотря на то, что в основном эти письма доброжелательны по своему характеру, процент враждебных писем продолжает расти. Я не помню периода, когда бы в мой адрес было направлено так много угроз. Ненавидеть евреев становится частью обычной жизни…
*****
Жуткая Катастрофа, травмировавшая историю, навсегда изменила человеческое представление об ответственности по отношению к другим людям. И прискорбным, ужасающим фактом является то, что если бы западные государства вмешались в то время, когда Гитлер оккупировал Чехословакию и Австрию; если бы Америка приняла больше беженцев из Европы; если бы Британия допустила больше евреев в Палестину, ныне Израиль, их исконную землю; если бы союзники разбомбили железные дороги, ведущие в Биркенау, в то время, когда туда направлялись венгерские евреи, которых убивали по десять тысяч в день, — тогда нашей трагедии можно было бы избежать или хотя бы — и это уж наверняка — сократить ее масштабы ( Из выступления на специальной сессии ГА ООН, посвященной 60-й годовщине освобождения нацистских концлагерей – А.З.)…Я до сих пор возмущён тем, что мир не предпринял никаких усилий для нашего спасения. Рузвельт и Черчилль знали о той опасности, которую представлял Гитлер для евреев, и хотя они были хорошими людьми, они бездействовали. Западные политики просто отвернулись от евреев, по-видимому, считая наше дело проигранным. Даже в Палестине царило безразличие. К нам на помощь не были посланы еврейские бойцы. Спустя много лет я спросил Голду Меир, почему вооружённые отряды ишува не использовали за пределами Палестины. Она ответила, что в то время это было невозможно, всё равно никого не удалось бы спасти…Моя вера надломлена и искалечена…Но еврейская религия позволяет сердиться на Бога и несмотря на это сохранять остатки веры. Пятьдесят лет назад я задал Ему свой трудный вопрос и до сих пор жду ответа: ”Почему?”
*****
*** Из этой враждебности следует, что мы должны оставаться вместе. Среди евреев Израиля и диаспоры должна иметь место солидарность… Я не думаю, что корень лежит в политической ситуации… Сейчас антисемитизм, безусловно, является левофланговым. Левый антисемитизм черпает свои истоки в политике, в то время как правый – в социальной и религиозной областях… Мы всегда должны использовать термин “антисемитизм” с некоторой осторожностью. Я могу различать эти два понятия. Но в сегодняшние дни уровень антисионизма столь велик, что он уже начинает становиться антисемитизмом.
*** Сейчас основная проблема антисемитизма в Европе состоит в том, что многие голоса, звучащие против Израиля, это еврейские голоса. На мой взгляд, если кто – то в течение многих лет посвящал свои публикации Израилю, а сейчас говорит, что настроен против, это еще может иметь какие-то свои основы. Но если кто-то, кто никогда не затрагивал израильскую тему, использует свое еврейство как повод, чтобы покритиковать Израиль, это уже представляется безосновательным. Почему я не слышал их голосов доселе?…Во Франции – стране, наиболее хорошо мне известной, мусульманский антисемитизм растет. Здесь он находит свои корни в исламском фанатизме. Когда вы читаете арабские газеты, вы просто видите перед собой страницы “Дер Штурмера” – авторы этих газет начисто лишены воображения. Они используют одни и те же устоявшиеся образы – кровавые картинки, связанные с Песахом или Пуримом. Тот способ, которым они деморализуют Шарона, по сути своей достаточно безвкусен… Мы не одни, поскольку нашим союзником продолжает быть Америка. Наши отношения с ней основаны на разделяемых ценностях демократии. Библейские общины Центрального Запада в Америке любят Израиль, любят нас независимо от того, что мы делаем. Американское расположение к Израилю во многом является личной заслугой президента Соединенных Штатов. Я хорошо знал пять последних президентов Америки, и каждый из них испытывал к Израилю глубокую симпатию…
*** Я не верю, что Буш приказывает Израилю. Он просто дает нам совет. Когда они говорят Израилю: “Мы понимаем ваши нужды, а вы, в свою очередь, должны понимать наши”, что они хотят сказать в итоге? У нас есть свои собственные интересы, во главе которых стоит свержение Саддама Хусейна в Ираке наиболее безболезненным образом. Соединенные Штаты не посягают на израильский суверенитет или право Израиля на самооборону…Европа зашла невероятно далеко в своей враждебности. Что может сделать Израиль, дабы защитить себя от этих настроений? Здесь может иметь место старый ответ: Мы должны делать наилучшие образовательные программы, предназначенные как и для евреев, так и для остальных. Необходимо найти правильный язык, дабы выразить наши чувства. Даже война имеет свои законы, обусловленные Женевской конвенцией. Есть вещи, на которые не способны даже террористы. Очевидно, что терроризм по своей природе антиморален. Мы должны вновь и вновь объяснять, что использование самоубийц для уничтожения других людей, является противоестественным. После того, как США подвергли террористическим атакам, добрые люди сказали, что могут привести объяснения, почему Америка столь ненавидима в мире. Я же отрицал это. Я спросил: “Почему я должен облегчать задачу террористам?” Подобные тенденции могут приравниваться к антисемитизму. Я спросил, почему ненавидят евреев, и я не нашел на это ответа. Те, у кого я спрашивал, лишь говорят, что ожидали от Израиля другой линии поведения. Другие просто порицают нас. Тем не менее мы должны слушать этих людей. Почему же мы должны слушать их, утверждающих, что большая часть ответственности за жертв Холокоста лежит на нас? Ведь это не является правдой. Мы были объектами, а не участниками в Холокосте. Участниками действа были европейцы, убивавшие нас…
*** Мы были объектами, и мы не несли моральной ответственности. Но, тем не менее, мы оставались собой, потому что мы евреи. Евреи Израиля должны объяснить, что собственно произошло… Как евреи мы никогда не должны в еврейской общине чувствовать себя в одиночестве. Поэтому сегодня я в Израиле. Я чувствую, что именно сейчас важно быть здесь. В свое время я заявил еврейским лидерам диаспоры, что мы никогда не должны позволять евреям в диаспоре оставаться в одиночестве. Другой урок, усвоенный из “Никогда больше?”, состоит в том, что мы никогда не должны причинять боли другим людям. Именно потому что мы страдали, мы должны быть чувствительны и к чужой боли. Иногда я понимаю молодых палестинцев. В 1975 году я опубликовал свою работу “Еврей сегодня” Там я поместил письмо, адресованное палестинцам. В конце беседы кто-то встал и сказал: “Я араб, рожденный в Яффо, что вы можете сказать мне?” Я был тронут. В своем письме я говорил о его агрессии. Но я сказал ему, что в действительности его агрессия должна быть направлена против его предков, предавших его. Они предали его в 1947,1948,1956,1967.Почему бы иорданцу не чувствовать агрессию против Короля Хусейна, атаковавшего Израиль в 1967 году? То, то я писал в 1975 году, актуально и в наши дни. Почему бы им не злиться на Арафата, провалившего Кэмп-Дэвидские переговоры?…
*** Очевидно, что ненависть убивает ненавидящего. Евреи далеки от представлений, сложившихся у их ненавистников. Последние ненавидят нас за то, что мы можем сказать о них больше, чем они о нас. То, что действительно ясно, предмет для ненависти им необходим.Мы всегда видели себя, как детей Авраама, Исаака и Иакова и должны продолжать видеть. Мы должны иметь образ, не совпадающий с тем, который приписывают нам наши ненавистники. После Холокоста Жан Поль Сартр сказал: “Еврей является евреем, поскольку его видят как еврея”. Преемник Сартра, Виктор Леви, начинавший свою деятельность как маоист и революционер, а затем вернувшийся в иудаизм и являющийся сейчас известным исследователем Талмуда в Иерусалиме, исправил высказывание Сартра: “Мы никогда не должны быть теми, в кого превращают нас определения наших ненавистников. Мы никогда не будем такими и не должны быть”.
Источник: www.zelikm.com — «Евреи глазами именитых друзей и недругов»