Долг перед будущим

Долг передИстория повторяет себя. Экклезиаст учил: «Что было, то и будет» (1:9). Цивилизации приходят, выдыхаются, заменяются новыми, и круг замыкается.

Два тысячелетия назад сносились языческие боги. Спасаясь от пустоты античных религий, римляне и греки обратили тогда свои мысли к вере евреев. Началось массовое принятие иудаизма. Чтобы остановить этот поток, охранитель своей традиции римский император ввел в те времена для нееврея наказание смертью за обрезание.
Разрешила проблему принятия иудаизма неевреями еврейская секта христиан, постановившая на Апостольском соборе 49 года н.э. «не затруднять обращающихся к Б-гу из язычников» обрезанием, хотя пока и сохраняла для тех требования кашрута: «…воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины». Отмена обрезания для вновь обращенных одновременно отстранила христиан от основного ствола иудаизма.
Стремился отделить от себя секту иудеохристиан, насторожившись ее разрастанием, и мейнстрим иудаизма. Я слышал от уважаемого раввина версию, что Сангедрин жребием избрал одного из своих членов — им оказался Шаул-Саул-Павел, и тот, возглавив эту секту, умышленно отменил для христиан главные заповеди евреев и увел их тем из иудаизма. Хоть неясно, планировал ли реально Павел создание отдельной религии. В послании римлянам (11:16–26) он писал: «Не может плодоносить ветвь привитой маслины (церковь), если иссушен корень и уничтожен материнский ствол (Израиль)».
Окончательное отделение христианства на уровне догматов произошло позже. После гибели в трагедии иудейских войн I–II столетий основной массы иудеохристиан эта секта попала под влияние греческих гностиков и на Никейском соборе 325 года признала героя евангелий, в духе античных религий, богом.
Идея Троицы является, по представлениям иудаизма, язычеством. Концепция трех ипостасей Бесконечного и Всесильного для иудаизма не столько ложна, сколько бессмысленна.
Троица стала центром идейной борьбы на протяжении всей его истории и внутри самого христианства. Уже на Никейском соборе против этой идеи выступали арианцы. В XI–XIII веках ее не принимала многочисленная секта катаров. Именно это послужило причиной учреждения Ватиканом в 1229–1232 годах инквизиции. Покончил с взглядами катаров да и с самими катарами, населявшими значительные территории Франции, Италии и Германии, Альбигойский крестовый поход 1209–1229 годов (было убито более миллиона человек).
Отвергал идею Троицы величайший интеллектуал среди христианских теологов Исаак Ньютон. Ее не принимают некоторые большие направления протестантизма. Реформация XVI–XVII веков была, по сути, попыткой приблизить христианство к его материнской религии. Недаром Мартин Лютер первым делом пришел со своими откровениями к евреям. Создавая США, протестанты пользовались как инструкцией учением ТАНАХа, и их движение даже обрело тогда название «американский сионизм».
Сегодня упадок христианства напоминает состояние античных религий начала нашей эры. Восточное христианство — православие — пропустив 80 лет в своей истории, пытается возродиться в России в качестве, в котором существовало до Октябрьского переворота — как придаток государственной власти. Католицизм умирает в Европе и еще сохраняется в странах третьего мира. Отступает и протестантизм. В США за последние десятилетие-два на четверть упало количество граждан, положительно отвечающих на вопрос, важна ли для них религия.
Ослабевшее христианство заменяется в западном мире новым язычеством — либерализмом — с его культом «прав человека»: с легализацией наркотиков, эвтаназии, релятивностью морали, отмиранием института семьи, повсеместным деторождением без брака, с возрастанием статуса гомосексуализма, с заменой свободы слова на «политическую корректность». Такие идеалы не в состоянии поддерживать общество, и оно отвечает на кризис своей идеологии демографическим коллапсом. Современный философ Дэвид Голдман в книге «Как умирают цивилизации» пишет: «Цивилизации, теряющие свою веру, теряют также желание продолжать себя и производить потомство».
Выражение «свято место пусто не бывает» имеет не только переносный, но и прямой смысл. В последние годы от ста до двухсот тысяч французов, а также больше ста тысяч англичан и пятьдесят тысяч испанцев приняли ислам. Около четверти американских мусульман, считается, составляют прозелиты.
Культурные достижения мусульманской цивилизации в последние столетия неразличимы. Но их политические успехи впечатляют. Ислам поставил на колени европейские страны да и при президентстве Обамы также единственную супердержаву. У западного мира сегодня выбор невелик: вымирать ли в лоне нового язычества, погрузиться ли в дикость шариата, отказавшись от культурного позитива, созданного христианской цивилизацией, или…
В пророчествах Захарии (8:23) сказано о наших, мессианских, временах: «В те дни схватятся десять человек из всех разноязычных народов и держаться будут за полу иудея, говоря: пойдем с вами, ибо мы слышали, что с вами Б-г». В Торе мы читаем: «Вы будете у Меня царством священников» (Шмот, 16:9), а у Йешаягу: «Я сделаю Тебя светом народов» (49:6). Все эти предсказания являются не обещаниями наград, а заданием ответственнейшей работы.
Возвращение христиан как секты в лоно материнской религии представляется сегодня единственным шансом западной цивилизации не погибнуть, не растаять, не погрузиться в дикость. Да и для евреев выполнение задачи приближения народов к истинам иудаизма может стать спасением от мира, полного врагов, от новых холокостов. Ни для них, ни для нас другого пути не видно.
Неспособность или нежелание евреев две тысячи лет назад повести за собой античный мир вылились в мрачный период Средневековья с крестовыми походами и инквизицией, с преследованиями и изгнаниями евреев. Хмельнитчина и Холокост тоже явились следствием того провала. Его повторение недопустимо.
Сегодня мы видим, как одно уважаемое направление хасидизма, многие члены которого имеют свой особый взгляд на личность ожидаемого Мошиаха, остается внутри иудаизма. Можно полагать, если бы так же спокойно реагировал еврейский истеблишмент на взгляды иудеохристиан два тысячелетия назад, эта секта осталась бы в русле иудаизма, и вся мировая история пошла бы по-иному.
Принимая новый завет с Всевышним перед входом в Землю Израиля — первый заключал Авраам между рассеченными тушами (Берейшит, 15:9–12), второй — вышедшие из Египта в Синае (Шмот,  24:1–9), — евреи записали на камнях текст Торы. По мнению мудрецов Талмуда, это были 10 заповедей на 70 языках народов мира. Тот, третий завет, по мнению рава Шломо Рискина, «есть завет ответственности Израиля за весь мир!» Всевышний провозгласил тогда: «Не с вами одними я заключаю союз этот и строгое заклятие это… но и с теми, кого нет здесь с нами сегодня». Рав Рискин считает, что это значит: и с евреями, и с неевреями. «А свидетели тому завету — Земля и Небо» (30:19).
Сейчас у нас есть второй шанс повести народы мира по пути учения Торы. Не думаю, что евреи в лапсердаках и черных шляпах должны хватать за пуговицу каждого христианина и пытаться доказать тому, что максима Тертуллиана, впервые выразившего идею Троицы: «Верую, ибо абсурдно» — ничего не доказывает. Доводом истинности иудаизма служит наша сохранившаяся связь с Всевышним. Доказательством ее являются необъяснимые иначе выдающиеся успехи евреев во всех областях науки, культуры, бизнеса. Но в первую очередь доказательство этой связи сегодня — чудо предсказанного Священным Писанием воссоздания и процветания еврейского государства. По законам логики, это государство не могло возникнуть; возникнув, должно было быть раздавлено многочисленными врагами; а выстояв, должно было оказаться в нищете из-за внешнего давления и войн. Единственным объяснением чуда процветания Израиля может служить то, что оно есть осуществление предсказанного Торой и пророками, и что канал связи Всевышнего с избранным им народом по-прежнему открыт, и Его поддержка иудеев продолжается. От всех религий и идеологий прошлого и настоящего иудаизм отличается тем, что он не дряхлеет, жизненен и динамичен так же, как тысячелетия назад.
Мистическое значение возрождения и побед Израиля осознается народами. Люди любят победителей не только потому, что это выгодно. Сам факт победы свидетельствует о поддержке победителя свыше. Шестидневная война 1967 года, «с библейской силой сотрясшая и мировое еврейство, и советское», как писал отнюдь не юдофил Солженицын, показала народам, с кем Б-г.
Постижение важности для христианства канала связи иудеев с Всевышним подчеркнул Римский Папа в статье, опубликованной 11 сентября этого года, накануне Йом Кипура: «Б-г никогда не прерывал своего договора с Израилем… мы должны вновь понять, что евреи являются для нас святым корнем…»
В ответ на это важнейшее заявление папы главный раввин Рима Ди Сегни написал 12 сентября: «В это удивительное время… еврейская верность стала моделью для христиан и всего человечества. Это не случайный, но очень значительный поворотный момент, который евреи должны учесть».
Христиане всегда считали себя в соответствии с их «теорией замещения» новыми евреями. Сейчас очевидно, что место евреев не вакантно. И, чтобы сохраниться, христианам нужно возвратиться к своему источнику и стать рядом с евреями.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 20, средняя оценка: 4,20 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

64 thoughts on “Долг перед будущим

  1. Уважаемый Борис
    Как всегда интересно . Но не совсем уверен , что эти теоретические высказывания , несомненно с благими намерениями , сегодня полезны . евреям
    Конечно враг моего врага мой друг . Союз с христианами против исламизма и Всемирного Халифата нужен . Но Вы ставите вопрос шире , иначе — призываете к переходу христиан в иудейство или стать сектой при евреях .
    Я , как еврей , не против . Но не уверен ,что христиане, например, русские , даже американцы , думают как я.и правильно оценят заботу о них . Не уверен , что стоило ссылатся на неизвестного раввина сказавшего что Павел засланный казачек Сангедрина
    Больше того — почитайте «Майн Кампф» — автор имено этим вербовал себе сторонников . Одна из глав посвящена этому и попытке евреев «завоевать и покорить» весь мир ..Вы сами пишите что еще в 12 веке катары пробовали это . Появилась инквизиция , погибли миллион человек приверженцев катар . Сегодня может погибнуть 12 миллионов и наша маленькая страна .. Да и не все , из евреев как Вы . за такую идею .а христиане негодуют
    И не только ортодоксальная часть, евреев будет против , а думаю большинство . ибо евреев горстка , а христиан миллиард с хвостиком . Как бы все не получилось наоборот — полная ассимиляция и ичезновение евреев при полном их смешении с христианами . А Христиане не оценят Вашу заботу о них -идею быть им сектой при еврееях ,- начнутся погромы . Так что думаю с идеей надо быть поосторожней , взрывоопасна .

  2. Г-н Ицхаков, Ваша «литературная критика» возымела неожиданное действие. Вы довольны результатом?

    Г-н Гулько, предлагаю план действий: каждому раввину — дочь православного попа в пелегеш ( у католических священников дочерей нет, по крайней мере официальных). Детей воспитaют в иудейских традициях. Можно пойти дальше — дочерей раввинов замуж за имамов выдавать, дети по Галахе — евреи ( вот только кто и как их воспитает…)
    Короче, полный религиозный интернационал. А кого не устраивает — в ссылку, на Тибет !

    Г-ну Ицхакову и тем, у кого с чувством юмора не очень хорошо:

    ШУЧУ. Горько, но ШУЧУ.

    1. еврейские дети арабов скорее головная боль, и для «Яд леахим» (успехов им!) , и в вопросах «мехират хамец» и шабес гой. А вообще до 80% наших арабов имеют еврейские корни. И ещё – Ишмаель говорит – я здесь, и Ашем слышит его.

  3. (не для широкой печати!)
    Дорогой Борис! Вы меня обогнали с наметками культурологического диспута по теме альянса иудаизм — христианство (И-Х). Я еще напишу. Обещаю. Если есть, например, общество дружбы ‘Россия-Япония’, то почему бы не возникнуть и обществу дружбы иудаизм-христианство? И даже больше – обществу или конгрегации «кристианс фор Моше энд 13 трайбс»!? Я думаю, что народ повалил бы массами! Название-то, какое красивое! Вы можете спросить – «если ты такой умный, откуда общество «Фор Моше» возьмёт деньги»? Предлагаю идею. Как всегда, бесплатно. Всем желающим в «Фор Моше» можно продавать индульгенции, типа почетной грамоты, где золотыми буквами будет написано, что имя-рек от своих грехов отказался, и хочет выбрать и вступить в один из трайбов Израиля. А кого куда — это уже технические детали, которые мы можем с вами обсудить на Первом Сионистком Конгрессе Всемирной Конгрегации «кристианс фор Моше энд 13 трайбс». Если вы согласны вступить в эту конгрегацию – напишите в коммент, и я, как отец-основатель, вас приму с номером №2.
    Можно даже и должность вам придумать – «первый Сын Сиона» Я, конечно, как вы наверное догадались — скромный номер перший. Рахель, естественно, может стать почетной Сионаматерью №1, с билетом №3, Петр – за боевой дух и задор – Дух Сиона. Ну, и получится из нас Высшая Четверица, «Конгрешенал Хай Кварта». Троицу давно пора расширить и перестроить.

    1. alex l, «то почему бы не возникнуть и обществу дружбы иудаизм-христианство?»
      Такое общество уже существует, оно называется «евреи за христа» (jews for jesus). Все новобранцы могут сразу становиться членами 13го трайба исусова.

      1. — alex l, «то почему бы не возникнуть и обществу дружбы иудаизм-христианство?»
        Такое общество уже существует, оно называется «евреи за христа» (jews for jesus).—

        Я говорил конкурирующей фирме – «христиане за иудаизм», имея ввиду что христиане не переходят в иудаизм, а дружат с евреями. Например, как дружили «братья-по-оружию», ливанские христиане, пока боевой генерал и видный политик Э. Барак их не предал. (П-ло). После этого я удивляюсь еще, что остались христиане, которые поддерживают евреев в их борьбе с «зеленой чумой» агрессивного ислама.

  4. Борис Гулько, спасибо за хорошую статью. У меня к вам вопрос. Вот вы приехали из израиля и уже довольно долгое время живёте в америке. За это время, сколько христиан с которыми вы общались, пересмотрели свой взгляд на христианство, и поняли что иудаизм для них свет, и евреи для них священники?

  5. Quo Vadis? Вероятно, что упадок христианства, как религии Запада, кроется не столько в «модном» воинственном атеизме индивидуумов, не столько в развитии науки и осознании человеком окружающего мира, сколько в секуляризации государства и прежде всего в отделении государства от церкви. Так как именно такая модель демократического секулярного западного государства сохранится и в обозримом будущем, упадок религии просто неудержим: Неважно какой — христианства или иудаизма.

    Антиподом тому и важным постулатом ислама является неотделимость государства от религии; В экстремальном случае, например в Саудовской Арабии, государство становится придатком религии. Особенность такой конструкции магомедамства и видимо обьясняет необузданное распостанение метастазы ислама в вакууме, оставленном другими религиями.

    Левые социологи и политики на Западе гадают о феномене отсуствия мотивов интеграции и высоком уровне преступности в среде выходцев из исламских стран. О том, что ислам с его нормами и является тому причиной, не укладывается в мозги эгалитаристов и эгалитарастов. Сыны ислама просто игнорируют западное секулярное «Государство Кафиров» со всеми его нормами и инстанциями и поэтому их уровень атеизма весьма незначителен и тем гарантировано в обозримом будущем выживание и распостранение ислама на Западе. Иудейство едва ли сможет стать якорем для христиан и язычников среди бури атеизма и джихада.

  6. Петер, Вы пишите: «христиане негодуют». Мне представляется, христиане утратили жизненную энергию и исчезают. Они не негодуют даже из-за того, что каждый год мусульмане вырезают около 100 000 их единоверцев. Представьте мир через одно поколение – мы окружены только язычниками и мусульманами. Такой мир чрезвычайно опасен.
    Рахель, брак для ортодоксального еврея возможен только с гоем, прошедшим полный гиур. Как у Вашей тёзки с рабби Акивой.
    John Donut #2, jews for jesus – диверсанты. Они язычники, поскольку веруют в троицу. Я читал мнение, что такое верование позволительно для гоев, но для евреев это язычество. Моя догадка, что эти jews for jesus – освоение полутора миллиардов, выделенных «Южными атеистами» лет 20 назад на «обращение евреев».
    На Ваш второй вопрос – в каждой большой синагоге Вы встретите сегодня немало геров. Как сказала мне китайская девушка из семьи тайваньских протестантов, перешедшая в иудаизм: «для моих родителей главное, что не в католицизм».
    Fritz, я думаю, причина увядания христианства глубже, чем отделение церкви от государства. Самая религиозная страна Запада – США – отделила церковь от государства раньше, чем другие.

    1. Борис, я присоеденяюсь к похвалам за вашу статью. Серьезных культурологических эссе на тему х-и не припомню, что бы тут были. На уровне детсада: «А мой Папа Небесный сильнее твоего» я не учитываю.

    2. (ц) Рахель, брак для ортодоксального еврея возможен только с гоем, прошедшим полный гиур. Как у Вашей тёзки с рабби Акивой.

      Извините, Борис Францевич, но гером был не рабби Акива, а его отец Иосеф.

      По поводу брака через гиюр спорить не стану. Было бы желание и деньги, купить в наше смутное время можно всё.

  7. Ну что ж, ещё одно доказательство тому, что сказал Крылов:
    «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
    А сапоги тачать пирожник:
    И дело не пойдет на лад,
    Да и примечено стократ,
    Что кто за ремесло чужое браться любит,
    Тот завсегда других упрямей и вздорней;
    Он лучше дело все погубит
    И рад скорей
    Посмешищем стать света,
    Чем у честны́х и знающих людей
    Спросить иль выслушать разумного совета».

    Потому что «Васька слушает, да ест».

    У меня нет комментариев, достойных этой статьи
    специалиста-по-всем-вопросам-бытия.

  8. Ну вот: модератор включила «дурку»:

    Ваш комментарий отправлен на модерацию.
    _________________________________________
    Ну что ж, ещё одно доказательство тому, что сказал Крылов:

    «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
    А сапоги тачать пирожник:
    И дело не пойдет на лад,
    Да и примечено стократ,
    Что кто за ремесло чужое браться любит,
    Тот завсегда других упрямей и вздорней;
    Он лучше дело все погубит
    И рад скорей
    Посмешищем стать света,
    Чем у честны́х и знающих людей
    Спросить иль выслушать разумного совета».

    Потому что «Васька слушает, да ест».

    У меня нет комментариев, достойных этой статьи
    специалиста-по-всем-вопросам-бытия.

  9. Спасибо Борис за вашу проницательность и неустрашимость, с которой вы приступаете к такой болезненной теме как отношения иудаизма и христианства. Мне нравится ваша нестандартная точка зрения и ваш подход – не с тем чтобы осудить, но с тем, чтобы понять. Этот же нестандартный подход и рассудительный тон были присущи вашей недавней статье на ту же тему – «Новые времена». Там вы делились догадкой, что протестантская ветвь христианства всё более заметно «превращается в то, чем христианство было во времена после создания — в секту иудаизма». Похоже, что эту догадку вы продолжаете вынашивать и она на самом деле того заслуживает. Этот «малозаметный процесс, кардинальный для нашей цивилизации» таки действительно очень знаменателен. Он присущ тем особым временам, которые сам иудаизм и его «дочернее предприятие» (христианство) именуют последними днями. Одним из самых интересных последствий этого процесса является изменение позиции новой ветви христианства (которая новой вовсе не является) по отношению к государству Израиль и к евреям диаспоры. Это необычное христианство в последнее время даёт видеть себя самым идейным, верным и последовательным партнёром еврейскому миру. Именно эта секта иудаизма сумела не на словах признать историческую вину и заблуждение христианства и протянула Израилю руку примирения и помощи.

  10. Ну что ж, ещё одно доказательство тому, что сказал Крылов:

    «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
    А сапоги тачать пирожник:
    И дело не пойдет на лад,
    Да и примечено стократ,
    Что кто за ремесло чужое браться любит,
    Тот завсегда других упрямей и вздорней;
    Он лучше дело все погубит
    И рад скорей
    Посмешищем стать света,
    Чем у честны́х и знающих людей
    Спросить иль выслушать разумного совета».

    Потому что «Васька слушает, да ест».

    У меня нет комментариев, достойных этой статьи
    специалиста-по-всем-вопросам-бытия.

  11. Уважаемый Борис

    Вы предлагаете христианам «возвратиться к своему источнику». Было бы неплохо. Но главное препятствие, на мой взгляд, в том что они не знают, да и практически не могут по-настоящему знать своего подлинного источника. То, что христиане называют Новым Заветом, новыми Б-жьими Заповедями, в значительной мере не что иное, как одно из типичных произведений Устной Торы, предназначение которой в первую очередь толкование и разъяснение Торы Письменной (Пятикнижия). Вот подтверждение этого.

    Иисус Христос напамять цитировал Закон, пророков, еврейских мудрецов,часто изъяснялся притчами, учил в синагогах и т.д. Это мог делать только образованный человек, конечно же умеющий писать. Но он сам ничего не записывал и ученикам, которым предстояло знакомить людей с его учением, также не велел записывать. Записанное всегда точнее передаваемого на словами – неужели он не опасался искажений? Думаю, опасался, поэтому Нагорную проповедь, стержень своего учения, он завершил очень жестким высказыванием, касающимся искажений его слов: «Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи!» не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:20-23). Но даже при такой категоричной постановке вопроса о записи даже речи не было. Почему?
    Чтобы провести четкую грань между незыблемым (Письменная Тора) и постоянно развивающимся и дополняющимся (Устная Тора), то есть словами Всевышего и их трактовками и объяснениями, в иудаизме длительное время действовал запрет на запись всего, относящегося к Устной Торе. Она передавалась от учителя ученикам, из поколения в поколение устно. Иудей Иисус Христос, считал все сказанное им не заповедями, а разъяснением их морально-нравственной сути, то есть учением Устной Торы. Поэтому ничего и не было записано.
    Если провести детальное сравнение сказанного Иисусом Христом с одним из основополагающих произведений Устной Торы морально-этическим кодексом еврейского народа трактатом Пиркей Авот, то примерно 80% сказанного Иисусом Христом совпадает с высказываниями этого трактата. Дабы не быть голословной, я привела детальное сравнение Нагорной Проповеди с Пиркей Авот, http://www.freie-juedische-meinung.de/ru/2012-03-29-14-48-34/7556-2013-03-18-11-03-12. У ряда читателей реакция была аналогичной реакции Рахели на Вашу статью, хотя подобное сравнение свидетельствуют лишь о том, что доброжелательный и результативный диалог вполне реален, а не о переходе христиан в иудаизм или евреев в христианство. Возникает закономерный вопрос: не станут ли евреи препятствовать «возвращению» христиан к истокам подлинного христианства, обвиняя евреев, способствующих этому в миссионерской деятельности?
    Теперь еще один существенный момент. Иисус Христос часто изъяснялся притчами, которые являютя неотъемлемой составляющей Устной Торы. Вспомним оказавшийся сбывшимся пророчеством вопрос учеников Иисуса: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им (собравшимся слушать проповеди — Е.Д.)?» (Мф.,13:10). Ни один мало-мальский знакомый с методами и приемами Устной Торы человек, не задал бы подобного вопроса, ибо значение притчи в иудаизме огромно, их множество. В Мидраше «Шир-гаширим Раба» сказано: «Не относись к притче пренебрежительно. Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина». Почему учениками Иисуса стали люди несведующие, тема отдельного разговора, но в результате языческий мир, принявший христианство, взял за основу учение Иисуса Христа, то есть типичное произведение Устной Торы, не имея представления ни о самой Устной Торе, ни о ее специфических особенностях и методах подачи информации в ней. Думаю, именно в этом одна из основных причин, не только однозначно недопустимого отношения к евреям и иудаизму, но и противоречий, разногласий, чрезмерного догматизма и, как следствие, существования множества разобщенных, негативно настроенных по отношению друг к другу христианских конфессий. Именно из-за незнания Устной Торы произошли столь существенные искажения в понимании личности самого Иисуса Христа. Кто он? А ведь он сам в аллегоричной иносказательной форме, типичной для еврейского проповедника, исчерпывающе объяснил, кем он является на самом деле.

  12. Христиане, как и все остальные народы мира относятся Самим Вс-вышним к сыновььям Ноаха. А для сыновей Ноаха (кроме евреев) Tворец приготовил 7 заповедей по сравнению с 613 для евреев. Hо, видать, г-н Гулько умнее Б-га, если предлагает язычникам-христианам «перекреститься» в евреи и начать выполнять все 613 заповедей. Миссионер, однако. Одно одобрение его «статьи» представителем секты «Евреи за христа» уже о многом говорит…
    Впрочем, я не сомневаюсь, что его очередная статья уже ушла в печать, пополнив коллекцию перлов Бориса Гулько.

  13. «Не думаю, что евреи в лапсердаках и черных шляпах должны хватать за пуговицу каждого христианина»
    и я не думаю, что вы думаете, глупо было бы принимать вашу статью за призыв к какой-либо деятельности. Страх и ностальгия — вот её предпосылки. Страх перед кровожадной дикостью и ностальгия по Западу нашей юности (во многом надуманному).

  14. patolog’y: «глупо было бы принимать вашу статью за призыв к какой-либо деятельности.» Почему же? Вот, например, выдающийся современный рав Ури Шерки предлагает открывать йешивы для неевреев. Намерение рава — поддержка разрастания секты «сыновей Ноаха». Я думаю, выпускники таких йешив могли бы непосредственно присоединиться к евреям, или избрать какой-то промежуточный путь.
    Господину Ицхакову: Вы пишете: «видать, г-н Гулько умнее Б-га, если предлагает язычникам-христианам «перекреститься» в евреи». Но ведь это предсказывал пророк Захария — смотрите в эссе.

  15. ==Но ведь это предсказывал пророк Захария ==

    Смотрите, Борис, это именно то, о чём я говорил Вам раньше: если бы Вы решили для себя специализироваться в какой-то определённой области журналистики, Вы, возможно, преуспели бы как журналист.
    На сей раз Вы решили выступить в роли самодеятельного толкователя ТАНАХа.
    Неофит открывает для себя каждый раз что-то новое, это естественно. Но, открыв это «что-то новое» ему следует спросить себя — а может это «что-то» давно всем известно, и не бежать с клавиатурой наперевес и сочинять очередную статью, к иудаизму не имеющую никакого отношения?
    Каждый раз мы завершаем нашу молитву Пиютом «Алейну Лешабеах»- «На нас возложено…». И заканчиваем его словами: «И станет Г-сподь царём всей земли; в тот день будет Г-спод един, и Имя Его едино». Это тоже из Захарии (14:9). И что — из этого нужно делать вывод, что евреи должны огиюривать всех неевреев? Так ведь нам запрещено миссионерство, разве Вам это не известно? Более того, согласно законам о гиюрах, человека, решившего перейти в иудаизм, раввин должен отговаривать сделать это всеми своими силами. И не один раз, а не менее трёх раз. Вам хоть ЭТО известно?
    Скажите, нужно ли приобщать мусульман к иудаизму, как Вы предлагаете это для христиан? Ну почему нет — «крестить», так уж всех крестить в евреи!
    Но ведь мусульмане монотеисты, и их Б-г — это наш Б-г — ЭлоКим — это то же что АллаК. Да и у христиан бог-отец — это НАШ, еврейский Б-г. Какую Америку Вы пытаетесь здесь открыть? Всем это давно известно. В том числе и христианам и мусульманам. И Вс-вышний не имел ввиду огиюривание ВСЕХ народов — спросите, наконец, своего раввина! — Вс-вышний имел ввиду, что ВСЕ НАРОДЫ ПРИЗНА́ ЮТ ЕГО ЕДИНСТВО и будут исполнять ТЕ ЗАПОВЕДИ, КОТОРЫЕ Б-Г УГОТОВИЛ ИМ. Слышите, И-М, ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ НАРОДАМ!!!
    Создателю достаточно того, что эти все народы будут исполнять те семь заповедей, которые Он уготовил ДЛЯ НИХ. В отличие от евреев, которых Б-г ИЗБРАЛ, чтобы ЕВРЕИ, А Н-Е В-С-Е Н-А-Р-О-Д-Ы, исполняли Его 613 заповедей!

    Я знаю, что всё, что я Вам говорю, идёт мимо Ваших ушей-глаз-сознания. Ну тогда спросите раввинов — может ИХ мнение будет для вас авторитетным.

    1. Извините A.Ицхаков что влезаю в вашу интересную дискуссию с Борисом Гулько. Просто хочу заметить что хотя мусульмане и считаются монотеистами, только верят они в дьявола, а не в нашего Б-га. Если будет интересно, то можно будет подискутировать на эту тему.

      1. John Donut #2: ==хотя мусульмане и считаются монотеистами, только верят они в дьявола, а не в нашего Б-га. Если будет интересно, то можно будет подискутировать на эту тему.==

        Если Вы хотите подискутировать на эту тему, то откройте её отдельно от данной темы. Но постарайтесь в Вашей отдельной теме подтвердить СЕРЬЁЗНЫМИ ссылками любые Ваши утверждения. Ибо голословные утверждения, как Вы понимаете, мало чего стоят. Постараюсь в меру своих возможностей участвовать в ней. Только учтите, что я ещё «немножечко шью», так что будут времена, когда я смогу далеко не сразу ответить.

  16. Ув. Борис, похоже что г. Ицхаков толкует моё одобрение вашей статьи (она на самом деле не догматична и очень соответствует духу времени) как признание вас единомышленником. Не хочу, чтобы кому-то было повадно так думать. Ведь на этом сайте я изгой – представитель секты. Г. Ицхаков проголосовал за лишение меня права называться евреем (ибо признаю Иисуса Мессией). Да и вы, Борис, заочно причислили меня к язычникам (за веру в триединство Б-а). Так что, признавая вашу статью в «Еврейском мире» остро дискуссионной и передовой, прошу не расценивать это как мою солидарность с вашим видением перспектив отношений христианства с его материнской религией – иудаизмом.
    Вы безусловно правы утверждая, что == христиане в соответствии с их «теорией замещения» всегда считали себя новыми евреями == Это всегда, однако же, исключает начальные времёна (когда еврейские верующие и не называли себя христианами, да и сама эта вера почиталась иудейской ересью) и нынешние новые времёна (когда возрождённые верующие всё с большим пониманием относятся к возложенной на Израиля вечной миссии Божъего народа). Кстати, в новые времена на роль новых евреев ещё усерднее христиан претендует секта «Свидетели Иеговы», выдаюшая себя за христианскую. Лишнее свидетельство того, что «свято место пусто не бывает». Ну а самим евреям разве не присуща та же самая звёздная болезнь? Мы, кого Иегова от начала уполномочил быть Его неизменными свидетелями, разве мы не усаживаем себя в чужое кресло? Разве можно не чувствовать душок замещения в том, как мы представляем себя «светом для народов» или какое значение придаём нашей духовной работе необходимой, чтобы приготовить мир к приходу Мошиаха?
    В наши мессианские времена держаться за полу иудея (как пророчествует Захария) резонно для тех, кто не знает, где искать Б-га, однако же слышал, что Б-г обещал обитать с Израилем (даже если будет повёрнут к нему не лицом, а спиною). Но ешё лучше искать защиту от суда Б-го полагаясь не на верность Создателя к евреям и не на их широкие одежды. == Чтобы сохраниться, христианам нужно возвратиться к своему источнику и стать рядом с евреями. == Вот так, Борис, и работает та теория замещения, которую мы не переняли у христиан, но изобрели еврейскими мозгами. Источником воды живой Б-г называл Себя, а не Свой Израиль. Именно Захария на которого вы ссылаетесь оставит евреям пророчество о дне, в который «дому Давидову откроется источник для омытия греха и нечистоты». Увы, этот источник Израиль и отказался сделать своим главным достоянием. Почему? Когда этот вопрос станет темой дискуссии в «Еврейском мире» — тогда и поговорим. А пока … в недавнем номере газеты статью рава Кацина о Судном дне (дне Очищения) венчало название – «Как заслужить прощение в Йом Кипур». Материнской религией для христианства действительно является иудаизм, но не тот, где наши заслуги замещают Его живительный источник омытия греха и нечистоты.

    1. «Ведь на этом сайте я изгой – представитель секты. Г. Ицхаков проголосовал за лишение меня права называться евреем (ибо признаю Иисуса Мессией). Да и вы, Борис, заочно причислили меня к язычникам (за веру в триединство Б-а)».

      Peter Blitshteyn, Вы крестились в 1996 г. , сразу после получения американского гражданства, получение которого Вам обеспечил статус еврея-беженца. Вы очень практичный человек.

      Вас чем-то и жалко, Вам необходимо прокормить Ольгу и детей, а секта оплачивает Ваше усердие. Как в песне:
      «Я был неплохим инженером,
      На фабрике «Полный Вперед»;
      Но только с московским дипломом
      В Нью-Йорке никто не берет».

      Неужели Вам не ясно, Peter Blitshteyn, что тот, кто крестился, уже не еврей? Или можно быть немножко беременным?

  17. Peter Blitshteyn, увы, протестантские «свидетели» действительно ближе евреям, чем ваша секта. Вы молитесь человеку, что полностью соответствует понятию язычника.
    Господин Ицхаков, Ваш пафос, мне представляется, на порядок выше Ваших знаний. На таком накале мне дискутировать трудно. Мне просто не нравится, когда меня обзывают. Мне кажется, что вежливость входит в еврейские добродетели. Или Хофец Хаим не входит в куррикулум Вашей секты?
    Можете рассказать, кто нам запретил миссионерствовать? Должны ли мы были скрывать от народов данную нам Тору?
    На уровне моих знаний, запрет миссионерства возник в средние века, когда за переход одного христианина в иудаизм, избивали всю еврейскую общину. То есть, причина запрета относилась к области безопасности, а не идеологии. Для сравнения — в старые времена еврей, имеющий раба нееврея, обязан был перевести того в еврейство.

  18. ==Ваш пафос, мне представляется, на порядок выше Ваших знаний.==

    А мне, г-н Гулько, Ваши знания представляются на порядок меньше Вашего самомнения.
    Вы берётесь публично утверждать вещи, НЕ СОВМЕСТИМЫЕ с принципами иудаизма, выдавая их за иудейские принципы. Не имея достаточно знаний ни в одной из областй, о которых рассуждаете с видом профессионала, Вы вводите тем самым, в заблуждение читателей газеты. Утверждая что-то, Вы не берёте на себя труд подтвердить свои слова ссылками на источники, из которых черпаете свои «знания». Дискуссия с Вами в таком ключе совершенно неплодотворна. Я же говорил, что Вы НИКОГДА И НИ В ЧЁМ не признаёте своей неправоты. А это тоже свидетельствует о чём-то. Разве нет? 😉

    «в старые времена еврей, имеющий раба нееврея, ОБЯЗАН был перевести того в еврейство.»

    Буду премного благодарен, если Вы дадите конкретную ссылку на конкретный закон, ОК? 😉

      1. ==Гемара==

        Hу, Борис, это же несерьёзно: Вы нигде не найдёте ссылок на Гемару ТАКИМ ВОТ ОБРАЗОМ: «Гемара». Гемара — это много десятков толстенных томов, исписанных мелким шрифтом на арамейском языке.
        Ссылаясь на Гемару ВСЕГДА дают название Трактата и номер страницы, НЕПРЕМЕННО указывая при этом — чётная она или нечётная. Тогда легко можно найти любое утверждение. Правда, при этом всё равно, нужно будет перечитать ВСЮ страницу со всеми многочисленными комментариями к Мишне и к комментариям на Мишну.. Вы даже таких совершенно элементарных вещей не знаете.
        Итак — Гемара — Трактат …. страница… a? b?
        Жду-с.

  19. Наверное, Борис вспомнил про рабов–кнаанеян и законы про них и (сгоряча?) назвал это «переводом в еврейство» ?

  20. поддержка разрастания секты…
    непосредственно присоединиться к евреям…

    не прочитали перед отправкой? бывает….

  21. А теперь давайте разберёт этот Ваш респонс, Борис:

    ==Мне просто не нравится, когда меня обзывают. Мне кажется, что вежливость входит в еврейские добродетели. Или Хофец Хаим не входит в куррикулум Вашей секты?==

    Вы обвиняете меня, что я обзываю, оскорбляю Вас. Поверьте, мне и в голову не приходит обзывать человека, уважаемого во всем мире за его шахматные заслуги. Kто не знает имя Бориса Гулько? Но что я действительно делаю, так Я КРИТИКУЮ ВАС, Борис, КРИ-ТИ-КУЮ. Я критикую вашу всеядность и Вашу некомпетентность, которая просто неизбежна при такой всеядности.
    А вот Вы обвиняете меня в сектантстве. правда, не уточняете — к какой же секте принадлежит Ваш оппонент.
    Теперь, что касается вежливости, в отсутствии которой Вы меня, опять же, обвиняете. Bидит Б-г, — я старался быть с вами максимально вежливым, и уж поверьте, я не враг Вам. Но меня очень удручает тот факт, что Вы совершенно нечувствительны к критике, и с упорством, достойным лучшего применения, продолжаете проталкивать чистую ересь на еврейском сайте. Уважающий еврейские традиции человек не может равнодушно взирать на подобного рода экзерсисы, ибо, смолчав, когда кто-то богохульствует, ты сам становишься соучастником богохульства.
    Я знаю Борис, и Вы уже демонстрировали здесь, что у Вас есть с кем консультироваться по вопросам иудаизма. Ну так консультируйтесь, советуйтесь со знающими людьми! Я не думаю, что Вам хотелось бы выглядеть профаном. А ведь именно так Вы выглядите, когда пишете о том, в чём имеете смутное (если вообще имеете) представление.
    Надеюсь увидеть ещё не одного «льва», рождённого Вами, вместо десятка «поросят».

      1. Sorry, г-н Безголосый, I am what I am…
        You have an option: Just ignore my yawning.

        1. Ну вот, господин Ицхаков, хоть в чём-то мы с Вами согласны.

    1. Законы отношений между людьми
      1. На просьбу учеников обучить их образу жизни, следуя которому, они удостоятся будующего мира, сказал рабби Элиезер: «Будьте осторожны по отношению к чести ваших товарищей» (Брахот 28б).
      2. Сказали мудрецы (Пиркей Авот 2:10): «Да будет достоинство твоего ближнего дорого тебе, как твое собственное».
      3. Ещё сказали мудрецы (Пиркей Авот 4:12): «Да будет честь твоего ученика дорога тебе, как твоя собственная честь; а почёт твоего товарища, как трепет перед учителем (который обучает тебя Торе); а трепет перед учителем, как трепет перед Небесами».
      4. Тот, кто добивается почета за счёт позора ближнего, нет у него удела в будующем мире. (Иерусалимский Талмуд, Хагига, 2:1, Рамбам, Законы Мнений, 6:3).
      5. Также тот, кто публично срамит своего товарища в такой мере, что его лицо белеет, нет у него удела в будующем мире (Бава Мециа 58б; Рамбам, там же, 8).
      6. Запрещено называть ближнего прозвищем, которого тот стесняется (Шульхан Арух, Хошен Мишпат 228:5).

  22. Борис Гулько приводит следующие цитаты из Танаха: «В пророчествах Захарии (8:23) сказано о наших, мессианских, временах: «В те дни схватятся десять человек из всех разноязычных народов и держаться будут за полу иудея, говоря: пойдем с вами, ибо мы слышали, что с вами Б-г». В Торе мы читаем: «Вы будете у Меня царством священников» (Шмот, 16:9), а у Йешаягу: «Я сделаю Тебя светом народов» (49:6)». Как евреи доложны относиться к этим пророчествам? Требовать от неевреев, чтоб они относились к нам в строгом соответствии со Священными Текстами? Сидеть и ждать пока всё само собой разрешится в нашу пользу? А ведь никому доподлинно неизвестно, что произойдет раньше: очередной Холокост или кардинальное изменение отношения к евреям. Бог избрал евреев сообщать народам мира Его законы, Его требования к человечеству. Так давайте сами, в соответствии со своим предназначением, делать это. И начинать, разумеется, следует с христианского мира.

    Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков; не нарушить пришел, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не перейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не перейдет из Закона, пока не исполнится всё» (Мф.5:17;18). Вроде бы явное противоречие: сначала он утверждает, что «пришел исполнить Закон и пророков». Слово «исполнить» подразумевает конкретное, реальное действие, говорящее о завершении чего-либо. И вслед за этим говорит о вечности Закона. Как можно исполнить вечное? Полагаю, в данном контексте вполне реально и непосредственно связано с главном предназначением еврейского народа — формулировать морально-этиченские законы нашего мироздания на основании библейских заповедей. Эти законы должны стать неизменной вечной основой земного бытия. И наши великие предшественники успешно справились со столь непростой задачей. Высказывания Иисуса Христа подтверждают это. Например. Великий еврейский мудрец и законоучитель Гилель (конец 1 в. до н. э. — начало 1 в. н. э.) объяснил нееврею суть Торы одной короткой фразой: «Не делай другому того, что не желаешь, чтоб делали тебе». Иисус Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом Закон и пророки» (Мф., 7:12). На вопрос «Какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф., 22:36-40), что в первую очередь подразумевает веру и милосердие — главные непреходящие ценности земного бытия. Это целиком согласуется с основополагающими принципами иудаизма. Когда был разрушен Храм и жертвоприношения животных прекратились, известный толкователь Торы р.Йохан Бен Закай сказал народу: «У нас нет другого средства искупления наших грехов, кроме оказания милосердия ближним». Заповедь Закона Моисея «Люби ближнего своего, как самого себя» («Ваикра», 19:18) — названа «золотым правилом иудаизма».
    Только тогда, когда люди воочую удостоверятся, что Иисус Христос открыл миру морально-этические законы нашего мироздания, выведенные еврейскими мудрецами на основании сказанного Всевышним, тогда и можно расчитывать на то, что «схватятся десять человек из всех разноязычных народов и держаться будут за полу иудея, говоря: пойдем с вами, ибо мы слышали, что с вами Б-г».
    С чего начать? Полагаю с реабилитации и Иисуса, и самих себя, тысячелетиями совершенно абсурдно и необоснованно обвиняемых в его убийстве. Эти две реабилитации логически взаимосвязаны. Ведь он не сделал ничего такого, за что по еврейским законам приговаривают к казни, а евреи, соответственно, никак не могли желать его смерти и кричать оккупанту-язычнику Пилату: «Распни его».

    1. Г-споди, и за что нам столько счастья? Кто может выдержать это?

      1. Полагаю главное «счастье» всех пишущих и участвующих в полемике на сайте еврейского издания в том, что в иудаизме можно иметь свое мнение по какой-либо редигиозной проблеме и высказывать его. У евреев это назывется «Спором во имя Небес», который по мнению выдающегося раввина ХХ века Менахема Мендла Шнеерсона «не может быть разрешен. Нет неправильных или ошибочных точек зрения, которые бы следовало искоренять или отритцать. Наоборот, этот спор длится бесконечно — пока душа человеческая осваивает различные аспектв Б-жественой истины». Так что не стоит сводить его к всплескам эмоций, обсуждению личностей авторов или фактов их биографий.

    2. кого тут вдохновят ваши гладко-сладкие речи?

      «С чего начать?»
      т.е. с чего закончить – перестать хвостом таскаться за чужими, быть наконец евреями и уважать себя

      1. Прошу ответить на два волпроса.

        1. Почему самое емкое выссказывание о сути Торы, самый точный ответ был дан великим еврейским мудрецом нееврею?

        2. Как лично Вы объясняете слова Всевышнего: ««Вы будете у Меня царством священников» (Шмот, 16:9),

  23. 1а. по-другому неееврей бы не понял

    1б. вы,как многие, упускаете вторую часть — це ульмад, без этого — грубо переведённая расхожая пафосная мантра

    2. Це ульмад

    1. В Торе с классическими комментариями «Сончино» («Берешит», 19:6) сказано»: И вы будете Мне царством священослужителей и народом святым». К этому дан следующий комментарий:

      царством священнослужителей Или «царством священным». Царство, все жители которого – священники Всевышнего (см. Йешаяhу, 61:6), живущие служением Богу и ощущающие постоянную радость от права и возможности представать пред Ним. Обязанность священника – приближение человека ко Всевышнему. Так и Израиль призван приблизить все народы к Творцу, его миссия – построение царства высокой духовности.
      и народом святым Святость означает выделенность. В данном случае главным аспектом выделенности выступает отстраненность от идолопоклонства, суеверий, ложных представлений о мире, присущих другим народам. Израиль становится святым, повинуясь законам Торы, Творца и, тем самым, приближаясь к Богу (см. также комм. к Шмот, 22:30). (Сончино)

      Как сегодня по Вашему мнению Израиль должен приближать «все народы к Творцу»?

      В П иркей Авот (1:12) приведено следующее высказывание Гилеля: «Учись у Агарона: цени мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе».

      Как опять же по Вашему мнению евреи сегодня должны «ценить мир и стремись к миру»? В религиозных, а не политических сферах.

      Я подчеркиваю: именно сегодня, основываясь на высказывании известного хасидского деятеля р. Нахмана, который говорил: «Основное правило служения Всевышнему заключается в том, чтобы всем своим существом пребывать в сегодняшнем дне и думать именно о настоящем моменте. …Все, что есть у человека – это один день и один миг: «Завтра – это уже совершенно иная Вселенная»».

  24. «Долги перед нами самими»
    На блоге Бориса Гулько (сайт еженедельника «Еврейский Мир»), постоянного и вдумчивого автора статей на многие темы, недавно появилась статья под названием «Долг перед будущим». Основным содержанием публикации является обоснование целесообразности объединения в той или иной форме иудаизма и христианства. Понятно, попытки такого рода предпринимались многократно в прошлом и усилия в этом направлении имеют место и в настоящее время. Предлагаю краткую предварительную реплику на упомянутую статью.
    Уважаемый Борис: Вы представили многоплановое и, слава богу, краткое изложение Ваших взглядов на возможные перспективы наших еврейских скорбных дел. Увы, в данный момент не располагаю временем, чтобы дать обоснованную реплику по поводу Вашей во многом противоречивой (на что уже обратили внимание) позиции.
    Пока ограничусь изложением, практически без обоснования, иной точки зрения. Своей я её назвать не могу, иначе меня могут счесть плагиатором.
    Вопрос Вами, и не только Вами (например, В. Минковым), поставлен в плоскости идеи некоего соединения того, что традиционно считается несоединимым и даже оппозитным, в «один колхоз». Если Вы помните, в соответствующей песенке «колхозный сторож Иван Кузьмич в защиту мира толкает спич (в другом варианте – пропил «Москвич)». Вот и Вы предлагаете бороться за мир аналогичным способом…
    Если Вы внимательно анализируете события (а я уверен, что это так), то могли бы заметить, что усилия Запада, включая увы и демократические бомбардировки, направлены на то, чтобы умиротворить отношения между странами – представителями всех трёх авраамических религий: христианства, магометанства и иудаизма. Понятное дело, поскольку Запад принципиально за отделение религий от государства, в заявлениях государственнных деятелей акценты на религиозный аспект проблем практически не делаются. Противная сторона, напротив, чаще всего акцентирует внимание именно на нём (нет уверенности, что их лидеры, исключая маргиналов, так уж сильно озабоченны этой стороной вопроса; скорее, им очень сложно изменить свой нарратив, поскольку одураченные массы могут их не понять, а упомянутые маргиналы могут ещё и «замочить их в сортире»).
    Я веду к тому, что надо бы нам «обустроить еврейство» в рамках объединения на базе модификации, с учётом современных реалий, принципов всех трёх авраамических религий. Вот недавно на блоге (не помню чьём) прозвучало предложение, вернее предположение Муратова (возможно, он мусульманин) о том, что если бы соединить иудаизм и магометанство, то это была бы по мощи первая в мире мировая сила. Для этого предположения есть определённые основания: во многих основных позициях Тора и Коран близки, особенно в части признания Единого и Единственного, в отличие от христианской Библии, где фигурирует нечто принципиально иное, за что представители и иудаизма, и магометанства считают христианство неприемлемым. С точкой зрения Муратова согласиться трудно, хотя его отношение к иудаизму нужно приветствовать. Пока всё.
    Вышесказанное не является моей окончательной точкой зрения по поводу обсуждаемой проблемы (возможны нюансы в обосновании).
    В этом плане я придерживаюсь понравившейся мне мысли писателя В. Пелевина: «Моя точка зрения не обязательно совпадает с моими взглядами».
    А. Волошин, Лос Анжелес

    1. «– представителями всех трёх авраамических религий: христианства, магометанства и иудаизма»
      Интересно каким образом васи и магометы оказались абрамами

  25. Господин Волошин, я ни в коей мере не предлагаю «объединения в той или иной форме иудаизма и христианства». Я предлагаю христианам, для спасения их цивилизации, присоединяться к иудаизу. Для этого они должны признать единство, а не триединство Всевышнего. К мусульманам мой призыв не относится. С ними у нас различие принципиальное — они не признают божественного характера Торы

  26. Елизавета Деревянченко, Вы спрашиваете: «Как, опять же по Вашему мнению, евреи сегодня должны «ценить мир и стремись к миру»? В религиозных, а не политических сферах.» Гилель, я уверен, говорил не о «религиозных сферах». В этих «сферах» мы должны объяснять интересующимся мудрость иудаизма и приближать к нему людей. Ещё недавно это было невозможно. Сейчас, из-за кризиса христианства и жизненности иудаизма, люди готовы к приближению к этой мудрости.

    1. Борису Гулько. Христианам вовсе не обязательно присоединяться к иудаизму. У каждой религии свои задачи, свое предназначение. Для сближения с иудаизмом «во имя спасения цивилизации» им достаточно вернуться к учению Иисуса Христа, ведь его учение и религия, названная его именем, как говорят в Одессе, две большие разницы. Дело не только в догмате троицы. А божественность Иисуса? Водное крещение, дающее якобы рождение свыше? Такие, ставшие нарицательными, понятия, как книжники и фарисеи? Разрушение и восстановление за три дня иудейского Храма? Казнь Иисуса Христа?.. Эти искажения, нагромождаясь, стали мощной преградой между евреями и христианами. И если честно, я не вижу особого желания разрушить эту преграду ни со стороны евреев, ни со стороны христиан.

      Вы пишите: «К мусульманам мой призыв не относится. С ними у нас различие принципиальное — они не признают божественного характера Торы». Это неверно. В Коране несколько раз подчеркивается Б-жественность Торы. Например. «Мы даровали Мусе и Харуну (Моисею и Аарону) различение, и свет, и напоминание для богобоязненных» (с.21:49).
      Коран не отрицает завет Всевышнего с евреями: «Вспоминайте милость Аллаха к вам и Его завет, который Он заключил с вами, когда вы сказали: «Мы слышали и повинуемся!» Бойтесь Аллаха, — ведь Аллах знает про то, что в груди!» (с.5:10). «Мы низвели Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство, а раввины и книжники — сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха, и они — об этом исповедники. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня! А кто судит не по тому, что низвел Аллах, то это — неверные» (с.5:48). (Цитирую Коран в переводе Крачковского).
      Очень точно, на мой взгляд, о наших отношениях с христианами и мусульманами высказался выдающийся раввин современности Адин Штейнзальц: «Когда мы говорим на уровне теологии, дистанция между иудаизмом и христианством очень велика. Когда говорим на том же теологическом уровне с мусульманами, дистанция между нами и ими – минимальна. Но с точки зрения бытовой, практической жизни у нас есть очень богатый опыт совместного существования с христианами» ( http://www.lechaim.ru/ARHIV/190/shteyzalts.htm ).

      Конечно, весьма удобна иная позиция: мусульмане — жестокие дикари и их Коран — инструкция жестокого дикаря. Можно выносить однозначные категоричные суждения. Но слишком серьезной проблемой являются взаимоотношения с исламским миром, чтобы рассматривать её по такой упрощенной и ошибочной схеме. А ответ на один из важнейших вопросов так и остается в беспросветном тупике. Почему народ, родоначальник которого назван в Торе человеком-дикарем, получил Откровения, разъясняющие практически все разногласия между евреями и христианами? Почему ему предназначено стать арбитром в нашем, длящимся уже почти 2 тысячелетия, раздоре?

  27. Елизавете Деревянченко: Вы правы, что христианство и поучения Иисуса из Назарета — разные вещи. Но в том, что о его учении сообщают евангелия, нелегко найти что-либо, противоречащее иудаизму. Разве что запрет разводов. Хоть секта ессеев, как сообщает Иосиф Флавий, не одобряла даже браки. Вернуться к его учению, содержащему, правда, немало противоречий (хоть вина в этом может лежать и на евангелистах) — значит для христианина вернуться к некой версии иудаизма. Иисус не оспаривал единство Всевышнего.
    Я вижу нужду для христиан подумать о возвращении к корням их религии — к иудаизму — из-за тяжёлого кризиса, в иных странах — умирания их религии. Стоит вопрос — исчезнуть им или искать основу для существования. Такое возвращение предсказано пророками — я пишу об этом в эссе.
    Коран предлагается как замена ТАНАХа — большая разница с христианами, включившими ТАНАХ в свою Библию. Например, Коран утверждает, что Авраамом в жертву приносился Ишмаэль, а не Ицхак. Поэтому РАМБАМ учил, что с христианами мы можем дискутировать, а с мусульманами — нет. У нас с ними нет общей платформы.

  28. ==христианство и поучения Иисуса из Назарета — разные вещи. ==

    Хм… Интересно было бы узнать мнение хотя бы одного католического священника. У меня такое ош-чушь-чение, что его мнение не сповпадёт с Вашим.

    ==РАМБАМ учил, что с христианами мы можем дискутировать, а с мусульманами — нет. ==

    Не дадите ли источник данной инфоормации?
    Хочу убедиться сам.

  29. Господину Ицхакову: соглашусь с Вами во второй раз: мнение католического священника с моим, скорее всего, не совпадёт. Источник мнения РАМБАМА — РАМБАМ.

  30. ==Источник мнения РАМБАМА — РАМБАМ.==

    Борис, я понимаю, что Вы пытаетесь поиздеваться. Воля Ваша. Однако любой студент-первокурсник во время написания курсовой работы написал бы: (Автор, произведение такое-то, глава такая-то, страница такая-то в издании таком-то). Тогда любой, читающий эту работу легко может проверить подлинность приведенного statement’а. Впрочем, после того, как Вы мне раньше дали КОНКРЕТНУЮ 🙂 🙂 🙂 ссылку, написав «ГЕМАРА», я уже ничему не удивляюсь. Несерьёзно.

  31. Г-н Ицхаков, а самостоятельным поиском Вы заняться никогда не пытались?

  32. Пытался, почему же нет? Не смог найти. Вынужден был обратиться к автору утврждения.

    1. Господин Ицхаков, я пишу не курсовую работу, и ценю своё время не меньше, чем Ваше.
      Я решил забрать назад своё второе согласие с Вашим. Конечно, любой католический священник знает, что Иисус из Назарета не был знаком не только с воззрениями Блаженного Августина и Фомы Аквинского, критическими для христианства, но даже с посланиями Павла.

      1. Борису Гулько.
        1. Я располагаю противоположной информацией. Рамбам крайне негативно относился и к христианству, и к Иисусу Христу. Он писал: «А потом возникла другая (разновидность преследователей), новая секта, которая с особым рвением отравляет нам жизнь обоими способами сразу: и насилием, и мечом, и наветами, ложными доводами и толкованиями, утверждениями о наличии (несуществующих) противоречий в нашей Торе.
        Эта секта вознамерилась извести наш народ новым способом. Ее глава коварно замыслил объявить себя пророком и создать новую веру, помимо Божественного учения — Торы, и провозгласил публично, что оба учения — от Бога. Целью его было заронить сомнение в сердца” наши и посеять в них смятение». ( http://machanaim.org/philosof/rambam/teiman.htm#11 ).

        «Как известно, Рамбам благосклонно относился к исламу, но христианство относил к чистому идолослужению. Так, в Первой Мишне «Авода Зара» говорится о том, что еврею запрещено вступать в торговые сделки с идолослужителями за три дня до их праздников. Далее устанавливается, что за пределами Эрец Исраэль этот запрет ограничивается самим днем праздника. Комментируя эту Мишну, Рамбам пишет: «христиане — это идолослужители, праздники их запрещены, и на все их обычаи падают запреты Торы относительно идолослужения, а потому запрещено вступать с христианами в сделки в воскресенье» (Аналогичное высказывание приводится им в «Мишне Тора» Гилхот Аводат Кохавим 9:4)». ( http://berkovich-zametki.com/Nomer27/baraz1.htm ).

        2. Борис, по-моему Вы довели своего постоянного оппонента А.Ицхакова до состояния навязчивой идеи, которую он выражает словом «Гемара». Успокойте его поскорей. Ваше утверждение, что «в старые времена еврей, имеющий раба нееврея, ОБЯЗАН был перевести того в еврейство.» по смыслу очень близко к следующему положению Торы («Берешит», 17:12-13):

        12. «И восьмидневным обрезан должен быть у вас всякий мужского пола в поколениях ваших, рожденный в доме и приобретенный за серебро из всех чужеземцев, кто не из потомства твоего.

        рожденный в доме. Тот, кого рабыня (зачала и) родила в доме (хозяина). (Раши)

        и приобретенный за серебро. Тот, кто приобретен после рождения. (Раши)

        тот, кто в доме рожден Ребенок раба (см. 14:14). Рабы считались домочадцами. (Сончино)

        13. Обрезан, обрезан должен быть рожденный в доме твоем и приобретенный за твое серебро, и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным.

  33. Спасибо за подробый ответ по поводу Рамбама.

  34. Елизавета, спасибо за разъяснение по поводу раба. Могу добавить, что обращённый в иудаизм раб-нееврей имел религиозный статус женщины, то-есть не был обязан соблюдать заповеди, связанные со временем. Освобождаясь или выкупаясь, он обретал статус полноправного еврея.
    По этому поводу есть удивительная гемара, как, однажды в шаббат не хватало одного мужчины для миньяна, и раббан Гамлиэль освободил своего раба-нееврея, повысив тем самым статус того до еврея-мужчины. Удивительно в этом то, что такая бизнес-операция была произведена в шаббат.
    Для господина Ицхакова: источник — гемара.

  35. О статье Б. Гулько «Долг перед будущим»
    Продолжение2
    Борис, ты не прав!
    В одном я полностью согласен с автором статьи – Солженицын действительно не может быть причислен к разряду антисемитов.
    По-видимому, я чем-то обидел автора, в связи с чем он в ответ на реплики обратился ко мне, как к господину. Если так, то в дальнейшем я прошу называть меня по-французски – ситуайен. Я же в свою очередь буду называть его сударь.
    Сударь, Вы формально правы, когда подчеркнули, чтот не ставите целью соединения иудаизма и христианства, а хотели бы спасти христиан, направляя их в объятия иудаизма. Но по сути это и будет соединение иудеев и христиан! Должен сказать однако, что в разыгрываемой Вами партии, если придерживаться соответствующих правил, Вас сначала загнали в цугцванг, а затем объявили шах и мат, причём без моей помощи. И что странно, Вы этого не заметили и продолжаете играть. Уж точно не помню, но по-моему партию завершил А. Ицхаков. В то же время Ваш победитель совершенно неправ, когда он указывает, что Вам не надо вторгаться в область, где Вы не являетесь эрудитом, как в шахматах. Никому не запрещено, и не может быть запрещено, высказывать свою точку зрения по поводу различных проблем – ведь насколько я понимаю Ваша статья не является публикацией, предназначенной для научного журнала, хотя ссылки на названия книг, год издания, страницы, язык, место издания желательно указывать. Ведь Вы обращаетесь к широкой публике, которая не станет копаться в интернете или в книгах, чтобы проверить достоверность приводимой Вами информации, в частности о мнении Маймонида. Другое дело, если отнести Вашу статью к разряду fiction. Кстати, в этом плане работает и Ваш коллега гроссмейстер Юдасин. Помнится, Юдасин объяснял тот факт, что Иорданский генерал во время войны с Израилем остановил танки, увидев перед Иерусалимом ангелов, которые размахивали мечом.
    Как может понять читатель, я не столько конкретно критиковал Вас по пунктам Ваших сображений, сколько изложил точку зрения о том, что «наши скорбные дела» могут быть решены в рамках общего умиротворения, где аргументы, связанные с какой-то пропагандой, советами представителям одной конфессии переходить в другую и т.д., не работают. Если же Вам и почтенной публике будет интересно, чтобы я проанализировал Вашу статью в рамках внутренней логики, которая на мой взгляд хромает на все 5 ног, то я к этому готов. Пока же должен сказать, что мне представляется, что Вы мыслите, как шахматист, во многом рассчитывая и на возможные ошибки партнёра. Но мы-то с Вами не играем в игры.
    Пока же я буду считать, что Ваша статья написана в жанре свободного полёта, ничего страшного.

    А. В.

  36. AО статье Б. Гулько «Долг перед будущим»
    Продолжение2
    Борис, ты не прав!
    В одном я полностью согласен с автором статьи – Солженицын действительно не может быть причислен к разряду антисемитов.
    По-видимому, я чем-то обидел автора, в связи с чем он в ответ на реплики обратился ко мне, как к господину. Если так, то в дальнейшем я прошу называть меня по-французски – ситуайен. Я же в свою очередь буду называть его сударь.
    Сударь, Вы формально правы, когда подчеркнули, чтот не ставите целью соединения иудаизма и христианства, а хотели бы спасти христиан, направляя их в объятия иудаизма. Но по сути это и будет соединение иудеев и христиан! Должен сказать однако, что в разыгрываемой Вами партии, если придерживаться соответствующих правил, Вас сначала загнали в цугцванг, а затем объявили шах и мат, причём без моей помощи. И что странно, Вы этого не заметили и продолжаете играть. Уж точно не помню, но по-моему партию завершил А. Ицхаков. В то же время Ваш победитель совершенно неправ, когда он указывает, что Вам не надо вторгаться в область, где Вы не являетесь эрудитом, как в шахматах. Никому не запрещено, и не может быть запрещено, высказывать свою точку зрения по поводу различных проблем – ведь насколько я понимаю Ваша статья не является публикацией, предназначенной для научного журнала, хотя ссылки на названия книг, год издания, страницы, язык, место издания желательно указывать. Ведь Вы обращаетесь к широкой публике, которая не станет копаться в интернете или в книгах, чтобы проверить достоверность приводимой Вами информации, в частности о мнении Маймонида. Другое дело, если отнести Вашу статью к разряду fiction. Кстати, в этом плане работает и Ваш коллега гроссмейстер Юдасин. Помнится, Юдасин объяснял тот факт, что Иорданский генерал во время войны с Израилем остановил танки, увидев перед Иерусалимом ангелов, которые размахивали мечом.
    Как может понять читатель, я не столько конкретно критиковал Вас по пунктам Ваших сображений, сколько изложил точку зрения о том, что «наши скорбные дела» могут быть решены в рамках общего умиротворения, где аргументы, связанные с какой-то пропагандой, советами представителям одной конфессии переходить в другую и т.д., не работают. Если же Вам и почтенной публике будет интересно, чтобы я проанализировал Вашу статью в рамках внутренней логики, которая на мой взгляд хромает на все 5 ног, то я к этому готов. Пока же должен сказать, что мне представляется, что Вы мыслите, как шахматист, во многом рассчитывая и на возможные ошибки партнёра. Но мы-то с Вами не играем в игры.
    Пока же я буду считать, что Ваша статья написана в жанре свободного полёта, ничего страшного.

    А. В.

  37. Борис, ты не прав – 2
    Как правило, я не читаю реплики читателей, выходящих на блоги авторов статей. В связи с этим только сейчас ознакомился с обстоятельными соображениями и замечаниями Деревянченко. Ей мои комплименты. Особенно в той части её замечаний, где она чётко разделяет Тору (по-видимому в понимании «Пятикнижия», «Хумуша») и т.н. устную Тору и прочие «талмудизмы», поскольку первая – это, по определению, слова Всевышнего, а всё остальное привязано к конкретному историческому времени и не является некоей безусловной вневременной истиной. Тем более, что различного рода приложения к Торе представляют собой пирамиды пояснений, объяснений, интерпретаций одними знатоками текстов предшедствующих авторитетов. Я уж не говорю о притчах…
    В репликах было высказано вполне реальное сомнение в том, что пока произойдут кардинальные измененения в отношениях к евреям их врагов, может произойти очередной холокост. Это так, но должен заметить, что с позиции определённых авторитетов иудаизма, этот вопрос вообще не должен рассматриваться, поскольку «всё в руце божьей», и в задачу Создателя не входило сохранение в земном обличии ни всех евреев, ни половины их и т.д., а лишь обеспечение носителя Слова в человеческом облике для примера другим народам. Увы, от этой правды никуда не денешься. Но возникает вопрос, а хотим ли мы такого рода выполнения Божьей воли (тем более, что нам дана свобода воли)? Отрицательным ответом на него и являются теория и практика сионизма. И в этом, опять-таки с ортодоксальлной точки зрения, и состоит грех сионизма. А поскольку история не знает обратного хода, придётся искать способы замолить этот грех.
    Вот Деревянченко возражает Гулько в вопросе признания-непризнания мусульмунами божественного происхождения Торы. С этим моментом я не знаком. Но в моём ответе речь идёт не о чисто религиозном соединении трёх вер, что по определению невозможно, а о некоем светско-религиозном соединении или по крайней мере уравновешивании в реальных жизненных отношений пока ещё существенно различающихся менталитетов носителей соответствующих религий.
    Что касается методики ведения дискуссии, то единственный способ направлении её в конструктивное русло путём отказа от эклектического соединения в рамках одного текста светско-социально-политического аспекта проблемы и теологических аргументов. Как говорят в Одессе: «или — или».
    А. Волошин, Лос Анжелес

  38. Позор модератору и его вдохновителям!

  39. Финита ля комедия .не так ли? Далее-везде,что ли. ?

Comments are closed.