«И было – на третий день, когда наступило утро, загремели громы и засверкали молнии, и облако густое окутало гору, и рог затрубил очень громко, и содрогнулся народ…» (Шмот, 19:16).
Большинство мировых религий зарождаются по одной схеме. Некий человек вступает в контакт с Высшей духовной силой. Ему открывается новая «истина», и он начинает ее проповедовать: вначале – среди небольшой группы последователей, которые верят или делают вид, что верят «учителю». Затем ученики провозглашают его богом, сыном божьим или величайшим пророком и несут «добрую весть» дальше, распространяя ее среди невежественной массы, действуя убеждением, подкупом, а чаще – огнем и мечом.
И только мы, евреи, получили нашу религию другим путем. Нас никто не убеждал и не принуждал верить. Собственно, верить и не требовалось. Потому что мы все видели и слышали сами. Произошло это на пятидесятый день после Исхода из Египта у горы Синай. Вс-вышний собрал здесь недавних рабов, которых накануне буквально вырвал из среды рабовладельцев и лично, а затем через Своего посредника Моше передал им Тору, Основной Закон Вселенной, и обещал, что если они согласятся его выполнять, то «вы будете Мне избранным из всех народов». Тору принимали шестьсот тысяч мужчин призывного возраста от 20 до 60 лет, а также женщины, старики и дети, плюс огромная толпа неевреев («эрев рав» – большое множество), покинувших Египет вместе с сынами Израиля, плюс души всех евреев, которые жили или еще будут жить.
Это центральное событие Пятикнижия и еврейской истории (со временем его наверняка признают главным событием всей мировой истории) описано в разделе Итро.
«Вывеска» еврея
«Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, суббота, – принадлежит Б-гу: не совершай никакой работы…» (Шмот, 20:8–10).
Заповедь соблюдения субботы опровергает расхожее мнение, будто Десять Заповедей, точнее, Десять Речений, представляют собой «общечеловеческое наследие». Они были даны не всему человечеству, а только евреям. Для других народов в Торе предусмотрены Семь заповедей сыновей Ноаха, которые во многом перекликаются с «асерет а-диброт»: запрет идолопоклонства, лжесвидетельства, прелюбодеяния, убийства.
Пожалуй, ни один еврейский закон не вызывает столько споров и протестов в Израиле, как соблюдение шаббата.
«Что за ужасный день этот шаббат! Нельзя ездить, нельзя писать, даже свет нельзя включить. Нельзя то, нельзя это! Кошмар!» Так говорят люди, еще не постигшие возвышенную атмосферу субботы, выводящую еврея из карусели повседневных забот в особую сферу духа.
Но что скажут те же борцы с религиозным принуждением, если кто-то пожалуется на популярную в народе игру баскетбол: «Какая ужасная игра этот баскетбол! Нельзя стоять в зоне защиты больше тридцати секунд. Нельзя бежать с мячом под мышкой. Нельзя блокировать атакующего противника. Нельзя то, нельзя это! Кошмарная игра!»… Но ведь именно эти правила делают баскетбол такой захватывающей, острой игрой. Если бы их не было, то какой-нибудь игрок схватил бы мяч и держал бы его, изо всех сил прижимая к груди, пока его соперникам не надоело бы ждать, и они не ушли бы с площадки пить кофе.
Тогда сей хитрый стратег приставит лестницу к щиту, вскарабкается по ней и аккуратно положит мяч в кольцо: Победа!!! Нет, это уже не баскетбол, а какая-то другая игра. Но если правила игры формируют баскетбол, может ли шаббат обойтись без своих правил? Шаббат без правил – это не шаббат. Вы щелкнули выключателем, взяли авторучку – и атмосфера возвышенной радости, отрешенности от мирской суеты сразу улетучилась.
Суббота не случайно включена в Десять Заповедей наряду с такими «очевидно-бесспорными», как «Я – Б-г» и «Не убей». Она краеугольный камень иудаизма, если хотите, вывеска еврея, его отличительный знак. Приобщаясь к традициям предков, еврей первым делом выделяет субботу, и наоборот, если отходит от них, то вначале «снимает вывеску» – перестает отмечать шаббат.
Зависть
«Не желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего» (Шмот, 20:14).
Комментаторы отмечают, что Десять заповедей перечислены в строгом смысловом порядке. Первая заповедь – это своеобразная визитная карточка Тв-рца и констатация непреложного факта Его существования и абсолютного могущества: «Я – Г-сподь Б-г, Который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства». Следующие восемь заповедей детально описывают конкретные обязанности. И, наконец, десятая итоговая заповедь «ло тахмод», «Не возжелай», провозглашает главную идею, лежащую в основе предшествующих мицвот. Тот, кто соблюдает «ло тахмод», демонстрирует готовность выполнять все Десять речений.
Известно, что большинство грехов и преступлений совершается из-за желания получить то, что принадлежит другим людям. Движущая сила такого желания – зависть. Завистник часто «желает» чужое, нарушая тем самым десятую заповедь. Зависть толкает его и на другие преступления. Он с готовностью отвергнет Единого Б-га и перейдет в другую веру, будет поклоняться идолам (2-я заповедь), если этого требуют «интересы дела». Стремясь заработать больше денег, он будет работать в субботу (4-я заповедь). Завистника ничто не остановит: он может унижать и оскорблять родителей (5-я заповедь), переспать с чужой женой (7-я заповедь), встать на путь воровства (8-я заповедь) и даже идти по трупам к заветной цели (6-я заповедь). Такой человек без угрызений совести даст ложные показания на суде, нарушив 9-ю заповедь.
Б-г расположил заповеди по нарастающей, от частного к общему. Если человек будет скрупулезно соблюдать первые девять мицвот, ему никогда не придет в голову «возжелать» чужое.
Рав Шимшон-Рафаэль Гирш, духовный наставник германского еврейства в XIX веке, писал, что «ло тахмод» – это итоговая печать Б-га на Десяти речениях. Можно вводить в юридические системы запреты убийства и воровства, но нельзя помешать человеку желать чужое. Убийство и воровство – это всего лишь симптомы. Корень зла находится в сердце. Он не виден извне. Только Б-г способен заглянуть в самые потайные уголки нашей души и изгнать из них дурные желания, очистить сердце от зависти.
Поэтому любая система законов, написанных земными юристами и законодателями, нестойка и ненадежна. Ей не хватает краеугольного камня Высшей правды. Тора требует от человека «святости», иными словами, чистоты помыслов, из которых рождаются и чистые действия.
Вчера, сегодня, всегда
Рассказ о даровании Торы начинается с заурядной, на первой взгляд, фразы: «На третий месяц по выходе сынов Израиля из страны Египетской, в этот день, пришли они в пустыню Синай» (Шмот, 19:1).
Позвольте, но почему в «этот» день, а не в «тот»? Ведь речь идет о событиях, происшедших более 3300 лет назад.
Указательное местоимение «это» употреблено здесь не случайно. Тора – не сборник древних преданий, а живой учебник жизни. Каждый рассказанный ею эпизод мы заново открываем и заново пропускаем через мозг и сердце. В пасхальной Агаде сказано: в каждом поколении должен человек видеть себя выходящим из Египта – и, добавим, стоящим у горы Синай и получающим Тору.
Читая рассказ о даровании Торы дважды в год – в его календарный срок и в праздник Шавуот, мы вновь переживаем Великое Синайское Откровение и клянемся на вечные времена хранить верность Тв-рцу и Его Торе, гордо нести свою духовную миссию.