Еврейская традиция имеет важное качество. Ключевые сюжеты, идеи и персонажи Танаха могут быть поняты и «развернуты» на разных уровнях. С одной стороны, они имеют «базовое измерение», которое доступно пониманию даже детей. Но с другой стороны, в них можно обнаружить, осознать и использовать глубинное мистическое измерение.
Рассмотрим важный и выразительный пример.
Во время праздника Суккот мы «приглашаем» в сукку «виртуальных» гостей — ушпизин. Это главные герои Танаха Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид. С одной стороны, такое «действо» может понять и маленький ребенок. Кстати, оно слегка напоминает приглашение Деда Мороза, который приходит в гости к детям на Новый год. Маленький ребенок готов «освоить» идею приглашения к нему домой «сказочного» персонажа.
С другой стороны, мы знаем, что каждый из семи гостей-ушпизин соответствует каббалистической схеме семи сфирот, и поэтому «действо» приглашения ушпизин имеет мистический смысл. При этом маленький ребенок не осознает мистического измерения, но зрелый взрослый уже может «включить» свое сознание и подсознание на глубинном уровне.
Один из самых сложных вызовов — это переход от «детско-базового» к глубинному уровню. Ребенок, взрослея, может, «включив» критическое мышление, захотеть «отвергнуть» базовый уровень. Часто это происходит в бунтарский подростковый период. Но если это отвержение приведет к выпадению из традиции, то в дальнейшем такой человек может и не смочь (или не захотеть) «открыться» уровню глубинной мудрости, и он окажется как бы «между стульями», потерявшим свой путь.
Таинство Шмини Ацерет
Самым таинственным из праздников является день, следующий сразу за семью днями Суккот, который называется Шмини Ацерет (остановка на восьмой [день]).
В странах диаспоры основные праздники «удваиваются». Обычно оба дня праздника имеют одинаковый статус, но в нашем случае первый из двух дней так и называется — Шмини Ацерет, а второй имеет свой статус и смысл и называется Симхат Тора.
Наполнение этих двух дней выглядит противоположным.
В первый день (собственно Шмини Ацерет) у нас нет никаких особых «внешних» ритуалов. Во второй день (Симхат Тора) мы завершаем годичный цикл изучения Торы и сразу начинаем новый цикл. По этому поводу мы устраиваем в синагоге очень выразительные и радостные танцы с Торой, которые сопровождаются обильным лехаимом — употреблением спиртных напитков для увеличения радости празднования.
Интересно, что в Израиле мы празднуем не два дня с разными названиями, а один день, который имеет два названия/измерения и наполнен заповедями, связанными с изучением Торы, которые мы имеем в диаспоре во второй день праздника. А в странах диаспоры первый из этих двух дней оказывается как бы «пустым», не наполненным «действом». Это вызывает растерянность, и некоторые, особенно дети, не могут понять, в чем же суть первого дня праздника.
Глубинный смысл празднования, недоступный пониманию детей, состоит в том, что Шмини Ацерет — это налаживание наших «интимных» отношений с Всевышним.
Комментаторы предлагают такое сравнение.
Во время свадьбы сначала происходит пир с большим внешним весельем, а потом гости расходятся (для них свадьба закончилась), а молодожены переходят в спальню, где для них начинается кульминация свадебной церемонии. Так же и в Суккот мы имеем «внешние» заповеди (подобные пиру), а в Шмини Ацерет мы фокусируемся на глубинном (интимном) измерении наших отношений с Творцом. Это день «тонкой тишины», который является кульминацией всей весенне-осенней части календаря, начинающейся с Песаха.
Нам нужно развить в себе глубинное измерение духовной жизни, чтобы реализовать в себе эту суть праздника. Подобная реализация является выражением нашего духовного взросления. Так же, как интимность в спальне реализуется только в жизни взрослых, но не детей, так и Шмини Ацерет реализует интимное измерение иудаизма. А Симхат Тора выводит нас на близость к Всевышнему через нашу работу по пониманию смыслов Торы, которая считается выражением сути Творца. И в Израиле, где празднуют не два дня, а один, оба измерения должны сосуществовать вместе. У нас в диаспоре мы можем испытать «чистую» интимность в первый из двух дней, а интимность через Тору — во второй из двух дней.