Йом Кипур

Йом КипурСледующий раздел Торы, «Везот а-браха», заключительный в годовом цикле, будет прочитан ровно через две недели, в праздник Шмини Ацерет, он же Симхат Тора. А ближайший шаббат нам заменит Йом Кипур, Судный день. Это самый торжественный праздник еврейского календаря и одновременно самый строгий пост в году, перекрывающий даже шаббат. Все другие посты, включая пост Девятого ава, переносятся на другие дни, если они совпадают с шаббатом. С Судным днем все наоборот: Йом Кипур — это особый праздник, Суббота Суббот.

Две даты
11.09.01. Это календарное число помнят во всем мире, особенно в Америке. Оно стало исторической вехой, как 7.11.17 или 22.6.41 в России.
Для еврейского народа судьбоносным стало другое число, которое можно изобразить в цифрах как 10.7.49.
Давайте расшифруем эти цифровые коды. 11.09.11 — 11 сентября 2001 года  арабские камикадзе захватили два пассажирских самолета и направили их на Башни-Близнецы в Нью-Йорке. Так началась необъявленная третья мировая война. Просвещенный мир вдруг осознал, какую страшную угрозу представляет мусульманский фанатизм, какое опасное зло воцарилось в мире, и понял, что война с этим злом неизбежна.
7.11.17 и 22.6.41 более понятны русскоязычному читателю: в эти дни произошли Октябрьская революция в России и нападение нацистской Германии на Советский Союз.
Но что такое 10.7.49? Нет, это не десятое июля. Это совсем другой календарь — еврейский. Десятого числа месяца тишрей 2449 года от Сотворения мира родился… Йом Кипур.
В тот давний день 3325 лет назад евреи одержали победу над злом совсем другого свойства, нежели исламский экстремизм. Б-г заявил, что простил им предательство — поклонение золотому тельцу.
И с тех пор десятое тишрея стало Днем Искупления. Йом Кипур почему-то в нееврейской традиции называют Судным днем, хотя правильнее было бы назвать так Рош ха-Шана, отмечаемый 10 днями раньше.
Каждый год в Йом Кипур евреи постятся, раскаиваются в своих грехах и молят Всевышнего о прощении. В эпоху Храма они приносили также специальные жертвы, обставляя жертвоприношения особым ритуалом, чтобы заслужить искупление грехов.
Между 11 сентября 2001 года и 10 тишрея 2449 года, которые разделяют, как мы видели, более 33 веков, есть важное сходство. Мы, евреи, видим историю как грандиозный спектакль, поставленный Б-гом. В этом «спектакле» все события, включая большевистскую революцию в России, Катастрофу европейского еврейства, воздушную атаку на Башни-Близнецы и все виды террора, от инквизиции в Испании до интифады в Израиле, — это суть предупреждения с Небес, что мы должны проснуться от духовной спячки, стряхнуть с себя лень и оцепенение и уничтожить зло, овладевшее нашими сердцами.
Те ужасные формы, в которые облечены эти «предупреждения», отражают наши собственные пороки, о которых мы сами никогда бы не догадались. Они раскрывают ту духовную бездну, в которую мы упали.
Величайшие мудрецы Торы распространили эту концепцию на весь широкий спектр еврейской и мировой истории, на опыт всего человечества, накопленный за последние тысячелетия.

Общество всеобщего безразличия
Поэтому можно сказать, что террористическая атака 11 сентября, потрясшая Америку и весь мир, — это увеличенное отражение того террора, который существует в цивилизованном мире, и всеобщего безразличия к нему со стороны отдельных людей и целых правительств.
Нет нужды искать террор только в грабежах и убийствах, которые омрачают жизнь всех обществ. Разве повсеместное издевательство над женами и детьми в семьях — это не форма террора?! Разве пьянство за рулем и безрассудное вождение — не форма террора, уносящего, кстати, больше человеческих жизней, чем нападения террористов?!
Йом Кипур, отмечаемый 10 тишрея, — это кульминация десятидневного периода самоанализа и самосовершенствования, начинающего в Рош ха-Шана еврейский новый год. В этот день во всех синагогах мира трубят в шофар, звуки которого проникают глубоко в души людей. Как писал РАМБАМ, звуки шофара — это сирена, которая пробуждает нас от спячки, заставляет проанализировать свою жизнь и исправить ошибки.
Конечно, с теми, кто творит зло, надо воевать, и те отважные люди, которые сражаются со злодеями, заслуживают нашей признательности и благодарности за свою непоколебимую преданность этому делу. Но помимо этого, каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы уничтожить или хотя бы подавить зло внутри себя и своего окружения.
Все мы молимся, чтобы силы свободы победили в этой войне с террором, развязанной 11 сентября 2001 года. Но мы молимся также, чтобы наша борьба с террором внутри нас завершилась полным разгромом «врага» и чтобы в результате Всевышний вновь явился нам и, как в тот давний первый Йом Кипур, провозгласил на весь мир: «Простил Я тебя по слову твоему!»

Когда была дарована Тора?
Мишна в трактате «Таанит» дает любопытное объяснение стиху из Песни Песней: «Выходите и поглядите, дочери Сиона, на царя Шломо… в день Его свадьбы и в день радости сердца Его». Комментатор относит эти слова к самому Б-гу. «В день Его свадьбы» означает в день дарования Торы, а «в день радости сердца Его» — при строительстве Храма.
На первый взгляд, дарование Торы может относиться только к шестому сивана, когда евреи, вышедшие из Египта, предстали перед Б-гом на 50-й день Исхода у горы Синай, где Он открылся им и передал Свой закон и миссию избранного народа, народа-священника.
Однако РАШИ сообщает нечто иное: «Речь идет о даровании Торы, происшедшем в Йом Кипур, когда еврейский народ получил вторую пару Скрижалей Завета». Радость получения Торы на горе Синай была омрачена поклонением золотому тельцу. «Как жалко выглядит невеста, совершившая измену, еще стоя под хупой», — сокрушаются мудрецы в трактате «Шаббат». Евреи сделали себе тельца, когда Моше возвращался с первыми скрижалями, после первой встречи с Б-гом. Они неправильно рассчитали дату возвращения пророка, думали, что он погиб, пропал, и поспешили взять себе замену, нового лидера — идола в образе отлитого из золота тельца.
Моше разбил первые скрижали, с трудом вымолил у Б-га прощение для еврейского народа и отправился за вторыми скрижалями. Первая встреча длилась 40 дней; вторая — тоже 40 дней. Только после того как сыны Израиля искренне раскаялись и их «тшува» была принята Б-гом, Моше принес им вторую пару скрижалей. Поэтому считается, что «брак», заключенный между еврейским народом и Всевышним шестого сивана у горы Синай и переживший тяжелый кризис, был как бы заново подтвержден в день возвращения пророка с горы Синай — в Йом Кипур.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора