Голос вечности. Недельная глава Торы «Аазину»

 «Внемлите, небеса, и Я говорить буду…» (32:1).
Слова, тихо произнесенные в уши собеседника, воспринимаются гораздо лучше, чем крик с расстояния. Когда Б-г хочет донести до нас нечто важное, Он «говорит тихо» в «уши» нашей души, и душа, в свою очередь, диктует Его волю всему телу.
Таков смысл первого стиха раздела «Аазину»: «Внемлите (откройте ваши уши), небеса, и Я говорить буду; и будет слушать земля речи уст Моих».
Небеса символизируют душу, а земля — тело. Если небеса «откроют уши» (корень слова «аазину» — «озен», ухо), если душа воспримет мягко сказанное указание Творца, то и земля будет слушать «речи уст Моих». Другими словами, наши тела будут поступать так, как велит Б-г.
И наоборот, если душа «глуха» к голосу вечности, то Б-г будет вынужден говорить прямо в «уши» нашего тела. Причем такая связь весьма болезненна.
Однако не стоит унывать. Все, что делает Б-г, идет нам на благо. Когда душа не реагирует на обращение Творца, Он привлекает ее внимание через тело.
Вот почему в «афторе», дополнительном отрывке из Книги Пророков, который мы читали в шаббат после недельного раздела «Дварим», пророк Иешаягу меняет глаголы местами: «Слушайте, небеса, и внемли, земля» (глава 1). Иешаягу говорит в «уши» земли, а не неба. Он обращается не к душе, а к телу. Далее Иешаягу предостерегает евреев, показывая, куда могут завести их грехи.
В истории часто бывало, что уши еврейских душ были закрыты и не слышали грозных предостережений Б-га. Поэтому телу приходилось открывать свои уши. И Б-г обращался к телу на том языке, который оно понимает.
Нынешняя суббота называется «шаббат Шува», суббота возвращения. Слово «шува» взято из первых стихов сегодняшней афторы: «Вернись, Израиль, к Господу Б-гу своему, ибо споткнулся ты о вину свою…» (Ошеа, 14:2).
«Шува» означает возвращение. Мы вступаем в особую неделю, неделю перед Йом Кипуром, когда Б-г особенно требовательно ждет нашего возвращения к Нему. Если мы откроем уши нашей души, то наверняка услышим Его Голос. Если же не откроем, Б-г найдет другие пути для привлечения нашего внимания. Пути менее удобные и мягкие, чем слово, тихо произнесенное в «уши» наших душ.

Без пышности и блеска
Нынешняя суббота, первая в новом, 5774, году, следует сразу за двухдневным еврейским Новым годом — Рош ха-Шана.
Главная тема Рош ха-Шана и последующих десяти дней суда и раскаяния, которые завершаются Судным днем (Йом Кипур), — это всевластие Б-га. В литургии Рош ха-Шана мы многократно называем Его Царем и выражаем стремление и надежду, что вскоре наступит день, когда все люди на земле признают Его власть.
Но что имеется в виду под словом «царь»? Разве Б-г нуждается в пышности и блеске, в знаках почитания и услужливой покорности? Заподозрить Б-га в тщеславии — верх кощунства и абсурда!
Нас с детства приучили отвергать любые формы абсолютизма. Демократия, власть народа, когда каждая кухарка может управлять государством, стала неопровержимым идеалом, той самой печкой, от которой танцуют сторонники всех современных идейно-политических концепций. И все же подспудная тоска по царской власти сохранилась в общественном сознании. В самом деле, почему просвещенные британцы, голландцы, датчане и шведы, не говоря уже об «отсталых» азиатах, так любят своих монархов и готовы выделять миллионы из своих трудовых налогов на содержание их дворов?
Потому что в идеале царь — это организующая сила страны. Он воплощает собой национальную волю и единую судьбу. Он использует свою абсолютную власть для концентрации энергии нации и ее ресурсов, направляя их на достижение максимального блага для всех подданных.
К сожалению, сей идеал осуществлялся на деле крайне редко. Если бы в истории было больше таких монархов и народы стремились сплотиться вокруг них, род человеческий не оказался бы сейчас в таком плачевном состоянии, и многие мечты и надежды стали бы реальностью.
Именно в этом идеальном смысле Б-г ждет от нас признания своей власти. Он Сам ни в чем не нуждается. Это признание необходимо нам, чтобы сплотиться, духовно возвыситься, стать чище и лучше. Провозгласив себя Его подданными, мы смогли бы приступить к выполнению той миссии, ради которой Он создал Вселенную. Провозглашая Б-га Царем в Рош ха-Шана, мы демонстрируем тем самым свою готовность наполнить глубочайшим смыслом сотворенный Им мир.

Царь или правитель
Виленский Гаон объяснял, что между двумя ивритскими словами «мелех» (царь) и «мошель» (правитель) есть принципиальная разница. Мошель правит вопреки воле граждан; его называют порой тираном, диктатором, деспотом. С другой стороны, мелех, даже будучи абсолютным монархом, пользуется безусловным уважением и признанием своих подданных. Он может управлять строго, даже сурово. И его нельзя отозвать, низложить или переизбрать. Но его власть разумна и справедлива; она опирается на всеобщее признание того факта, что он достоин своего высокого ранга и что общество не может нормально функционировать без его руководящей власти.
Разница между понятиями «мелех» и «мошель» заключается не в пурпурных мантиях и регалиях, с одной стороны, и деловом костюме или спортивном джемпере, с другой, и даже не в степени конституционных ограничений монархической власти. Давид был образцовым «царем», хотя обладал безраздельной властью, которой могут позавидовать современные деспоты.
Вся разница в отношении простых людей. Народ Израиля признал Давида своим лидером и подчинился ему как «помазаннику Б-га Яакова». Он был их царем, а не правителем. Его власть не была навязана.
У евреев есть особое чутье на внутреннее величие. В Вавилонском Талмуде (трактат «Гитин») сказано: «Раввины зовутся царями». Знатоки Торы — это наша еврейская знать, аристократия духа. Их влияние зиждется не на скипетре власти и оснащенной современным оружием армии, а лишь на авторитете слова Б-га и на готовности народа признать этот авторитет.
В талмудическом трактате «Йома» рассказывается такой эпизод. По окончании Судного дня тысячи евреев провожали из Иерусалимского Храма первосвященника, успешно проведшего очень трудную и ответственную службу. Они благоговейно взирали на своего посланника, достойно представлявшего их перед Творцом Вселенной в этот самый важный день еврейского года.
И тут перед многолюдной процессией возникли Шмайя и Автальон, два выдающихся мудреца. Толпа немедленно, действуя по велению инстинкта, отвернулась от первосвященника и устремилась за мудрецами. Первосвященник был отпрыском знатного рода; он был красив и представителен в своих великолепных храмовых одеждах. Внешне Шмайя и Автальон явно проигрывали ему; и родословная у них была не самая завидная: оба были потомками «геров», неевреев, перешедших в иудаизм. Но на их челе сияли бриллианты высшего знания, постижения глубинных тайн Торы. В том и состоит царственное величие еврейских мудрецов. Не случайно первые еврейские цари Давид и Шломо были выдающимися гениями Торы. Первый вошел в историю как вдохновенный псалмопевец. Второго традиция считает автором книг «Коэлет» (Экклезиаст), «Мишлей» (Притчи царя Соломона) и Песни Песней, входящих в ТАНАХ.
Концепция царственности заложена в отношении Б-га к своим творениям. Хотя его власть не знала границ и до появления человека, ни одно другое существо, кроме homo sapiens, не могло признать Б-га Царем. Признать добровольно и сознательно. Ангелы были созданы до человека, но у них изначально не было склонности к злу. Они видят правду так ясно и отчетливо, что не остается места для колебаний.
Для ангелов Б-г — это Повелитель, Творец… но не Царь. Человек воспринимает реальность совсем в другой плоскости. Он может признавать Б-га или отрицать, подчиняться Его воле или противодействовать ей. Б-г становится нашим Царем лишь в том случае, если мы сами хотим этого.
Каждый Рош ха-Шана мы заново коронуем Его и в очередной раз присягаем Ему на верность. Царская власть достигает полного раскрытия, лишь когда все подданные заявляют о готовности свободно, сознательно и с радостью подчиниться воле монарха.
Первым эту царственность должен признать еврейский народ, и от него она распространится концентрическими кругами на весь мир, как сказано в литургии Рош ха-Шана: «Да освятится Имя Твое, Господь, Б-г наш, над Израилем, народом Твоим… Внуши страх пред Тобою всем созданиям Твоим… и составят все единый союз, чтобы исполнять волю Твою всем сердцем… И тогда будешь Ты, Господь, править один над всеми своими творениями… И скажет всякий, кто дышит: Господь, Б-г Израиля, есть Царь, и Его Царство над всем властно».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора