Трепет

0821103920_0

Боящийся Б-га так будет храним –
Ты только надежду храни!..

128 псалом                      

По большому счёту существует три вида страха. Первый – страх перед наказанием (или неполучением награды). Второй вид страха – нежелание сделать кому-то неприятное. А люди с искренней душой способны испытать третий вид страха – страха перед величием Всевышнего. Или – перед величием близкого к Нему человека, праведника. Наверно, вернее назвать это «трепетом».

Такой страх испытала Ривка, впервые увидев Ицхака в момент молитвы. От страха она свалилась с верблюда. И этот страх преследовал её всю жизнь, во многом определял её поведение.

Ицхак и Ривка были бездетны 20 лет и оба молились Всевышнему о ребёнке. При этом каждый из них считал супруга более достойным и просил Б-га учесть его (или её) заслуги.

Недавно я был на свадьбе, сюжет которой чем-то напоминает историю Ицхака и Ривки. Молодые встречались, потом расстались, не видели друг друга несколько лет, случайно столкнулись в гостях у свахи. И каждый стал просить, считая себя виновным в разрыве, найти ему (или ей) самую хорошую пару! Сваха попалась опытная, так что всё кончилось их свадьбой.

Всевышний внял молитве Ицхака, потому что к молитве праведника, сына праведника, обычно прислушиваются больше, чем к молитве праведника, сына злодея. Ну а уж Бетуэль, отец Ривки, на праведника совершенно не тянул. Кроме того, по-моему, у Ицхака был страх (трепет) врожденный, да ещё невероятно усилившийся, когда отец положил его, связанного, на жертвенник. А у Ривки страх – приобретённый.

Наконец Ривка забеременела. Тут, пожалуй, единственное место, где её можно упрекнуть. Выглядит так, будто она проявила недостаточную благодарность ко Всевышнему. Стала жаловаться на тяжесть беременности.

Как мне это знакомо! Я просил о возможности помогать людям. А когда мне это дали, превратив на старости лет в композитора и писателя, ворчу на каких-то чиновников. Забываю, что Б-г – не повар в пионерском лагере и добавки не полагается.

В чём же причины недовольства Ривки? Ультрасаунд тогда ещё не использовали и она не знала, что беременна близнецами. Думала, что родит человека-флюгера. Такой в первую минуту бежит в Храм, а следующую – поклоняется идолам. В общем, «куда ветер дует». А этот тип людей безнадежен.

Впрочем, отсутствие рентгена в ту пору компенсировалось наличием пророков. Самыми авторитетными из них считались Авраам и Ицхак. Почему же Ривка не пожаловалась супругу или хотя бы свекру Аврааму? Просто не хотела их расстраивать! Поэтому пошла Ривка в ешиву Шема и Эвера и получила там пророчество, что у неё родятся два сына: один (Эсав) с детства будет склонен к злодейству, а второй (Яков) станет стремиться к истине.

И между мужем и женой начались разногласия. Ривка, будучи сестрой и дочкой злодеев, скептически относилась к возможности Эсава исправиться. А Ицхак, видя в нём высокий потенциал и своё подобие как личности, предпочитал Эсава. Хотя, конечно, он отлично знал, что Эсаву пока до Якова далеко.

Так часто бывает – родители огромную часть своего тепла отдают самому неблагополучному из детей. Тому, кто больше всего нуждается в помощи. А поскольку интересы Ицхака лежали в сфере духовности, он видел, что здоровяк и охотник Эсав – человек духовно слабый и ему необходима сильная поддержка.

Дети росли. Родители старились. И вот Ицхак решил благословить Эсава. Он отсылает того на охоту, потому что хочет произнести благословение после вкусной еды. Так сказать, не только от всего сердца, но и от всего желудка. Кроме того, понимая, что достижений у Эсава маловато, хочет перед самым благословением добавить ему заслугу уважения к отцу.

Ривка начинает действовать. Но почему обманом? У неё же есть достаточно доказательств нечестивости Эсава и праведности Якова! Да и кто из современных женщин избежал бы соблазна произнести: «Я тебе всегда говорила!»?

Но Ривка боится расстроить мужа. Она женщина и она права. Ривка вызывает Якова и, как обладательница пророческого духа, требует выполнить всё, что она скажет. Как бы странно это не выглядело.

Якову невероятно тяжело обманывать отца и будь это лишь требованием матери, он бы отказался. Но голосом святого духа приказывает сам Б-г. Яков нехотя соглашается, надеясь, что ничего не получится. Однако обман удался, Ицхак благословил Якова.

И вдруг он узнаёт о проделке! Мне страшно подумать, что бы сделал я, если бы меня так обманули! Но у Ицхака, в отличие от нас, первичны не эмоции, а страх перед Б-гом. Он моментально понимает, что всю жизнь ошибался, а Ривка была права. И подтверждает своё решение, вторично благословляя Якова.

Остаётся одна нестыковка. Говорят, что «злодей прошумит, как тропический ливень, и – нет его». Разве что в учебниках истории останется, с бирочкой: «Дети, не ходите в эту сторону!» Почему же потомки Эсава стали основателями религии и царями? Они, например, стояли у истоков Римского государства. За что ему это?

Пишут наши мудрецы, что они были бы счастливы, если бы могли прислуживать своим родителям так, как это делал Эсав!
И задают вопрос: как это возможно? И сами отвечают: возможно. Так же как возможны справедливые законы у воров. Ведь злодеи любят только себя, но они злодеи, а не дураки, поэтому понимают опасность беспредела. Понимают, что их дети и подручные будут относиться к ним соответственно.

Но Всевышний не поощряет неискренность. Мы проследим по Торе за беспорядочными связями в семействе Эсава, приведшими к рождению Амалека. Да-да, того самого, потомки и ученики которого – Аман, Хмельницкий и Гитлер. Того самого, с которым, как говорит Тора, «война у Б-га с Амалеком из поколения в поколение». И мы понимаем, что Всевышний даёт истинную удачу не «умникам», а только тем, кто боится Б‑га.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 4,25 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора

26 комментариев к “Трепет

  1. Мы с Вами, рав Меир, часто обсуждали вопрос о пропорциональности понятий СТРАХ перед Б-гом и ЛЮБОВЬ к Б-гу. Вспомните, о ТРЕПЕТЕ я заговорила с Вами в ходе нашей первой беседы после публикации моего материала «Удержи меня любовью, Всевышний».

    ТРЕПЕТ — это понятие, в котором пересекаются практически несовместимые жизненные понятия: — ЛЮБОВЬ и СТРАХ. Именно трепетная любовь и трепетный страх — это одна из самых высоких духовных вершин, которых способен достичь человек. В противоположных качествах любовь и страх не совместимы.

    Антипод Страха — бесстрашие, антипод ЛЮБВИ — ненависть. Чем должен руководствоваться судья, чтобы вынести СПРАВЕДЛИВЫЙ приговор? Любовью или ненавистью ?

    Что придаёт силы солдату в бою — ненависть к врагу или любовь к своей стране ( а значит, к родителям, жене, детям) ?

    Должен ли еврей перед Йом-Кипуром обязательно простить всех своих обидчиков ?

    Как провести черту между людьми, причинившими вам вред и понять, что является обидой, которую можно и нужно простить, а какая степень вреда переводит его носителя в разряд вашего непримиримого врага?

    Рав Меир, я сегодня задала Вам слишком много вопросов, не так ли? Но Вы мудры, и Ваше справедливое и доброе сердце подскажет Вам ответ на эти вопросы. До Йом-Кипура время ещё есть.

    1. мадам герич, вы зря волнуетесь, за пособничество мусульманским террористам, вам и красному алику бруку никакой йом кипур не поможет.

      1. Вам, г-н дубль-Донат, крупно повезло . У г-на Брука-Красного отличное чувство юмора. Я на отсутствие этого качества тоже пожаловаться не могу. Народная мудрость гласит: — (ц) «Если у павиана красная задница, это еще не значит, что он революционно настроен.»

        1. мадам гедрич, я не вижу ничего смешного. вы вместе с красным аликом бруком будете частично отвественны за все терракты которые будут в будущем сделаны выходцами из исламских бруклинских террористических центров. У меня нет никаких сомнений что такие терракты будут, так как америка не исключение от других стран в которых мусульмане тоже открывали такие центры а потом заливали страну кровью как это сейчас происходит в израиле и россии. Одно дело говорить что вы не знали о происходящем, а совсем другое открыто пособничать мусульмаснким террористам в открытии этих центров. Наверно некоторые германские евреи тоже находили смешным голосовать за бесноватого фюрера, но оказавшись в газовых камерах, я уверен что им уже было не до смеха.

          1. Скажите, дражайший г-н Донатс, Вы — платный ТРОЛЛЬ на нескромной зарплате ФСБ-шника или просто герой романа гения-антисемита Достоевского , то бишь «ИДИОТ»?

            Что за клоунские номера Вы тут еженедельно выдаёте? И почему редакция и администратор сайта терпят эту клоунаду и не принимают никаких мер? КОМУ ПОВЕДЕНИЕ ЭТОГО » ИДИОТА» ВЫГОДНО?

  2. судья при вынесении приговора должен руководствоваться истиной не испытывая чувств смоти мой расссказ мудрое сердце солдат обоими чувствами рав сказал что я не обязан перед иом кипуром прощать человека пытавшегося посорить меня с женой врагов могут позволить себе праведники способныве ненавидеть не из личных побужении а их торы

  3. Телеграфировали, рав Меир? :)) Спасибо за краткий, но чёткий ответ — принято:))

  4. ==чёткий ответ==

    Чёткий? В чём, интересно, чёткость?

  5. Именно так, рав Меир. Ваш ответ был быстрым, кратким и понятным.

  6. Я уже раз десять перечитал сообщение г-на Левина, и, извините меня, не понял ни единого слова. Когда текст пишется без знаков препинания, — (это не телеграфный стиль — в телеграмме, при всей её краткости пишут: «тчк» или «зпт»), то понять его, порой, просто невозможно. А здесь, написано «казнить нельзя помиловать». Кто возьмётся разъяснить мне-тупице — О ЧЁМ РЕЧЬ в сообщении г-на Левина?

  7. O любви и ненависти, о мудром и справедливом суде , и о том, что назвать человека врагом можно лишь тогда, когда он действовал не лично против тебя, а против законов Торы. Я ответ на свои вопросы получила.

  8. ==рав Меир==

    Я с большим уважением отношись к Меиру Левину и многому учусь у него. Но у меня не повернётся язык назвать человека академиком, если он не академик. И мне удивительно, что г-н Левин позволяет называть себя Равом, если он не Рав.

  9. Я никогда не называю себя равом но если меня кто то называет на сайтах толдот бреслав и тд не возражаю Такой псак для себя я получил от рава Моше Элияшева Сегодня рав это вежливое обращение к любому еврею у которого чему то учишься Относительно знаков препинания я просто недостаточно владею комп

  10. В телефонном разговоре с сыном главы поколения равом Бен Ционом Зильбером я назвала Меира Левина «реб» — учитель. Именно так я обращалась к нему при общении, и он никогда меня не поправлял. Но рав Бен Цион недоумённо спросил меня — » Почему ты называешь раввина «реб»?
    — «Я не знала, что Меир — раввин, он говорит, что учится в иешиве».

    — » Меир Левин давно преподаёт еврейскую традицию, его ценят и уважают ученики. Прояви и ты к нему удолжное уважение».

    Я не стану отбирать Ваше, г-н Ицхаков, время, рассказывая о степени уважения к раву Меиру Левину не только его учеников в Иерусалиме, но и тех, кто пишет ему из разных концов планеты. Лишь попрошу заглянуть на сайт брецлавских хасидов и обратить внимание на кресло, в котором сидит рав Меир во время виртуальных уроков…

  11. ==Я не знала, что Меир — раввин, он говорит, что учится в иешиве==

    Учёба в иешиве не делает человека автоматически раввином. Так же, как учёба в университете не делает человека автоматически профессором.
    Я полагал, это все знают. Оказывается, не все.

    ==я назвала Меира Левина «реб» — учитель.==

    Слово «реб» перед именем означает то же, что по-русски «господин»; «ребе» и «реб» — это не одно и то же.

    Как я уже говорил, я с уважением отношусь к Меиру Левину и с удовольствием назову его раввином,, если у него есть смиха.
    И ещё сказано: «Поправьте тех, кто оказывает вам почести за то, чего у вас, на самом деле нет. Как сказано в Талмуде (Иерушалми, Макот 2:6): <>».

    1. Вас тоже можно написать «рав», когда вы пишете диврей Тора, так принято (не очень давно)

  12. Почему-то пропала цитата из Талмуда в предыдущем сообщении.

    Как сказано в Талмуде (Иерушалми, Макот 2:6): »
    «Если человек прибывает в город, а люди оказывают ему почести, думая, что он знаток двух трактатов (Талмуда), а он, на самом деле, знаток только одного трактата, он обязан проинформировать их, что знает только один трактат, а не два».

  13. Г-н Ицхаков, я знаю разницу между словами реб и реббе, и между понятиями раввин и Рав.
    Tакже я обязательно прислушаюсь к Вашим дальнейшим советам, но лишь после того, как Вы представите смиху даяна.

  14. == я обязательно прислушаюсь к Вашим дальнейшим советам==

    Я не даю вам советов, г-жа Гедрич — это бесполезно, и я давно понял это. Я лишь пользуюсь своим правом высказывать своё мнение. Впрочем, я знаю, — вы можете технически отнять у меня и это право.

    1. Аркадий, успокойтесь и дышите спокойно — я уже более года не являюсь сотрудником редакции и никаких «технических» претензий не принимаю. Я — АВТОР, материалы которого могут вам нравится или не нравится. Но это не даёт вам права опускаться на уровень г-д Кегелеса, Донатсов N 1, N 2 и т.д.

  15. обнимитесь и поцелуйтесь (виртуально, бли лагаат)

  16. Сейчас все обнимутся:)
    И в добром здравии и настроении, выключат компьютер и дружно пойдут помогать женам чистить рыбу к праздничному столу

    http://www.youtube.com/watch?v=hi7C3qNu7DU

  17. а зачем её чистить, на шуке и помоют, и почистят, и фарша наделают

  18. Конечно, г-н patolog… Тем, кто не хочет быть в голове ( а некоторым — и дружить с головой), подойдёт и Ваш рецепт рыбных котлеток.

Обсуждение закрыто.