K столетию Менахема Бегина

Исполнилось  сто лет со дня рождения Менахема Бегина,  выдающегося израильского государственного и политического деятелея, по праву входящего в кагорту лучших сынов еврейского народа. Бегин родился в Брест-Литовске (ныне Белоруссия), там же окончил еврейскую религиозную школу, затем государственную гимназию и юридический факультет Варшавского университета. С 16 лет становится приверженцем  сионисткого движения и его основателя Зеева Жаботинского. В 1939 году он был осужден на 6 недель тюрьмы за организацию демонстрации протеста перед посольством Англии, сформировал ячейки боевой организации  и одновременно пытается организовать как можно более массовые выезды польских евреев в Палестину. С нападением Германии на Польшу Бегин  бежит из Варшавы в Вильнюс, где впоследствии в 1941 г. вся его семья будет убита немцами. В 1940 г. в Вильнюсе Бегин был арестован советскими властями и приговорён к 8 годам лагерей как «агент британского империализма» и «социально-опасный элемент». Через год он был освобождён из лагеря на р. Печоре как польский подданный и вступил в армию Андерса, в составе которой вскоре оказался в Палестине. В 1943 г. выходит из армии Андерса и полностью посвящает себя борьбе за создание еврейского государства. Бегин стал командующим еврейской подпольной организации «Иргун цвей леуми», боровшейся и против британского колониального присутствия в Палестине. В 1946 году его боевики взорвали иерусалимский отель царь «Давид», где находилась штаб-квартира военной и гражданской администрации англичан. Во время взрыва погибли 91 человек, примерно 200 человек были ранены. Среди пострадавших — англичане (28 убитых), в том числе высшие чиновники администрации, арабы (41 убитый), евреи (17 убитых) и пятеро туристов. После провозглашения независимости Израиля в 1948 году Бегин вышел из подополья и на базе «Иргун цвей леуми» основал партию «Херут», позднее преобразованную в «Ликуд». Став Премьер-министром, Бегин выступал за сохранение присутствия Израиля на спорных территориях (Иудея и Самария), но в то же время за мирное урегулирование с Египтом путем возвращения ему Синайского полуострова. Вскоре после прихода к власти он становится инициатором переговоров с президентом Египта Анваром Садатом, завершившихся подписанием в сентябре 1978 г. Кэмп-Дэвидских соглашений. За это Бегин, наряду с Садатом, получил Нобелевскую премию мира. В 1981 г. по приказу Бегина израильская авиация уничтожила иракский атомный реактор, лишив таким образом Саддама Хусейна возможности получить атомную бомбу. Проводя аналогию с сегодняшней ситуацией (стремлние Ирана создать атомную бомбу), следует отметить, что эта акция была проведена без согласия США. За тот удар Бегин подвергся широкой критике. Но только подумайте, как могла бы закончиться «Буря в пустыне» в 1991 г., если бы у Саддама была бомба!  Бегин полагал, что мир с Египтом развязывает Израилю руки для полного уничтожения ООП, и с этой целью он начинает в 1982 г. вторжение в Ливан (операция «Мир для Галилеи»). Однако большие потери в Ливане, раскол в обществе по отношению к ливанской войне на фоне отчёта «Комиссии Кахана» и смерть жены приводят к нервному срыву, результатом которого явилась его отставка 15 сентября 1983 г. Последние годы прожил, отойдя от всякой публичной деятельности. В течение всей своей карьеры Бегин, владевший девятью языками, считался тонким и проницательным политиком и обладал талантом выдающегося оратора и полемиста. Его выступления в Кнессете, во время встреч с широкой публикой часто возбуждали острые споры в различных слоях общества. Менахем Бегин написал биографические книги «В Белые ночи» и «Восстание». Похоронили его на Масличной горе в Иерусалиме — рядом с женой Ализой, умершей за десять лет до него, и по соседству с могилами казненных англичанами боевиков ЭЦЕЛя, организации, которую он возглавлял долгие годы. Приведу некоторые его высказывания, связанные с Израилем и судьбой еврейского народа.

*****

Чего только не делали евреи, чтобы доказать свою несолидарность? В каждой европейской войне, за исключением последней, евреи одной воюющей стороны уничтожали евреев другой воюющей стороны. Евреи известны пристрастием к внутренним раздорам и множеству мелких партий и течений. Кто может сравниться с марксистами еврейского происхождения в их отчаянной борьбе против ”пережитка прошлого” – национальной солидарности и за ”наднациональную” солидарность?! Сколько жертв принесено ими на этот алтарь! И всё напрасно. Легендарная ”еврейская солидарность” существует и будет существовать вечно – в мыслях неевреев. А коли так, – спрашивал я себя, – не пора ли снять с неё навет ”заговора”? Не является ли наша судьба чем-то исключительным? Не пришло ли время превратить ”еврейскую солидарность” из легенды неевреев в гордость самих евреев?.. Господа, дай Бог, чтобы и в самом деле существовало то, что вы называете ”еврейской солидарностью”. ( Из книги ”В белые ночи”, 1952 – А.З.)

*****

Вам, надеюсь, известно, что сионизм в его историческом понимании существовал задолго до коммунизма, социализма и даже буржуазии? Сионизм, правда, в иной форме существовал при феодальном строе и задолго до него, сионизм — не комедия; это, возможно, самое, серьезное из национально-освободительных движений за всю историю человечества. Другие порабощенные народы стремились к государственной независимости, для нас же это был вопрос самого существования. Сионизм фактически не создан, он возник сам по себе. Он возник из крови и слез, он возник из страданий, из преследований и безграничной тоски. Эта тоска, тоска по дому, передавалась из поколения в поколение. Она нашла выражение в мессианских движениях. Из-за тоски по Сиону люди покидали богатые дома, спокойную жизнь и отправлялись в пустынную страну. Студенты, врачи, инженеры выполняли любые работы, осушали болота, болели малярией ради Сиона, и во имя его наши праотцы шли на костры. За веру в Сион Шломо Бен-Йосеф отдал жизнь и многие, очень многие готовы пойти по его стопам. Все это можно назвать комедией? Смотрите, я арестован как сионист, член Бейтара, я знаю, что меня ждет горькая судьба, но все же не жалуюсь, готов страдать, потому что это моя вера, и я не единственный еврей, страдающий за свою веру…Позвольте мне заострить внимание  на Биробиджане, так как это очень важно для понимания моей точки зрения. Советское правительство решило выделить территорию для советских евреев. С какой целью оно это сделало? В Советском Союзе евреи пользуются всеми правами, их не преследуют, и можно утверждать, что еврейский вопрос в Советском Союзе решен. Для чего же тогда евреям отдельная территория? Советское правительство несомненно поняло, что евреи находятся в особом положении и его нельзя сравнивать с положением украинцев или белорусов. В любом месте евреи являются меньшинством, а ведь каждому народу нужна своя территория. В этом наверное причина создания Еврейской автономной области. Хотя эксперимент с Биробиджаном и не удался…В настоящее время, насколько мне известно из газет, проживает не более тридцати-сорока тысяч евреев, в то время как в Советском Союзе их около трех миллионов. В чем причина? По-моему, в том, что Биробиджан никогда не был еврейской территорией, никогда не был нашей родиной, а ведь у каждого народа, тем более древнего, имеется своя родина. Но для меня важно само решение советского правительства предоставить евреям отдельную территорию… Итак, революция побеждает во всем мире и создается Всемирный Верховный Совет. Предположим, что к этому Совету обращается делегация еврейского народа с просьбой превратить древнюю родину евреев в их национальную территорию. Верховный Совет наверняка утвердил бы эту просьбу. Ведь и Советский Союз признал необходимость предоставления евреям отдельной территории, а историческая родина еврейского народа — это Эрец Исраэль… Дело в том, что в Эрец Исраэль когда-то существовало еврейское государство. Там возникла культура нашего народа, зародился наш язык. Чем же мы согрешили? Желанием вернуть народу его родину? Это вопрос веры. У каждой идеи имеются свои приверженцы и свои скептики. В России разве многие верили в победу революции? Я лично отношусь к тем, кто верит в создание еврейского государства, хотя сам, возможно, этого не увижу… Герцль действовал в определенную эпоху, он обращался также к турецкому султану, германскому кайзеру и даже к Папе римскому. Он чувствовал, что еврейский народ не может ждать, и такое же чувство было у Жаботинского, у всех нас. Позвольте, гражданин следователь, привести пример. Вы проходите мимо дома, в котором вспыхнул пожар. Что вы делаете? Вызываете, разумеется, пожарных. Но если вы услышали голос женщины или детский плач, разве будете вы ждать пожарную команду? Разумеется, нет: вы броситесь спасать женщину или ребенка. В точности таково же наше положение. Наш дом горит на огне антисемитизма, и пламя уже подкрадывается к нашим братьям и сестрам, к нашим детям. Как могли мы ждать? Революция, положим, была пожарной командой для страдавших от антисемитизма евреев Польши, Германии или любой другой страны, но мы не могли ждать прибытия этой пожарной команды. Она может прибыть слишком поздно, как это часто бывает с настоящими пожарными командами. Мы обязаны были спасать, и это делал Герцль; это делал Жаботинский, и это делали мы все… Говорили все трое по очереди, и переводчик, обращаясь с разрешения следователя непосредственно ко мне, выложил на стол весь свой материал: содержание книг, статей, речей, писем, имена и даты. Следователь, без сомнения, мог получить весь этот материал в еврейском или сионистском отделе НКВД. Теперь мне также известно, что все сказанное в ту ночь вильнюсским евреем-коммунистом ни на йоту не повлияло на мою дальнейшую судьбу. И без этого я получил бы свои восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Того, что я был руководителем Бейтара в Польше, вполне хватало, чтобы получить срок от Особого совещания. Срок был бы тот же с письмом Герцля Плеве или без него, но ясно, что переводчик вовсе не облегчил моей задачи в «беседе» со стражем революции, решившим — об этом он заявлял каждый раз, — что сионизм — это фарс и обман…  Говорили все трое по очереди, и переводчик, обращаясь с разрешения следователя непосредственно ко мне, выложил на стол весь свой материал: содержание книг, статей, речей, писем, имена и даты. Следователь, без сомнения, мог получить весь этот материал в еврейском или сионистском отделе НКВД. Теперь мне также известно, что все сказанное в ту ночь вильнюсским евреем-коммунистом ни на йоту не повлияло на мою дальнейшую судьбу. И без этого я получил бы свои восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Того, что я был руководителем Бейтара в Польше, вполне хватало, чтобы получить срок от Особого совещания. Срок был бы тот же с письмом Герцля Плеве или без него, но ясно, что переводчик вовсе не облегчил моей задачи в «беседе» со стражем революции, решившим — об этом он заявлял каждый раз, — что сионизм — это фарс и обман. (Из книги  »В белые ночи»,  1952 – А.З.)

****

Однако в тридцатых годах нацисты только показали ноготки. В сороковых они вонзили когти и зубы в тело еврейского народа. Со всей своей методичностью и пунктуальностью немцы построили газовые камеры и крематории, в которых погибли миллионы людей, среди них полтора миллиона детей. Заводы «Топф и сыновья» в Эрфурте доложили германскому правительству со страниц газет радостную новость: сделано важное техническое усовершенствование — автоматизирована доставка человеческих тел к печам. На другом немецком заводе проделана не менее важная работа: построили машину для перемалывания в муку человеческих костей и подсчитали с немецкой педантичностью, что за час машина может переработать четыре кубометра костей. Из еврейских костей немцы делали муку и продавали ее в магазинах; из трупов делали мыло и посылали его в подарок своим женам; волосами еврейских женщин и девушек они набивали матрацы. Шесть миллионов евреев превратились в пепел, муку и мыло. Во имя правды и памяти шести миллионов наших братьев не станем делать никаких сравнений между немецкими лагерями уничтожения и другими концентрационными лагерями, в том числе советскими. И немецкие лагеря уничтожения, и советские исправительно-трудовые лагеря — затея дьявола. Но и дьявольские дела различны. Различие между истребительными и исправительно-трудовыми лагерями кроется в одном небольшом слове: шанс. Немецкие убийцы не оставляли своим жертвам никакого шанса; у заключенных советских исправительно-трудовых лагерей шанс имеется — шанс очень малый, но и малый шанс что-то значит… Пусть не говорят, что для жертвы нет различия между лагерями уничтожения и исправительно-трудовыми, дающими своим жертвам хоть какой-то шанс. Пусть не говорят, что мгновенная смерть предпочтительнее. Лагеря Гиммлера, были лагерями быстрого уничтожения, лагеря Берия проделывали ту же работу медленно. Разве смерть после минутных мук не предпочтительнее смерти после многолетних мучений? Нет, не предпочтительнее. Все определяется шансом на спасение. Не мертвые проклинают дьявола и борются с ним, а те, кому удалось вырваться из его рук. Если бы шесть миллионов европейских евреев были отправлены в леса Архангельска, в угольные шахты Воркуты, на золотые прииски Колымы или медные рудники Урала, полтора, два, а может быть, и три миллиона остались бы в живых. Численность нашего народа сегодня составляла бы не одиннадцать, а четырнадцать, пятнадцать, а то и шестнадцать миллионов человек. «Маленькая» разница. (Там же – А.З.)

*****

Для того, чтобы Израиль мог выстоять, к национальной составляющей еврейского государства должна присоединиться его религиозная составляющая…Наше право на существование было даровано нам Б-гом на заре человеческой цивилизации почти четыре тысячи лет назад. И за это право, освящённое от поколения к поколению, мы заплатили цену, подобной которой нет в истории народов. 

*****

Если бы мы не разрушили иракский ядерный реактор, евреям пришлось бы пройти через ещё один Холокост. Не будет этого больше в истории еврейского народа. Никогда. Никогда. Мы будем и впредь непоколебимы в принятии нами подобного решения перед лицом какой-бы то ни было критики, откуда бы она ни исходила. Мы будем делать всё для обеспечения безопасности нашего народа. (1981)

*****

Нет никаких сомнений в том, что возрождение еврейской национальной независимости в нашем поколении не имеет прецедента в истории человечества. Целая нация была изгнана из своей страны после потери свободы и независимости. Все восстания древнего народа были потоплены в крови. Наш народ бродил по планете почти две тысячи лет. Пути странствий нашего народа были кровавы и тернисты. И сейчас, в семьдесят первом поколении изгнания, вечные странники возвратились на Родину. Странствованиям пришел конец. Круг замкнулся, и народ возвратился к своей Отчизне. (Из воспоминаний – А.З.)

              Внимание читателей.  Этот материал почти дословно  <имел место быть> на сайте в марте прошлого года в дни  двадцатилетия со дня смерти М. Бегина. Не взыщите.   Источник:  »Евреи глазами именитых друзей и недругов» — www.zelikm.com

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 2,33 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора

2 thoughts on “K столетию Менахема Бегина

  1. ………..бегин навсегда запятнал своё имя позорным уходом из синая……..

    1. И сколько бы раз автор статьи не удалял бы моё сообщение, факт остаётся фактом

Comments are closed.