Прекрасным летним днем мы обедали в тенистом саду Тахо-хауса в Иерусалиме с моим учителем Пинхасом Полонским. Я прослушал более ста часов лекций Полонского по иудаизму, вживую и на кассетах, прочел несколько его книг и проникся многими его идеями.
Пинхас рассказывал нам с женой о труде одного из ведущих современных религиозно-сионистских раввинов Хаима Друкмана, который он переводит сейчас на русский язык. В книге рава Друкмана среди прочего обсуждаются три признака, проявление которых знаменует, что мессианский процесс освобождения — геула — уже осуществляется в жизни. Вот эти признаки:
— евреи сами управляют своей жизнью, независимы от других народов и государств;
— количество евреев в их государстве в Земле Израиля перевалило за половину всего мирового еврейства и постоянно растет;
— еврейская земля расцветает, давая обильные плоды. «А вы, горы Израиля, распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу Моему Израилю, ибо они скоро придут» (Йехезкель, 36:8).
Вскоре мы с женой заторопились на назначенную еще до нашего приезда в Израиль встречу с одним из выдающихся раввинов современности Адином Штейнзальцем.
Рав Штейнзальц прославился переводом на иврит с арамейского Вавилонского Талмуда и составлением к нему новых комментариев. Он — автор глубоких и оригинальных книг на разные темы иудаизма, изданных на многих языках. «Какой вопрос ты задал бы раву Штейнзальцу?» — спросила Полонского моя жена Аня. «Рав Штейнзальц открыт миру. Спросите его, как он относится к мнению, что геула уже происходит», — посоветовал нам Пинхас.
Оказавшись в кабинете рава в Центре Штейнзальца, я пересказал ему соображения о выполнении трех помянутых Полонским признаков геулы и спросил: можем ли мы считать, что мессианские времена уже на дворе?
– Приход Мошиаха — это конец истории. Не выглядит, что этот конец уже настал, — ответил рав.
– Но ведь геула — это процесс? Находимся ли мы внутри этого процесса? — настаивал я.
Рав посоветовал не торопиться с таким выводом. Он рассказал историю о том, как его маленькая дочка, желая, чтобы посаженные ими вместе подсолнухи побыстрее росли, тянула их из земли вверх. Это красивая аналогия. Все же она не ответила на мой вопрос. Я продолжил: можно ли считать положение неопределенным — то ли геула уже настала, то ли ее еще нет?
И такую позицию рав не принял. Он заметил, что алия в Израиль, бурная в период развала СССР, в иные годы сейчас не превышает число уезжающих из Израиля. Но и это меня не убедило. Доля израильских евреев в течение поколения-двух, по мере исчезновения стремительно ассимилирующихся американских евреев, неизбежно возрастет от половины мирового еврейства до процентов 90. Многие молодые модерн-ортодоксальные евреи Америки ныне совершают алию. Сужу по нашей общине: немало семей здесь разделено — часть детей еще живут с родителями в Феар-Лоне, другие уже совершили алию и живут в Израиле; многие думают об алие.
Тогда рав привел иной довод: многие евреи сейчас отнюдь не на духовном уровне, приличествующем мессианским временам. Я выразил сомнения, сколь это существенно: из Египта лишь пятая часть евреев, выросших в рабстве, двинулась получать Тору к горе Синай. Да и некоторых историй, произошедших вскоре после получения нами Десяти заповедей от Всевышнего, вроде поклонения золотому тельцу, мы должны стыдиться. Однако же мы, с тем нашим уровнем, участвовали в величайшем событии в истории человечества — в получении Торы.
Рав привел еще один довод против видения нашего времени как времени геулы: имущественное расслоение евреев Израиля. Мне определение бедности представляется относительным. Например, нынешние американские бедняки выглядели бы в почившем Советском Союзе людьми состоятельными, а старый американский автомобиль-развалюха лучше престижной советской «Волги». Да Тора и не предполагает, что не должно быть бедняков. Без них евреи не смогли бы выполнять важную заповедь благотворительности. «Но ведь дети голодают!» — эмоционально возразил рав.
Чтобы показать некую двусмысленность нашей дискуссии, рав сказал: «Я родился в трехстах футах от места, где мы сейчас находимся, — и он показал рукой в сторону улицы Бен Йегуды. — Я всю жизнь живу здесь, люблю эту страну и этот народ». Действительно, я совершив алию в Израиль в 1986 году и не усмотрев здесь места для себя с моей экзотичной профессией, перебрался вскоре в США. Уместно ли мне отстаивать в споре об иудаизме более сионистскую доктрину, чем та, которой придерживается сам рав Штейнзальц?
Все же я задал ему вопрос, волнующий меня: должны ли мы пытаться понять смысл предсказаний Торы и пророков для того, чтобы руководствоваться этим в нашей жизни? В ХХ веке ответ на мой последний вопрос расколол ортодоксальное еврейство. Идея рава Кука о том, что наша история — это «продолжающееся откровение», была очевидной евреям во времена двух Храмов, особенно в пору существования пророчеств. В начале рассеяния, после катастрофы разрушения Второго Храма, наши мудрецы предприняли решительные шаги, чтобы сохранить иудаизм до будущих времен. Была записана устная Тора. Мнение мудрецов предыдущего поколения признали выше критики мудрецов следующих поколений. Благодаря этому евреи, скажем, Турции и Голландии в веках сохраняли идентичные законы богослужения, следовали тому же иудаизму.
Но жесткая канонизация еврейской мысли имела и негативную сторону. Так, были уничтожены некоторые труды великих мудрецов Рамбама и Рамхаля, казавшиеся современникам излишне смелыми. Борьба мейнстрима против возникшего в XVIII веке хасидизма порой носила неэтичный характер.
Подтверждением верности стратегии застывшего иудаизма, отвержения изменений, стала тяжелая травма, пережитая еврейством, когда противление новым веяниям не сработало. Принятие в XVII веке многими общинами мессианских претензий лжемессии Шаббатая Цви стало для иудеев шоком на века. Допускаю, что этот шок — одна из причин, почему ныне, несмотря на чудеса воссоздания Израиля, его удивительных военных побед и свершений, мейнстрим ортодоксии, к которому принадлежит и рав Штейнзальц, отказывается видеть выполненными те три признака наступления геулы, о которых шла наша с равом беседа.
Дискуссия о мистическом смысле нашего времени представляется мне необыкновенно важной. Она влияет на вопросы отношения ортодоксальных евреев к Земле Израиля (некоторые виднейшие несионистские раввины, например, поддержали отдачу ее по Ословскому договору врагу), к воинской службе, к преподаванию в иешивах светских наук, к работе. Для евреев диаспоры от этих вопросов зависит долгосрочное планирование жизни. Поэтому я позволил себе оспаривать мнение выдающегося раввина. Я уверен: тема геулы должна обсуждаться.
Это одна из причин, почему столь интересны будут предстоящие лекции виднейшего русскоязычного теолога религиозного сионизма, автора многих книг Пинхаса Полонского. Тема геулы в свете учения рава Кука, идей современных мыслителей — раввинов Маниту, Шерки, Друкмана, понимание этой темы в стремительно меняющемся мире (в центре мировых процессов ныне неизменно оказывается крошечная страна на Ближнем Востоке) — одно из направлений его исследований.
Ежегодное турне Пинхаса Полонского с лекциями по Северной Америке пройдет с 14 августа по 16 сентября. Пинхас представит две свои новые книги: «Моисей и создание народа» и «Из праха земного. Мужчина и женщина в перспективе еврейского библейского текста». Ознакомиться с расписанием лекций Полонского и их темами можно по адресу: https://www.dropbox.com/s/78fibtlsnlfzqt5/schedule-USA-2013.doc
19 thoughts on “Мессианские времена уже на дворе”
Comments are closed.
http://www.youtube.com/watch?v=BiWPXnBVU4c
Сегодня в шабат, в еврейском центре Манхеттан-Бич — 60 West End Avenue, — гость из Израиля Пинхас Полонский.
Завтра, 24 августа, в Синагоге JCBB — 2915 Ocean Prkwy,- две лекции Пинхаса Полонского. 1-30 до 3 ( политика) , 4 — 5-30 ( духовность и культура).
Приходите, будет интересно. ПП — яркий лектор, ведущий открытые дискуссиии и откровенно отвечающий на все вопросы из зала. Внешняя и внутренняя политика Израиля, позиция религиозных сионистов по основным вопросам жизнедеятельности общества, вопросы духовности, еврейской традиции, искуства и культуры.
Лекции и презентации новых книг Пинхаса Полонского будут в Нью-Йорке, Филадельфии, Балтиморе, Бостоне, Хьюстоне, Сан-Франциско/Пало-Альто, Лос-Анджелесе, Ирвайне и др.
Расписание — здесь:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/8656650/schedule-USA-2013.doc
Уважаемый Борис, Почему вы решили что если геула не наступила то какой либо еврей может отдавать землю врагу? И почему вы думаете что принятие решений в диаспоре должно отличаться в зависимости от того наступила ли эта геула, разве все евреи не обязаны жить в израиле, и тем более сейчас когда больше нельзя прикрываться доводами что земля израиля не в руках евреев? Как вы думаете, такие любители мусульманских террористов, как мадам гедрич, и красный алик брук, вдруг изменят своё отношение к мусульманам в зависимости от того геульное ли сейчас время?
мы в галуте, гои и эрев рав правят везде и в Израиле тоже. Но вы правы, великий дар, нашу страну и землю, надо каждому еврею брать и не отдавать
John Donut #2, patolog, Землю Израиля евреи могут удержать только, если пришло время геулы, и Всевышний нам помогает в этой задаче. В истории были моменты неудачных попыток евреев вернуться в свою страну, когда время не пришло. Первая — ещё когда мы были в Египте, Вторая — когда мы были в пустыне, и не истекло 40 лет наказания. Сейчас, мы видим, Всевышний помогает нам.
Иначе, в ожидании неудачи, обязанности возвращаться бы не было.
В Израиле эрев рав не правит. Там борьба, и страна стремительно меняется. Ещё недавно, пол века назад, лидеры страны ходили под красными знамёнами на первомайские демонстрации и строили социализм.
John Donut #2, что это Вы вдруг напали на нашу достойную «мадам гедрич», разместившую под моим эссе замечательные лекции П.П.?
Борис, я не знаю как у вас в фаирлоне, но здесь в бруклине идёт очень активная исламизация. Если вы давно не приезжали в гости, то проедтесь по коней айлэнд авеню и посмотрите своими глазами, бруклин превращается в пакистан. Некоторые жители бруклина пытаются бороться с этим, так как мусульмане ярые антисемиты и террористы, и не скрывают этого. Несколько лет жители бруклина пытались остановить строительство одного из многих террористических исламских центров в бруклине, они обращались к своим представителям в городских властях и конгресменам. Только бывший сенатор Давид Сторобин высказал желание помочь им, многие представители, такие как дов хайкинд, и красный алик брук заняли сторону мусульманских террористов, мол в америке свобода, и пусть делают что хотят. На этой ссылке вы сможете найти некоторую информацию об этой истории brooklynpaper.com/stories/33/40/bn_mosquerallies_2010_10_01_bk.html Среди сторонников мусульман оказалась и мадам гедрич, которая так любит свободу слова, что активно блокирует посетителей инетрнет страниц Еврейского Мира.
«Белочка» в гости заглянула? О да, алкоголизм — тяжёлая проблема. Надо лечится, дорогой:)
PS. Я в издательстве уже год не работаю, так что блокируют твои гнусности другие администраторы.
мадам гедрич, похоже вы слишком долго работали среди полицейских свиней, вам легче обвинить других людей чем говорить правду. Но не волнуйтесь, за пособничество мусульманским террористам свою двадцатку вы уже заработали вместе с красным аликом бруком.
Борис, насчёт геулы это очень острый вопрос. Дело в том что сейчас действительно видно как евреи в израиле одерживают победы с помошью Всевышнего, и даже несмотря на это многие равины всё равно продолжают сидеть в галуте и ждать геулы. Я ещё не встречал равинов которые бы извинились перед еврейским народом за то что из-за ожидания геулы, в галуте погибло более одного миллиарда евреев. Это по моим скромным оценкам. Евреи как народ старше китайцев, и во времена римской империи евреи составляли 10% мирового населения. Только в америке, за последние 20 лет ассимилировалось более 1 миллиона евреев. Теперь сами подсчитайте сколько евреев погибло во время ожидания геулы в течении более 1000 лет ожидания.
что-то плесенью отдаёт, самую малость, стоит слегка проветрить, равов Авинера, Леванона, Тау слышали? (кипа сруга, других не осмеливаюсь «предлагать» )
1. браха
Ваша статья актуальнее газетных новостей.
2. несогласие
вы ведь знаете пророчество о эрев рав, что будет править в конце времён, и как вы назовёте власть без законов Торы?
3. авторитет
Р. Эльханан Васерман (Ашем инком дамо) разрешил многие ваши вопросы
4. адрес
это издание памяти рав И.Зильбера (зехер цадик левраха) делает расcылку, где, в частности, публикуются переводы на русский р.Э.Васермана и других по поднятой вами теме
http://beerot.ru.
info@beerot.ru
John, захват запада исламом находится в пропорции с однополыми браками и прочей мерзостью, и это опять по теме «геула». Если имярек за мерзость, то они и за захват бруклина арабами
Я не уверен что захват запада мусульманами находится в пропорции с однополыми браками. Например в россии уже 20 миллионов мусульман, а ведь россия негативно относится к однополым бракам. Также сами мусульмане творят мерзости похуже западных, например зоофилия и некрофилия в исламе вполне нормальные вещи. Но я согласен с вами что гомосеки по какой-то причине приветствуют ислам, хотя их одними из первых и перережут мусульмане. Наверно у гомосеков срабатывает желание самоубийства, ведь они не оставляют за собой потомства, и видимо пытаются и других возле себя ликвидировать руками мусульман.
Уважаемый Борис! На Ваши своеобразные толкования многих событий я уже обращал внимание раньше. По настоящей вашей статье я возможно напишу подробнее позднее, а пока лишь замечу, что рав Штейнзальц является не только выдающимся авторитетом в области иудаизма, но, что для меня даже важнее, он мыслит, как современный учёный, а не как, извиняюсь за выражение, «начётчик — талмудист».
יגיע זמן הגאולה
— пришло время геулы
это в песнях, в драшот, в самом воздухе
но пока-то мы в галуте, время пришло, но геула ещё не
По статье Б. Гулько «Мессианские времена уже на дворе»
Продолжаю. С П.П. я постараюсь встретиться в период его пребывания в Лос Анжелес. Не в том дело, Борис, что вы оспариваете мнение крупного авторитета (люблю фразу Есенина: «Мне и Ленин не икона»). Дело в уровне аргументации. Вы приводите соображения рава Друкмана о признаках осуществляющегося по его мнению мессианского процесса (»процесс пошёл, как любил говорить Горбачёв по поводу другого, но тоже почти мессианского процесса «в отдельно взятой стране» — это уже Ленин). Так пошёл ли он? В подтверждение мнения Друкмана приведу также и слова такой фигуры, как Менахем Мендель Шнеерсон (7-й Любавичский ребе), о том, что Машиах уже находится в пространстве нашего поколения, поскольку проделана большая работа по распространению Учения среди евреев и вообще в мире. Действительно, работа, проделанная и самим М.М.Ш огромна и даёт плоды. Но – достаточно ли этого?
Парадоксально, но другой великий человек, передавший «бразды праления» Хабадом Шнеерсону – 6-й Любавичский ребе (внимание – это время и рава Кука!) был, как и его предшественники, категорически против самовольных действий еврейства «поперед батькы», т.е. Машиаха! Таким образом вопрос о том, кто прав, а кто не прав упирается опять-таки в ту или иную интерпретацию текстов. Напомню, что интерпретация в техническом плане – это вещь сугубо логическая, а логика, я имею в виду правильную логику, выдаёт в новом виде лишь тот продукт, который был в неё заложен. А, как сказал парадоксальный Анатоль Франс: «Дьявол – это большой логик». Таким образом налицо опасность, что некоторые уважаемые авторитеты могут быть соблазнены лукавым. В своё время на этом поскользнулся Бен Акива и с помощью героя Бар Кохбы почти угробил еврейское дело. Вот и Шабтай, о котором Вы пишете, из этой же команды. Но это так, к слову. Сегодня, несмотря на вопли паникёров, Израилю и его жителям по большому счёту мало что серьёзно угрожает, большинству других народов приходится похуже.
Нужно признать (и это не только моё мнение), что сегодняшний Израиль, это увы не та страна, на возрождение которой уповала еврейская традиция, и не следует считать её возрождение рузультатом реализации божественного проведения. Опять-таки в соответствие с традицией приход Машиаха – это не некий растянутый во времени процесс, типа многих природных и общественных явлений. Это – феномен иного плана, и он будет носить (если будет, как возразили бы атеист и агностик) скачкообразный, триггерный характер (вроде того, что легли спать в одном мире, а проснулись – в другом). Точка зрения о каком-то процессе в общем-то свидетельствует о том, что её авторы придерживаются антропоморфных взглядов на креативные действия Создателя, у которого методы иные и по определению нам недоступные. Представление о мгновенном приходе Машиаха всё-таки наиболее полно отвечает еврейской традиции, в отличие от упомянутого выше наукообразного толкования ситуации вокруг этого вопроса. Пока же мы по-прежнему пожинаем плоды еврейских грехов перед создателем в прошлом и продолжаем грешить в настоящем. Он, думается, смотрит на всё это с недоумением и сомнением в целесообразности своего решения сохранить навеки еврейский народ. Но пересмотреть своё решение Он не может, о чём ещё Моше обратил Его внимание во времена великого гнева («что будут говорить другие народы, если ты вдруг отменишь своё решение»).
Вот и вы, Борис, позорно бежали из Израиля по вполне не смертельным житейским обстятельствам. Так что, как советовал М.М.Ш., не задавайте вопросов к Богу, не испытывайте Его терпение и молитесь с равом П.П. А возвращаясь к раву Штейнзальцу – «это голова!»
Александр, мнение, высказываемое раби Друкманом — из Талмуда, и раби Штанзальц не оспаривал его. Мнение, что приход машиаха — это процесс — принадлежит Маймониду. И.конечно, это мнение рава Кука.
Имя великого раввина — Акива, а не бен Акива — сын Акивы. И он, конечно, не из той же категории, что Шаббатай Цви.
Ещё раз по статье Б. Гулько «Мессианские времена уже на дворе»
Ну конечно же имя авторитета – Акиба Бен Иосиф. И всё-таки несмотря на его личные достоинства, он так или иначе, естественно исходя из самых лучших побуждений (которые в данном случае, как это часто бывает, почти умостили евреям дорогу в ад) фактически спровоцировал Бар Кохбу на самоубийственные действия. Но не будем отвлекаться. Поскольку я не против того, чтобы Вы оспаривали мнение Штейнзальца, то позвольте мне оспорить мнение Маймонида (и он не икона!). Для своего времени комментарии мудрецов имели определёный конкретный смысл и представляли собой как бы актульные преломления позиций Торы. Более того, у разных мудрецов могли быть различные комментарии по одному и тому же вопросу. В частности я помню высказанное Л. Кацином мнение о том, что в этом нет никаких противоречий, поскольку рассматриваются разные стороны одной медали. Здесь следует добавить, что мудрецы на то и мудрецы, в отличие от нас с вами, что они не брали на себя ответственность за формулировку объёмного представления о предмете, поскольку любой предмет многогранен, и все его измерения известны только Вс-вышнему, и они могут дополняться новыми. Пожалуй и сам Маймонид не считал своё мнение окончательным, поскольку он был учёным. И всё-таки его подход является антропоморфным.
Вообще говоря, если мы будем ограничивать свою аргументацию ссылками на мнения авторитетов прошлого, то смысл какой-либо продуктивной дискуссии теряется, поскольку всё это давно известно, а мы не школьники. В пользу того, что Машиах придёт одномоментно, косвено говорят многие факты, изложенные в Торе. Действительно, многие основополагающие этапы, стадии сотворения мира происходили скачкообразно. В день первый творения Создатель сделал то-то и то-то, (см. по тексту Торы), во второй день — то-то и то-то и т.д. Далее, Моше в очень ответственный момент ударом посоха извлёк воду из скалы (Бог не сооружал водопровода). Егошуа Бен Нун силой Всевышнего остановил солнце, остановил сразу и пр.
Вы пишите, что Штейнзальц не против мнения Друкмана. А мудрецы обычно не спорят, отрицая мнение других, а просто высказывают своё мнение, давая возможность третим лицам решить, в чём истина. При всём этом он чётко выразил свою мысль, состоящую в том, что пока не обнаруживается приближение Машиаха (см. упоминание об аналогичном мнении 6-го Любавичского ребе в моёй предыдущей реплике на вашу статью.
Поскольку Вы упоминули Маймонида, то находясь на неплохой должности у мусульманина Салах-Ад-Дина, он тем не менее с некоторым недоумением и по-видимому мысленно спрашивал, почему Бог за наши грехи отдаёт евреев в руки врагов. Распространяя эту точку зрения и на последующие времена, можно заметить, и это не только моё мнение, что дальнейшие беды евреев были связаны с их грехами. Вот и сегодняшнее положение Израиля, который дал возможность евреям обрести уверенность в завтрашнем дне, тем не менее остаётся каким-то подвешенным, несмотря на то, что страна способна себя защитить против любого агрессора. Однако полного мира нет и неизвестно когда он настанет, по-прежнему имеются жертвы, приходится прилагать гигантские усилия для сохранения того, что достигнуто. Похоже, что прав известный деятель, сказавший, что история в первый раз является трагедией (что и было у евреев в недавнем прошлом), а затем повторяется, как фарс. Действительно, имея несравнимо большую мощь, чем в далёком прошлом, Израиль и сейчас находится в каком-то странном состоянии в сравнении со многими другими государствами. Не является ли это косвенным доказательством того, что мы продолжаем грешить? Рискуя навлечь на себя гнев Брайтона напомню, что эта мистическая точка зрения разделяется не только сектой «Нетурей Карта».
А. Волошин, Лос Анжелес
У р.Шварца (И.Шварц «Красный, красный», рус.пер.) есть рассказ о равине, что во время революции пришёл в синагогу с красным бантом и возвестил о геуле, потому что цвет Машиаха красный (кстати, наша hафтара). Ваши, Борис, аргументы ничем не хуже