Недавно одна моя ученица с возмущением и недоумением описала на нашем шаббатном уроке-дискуссии следующую ситуацию. В одном из нью-йоркских колледжей она обнаружила курс с таким примерно названием: «Влияние религий на мировую цивилизацию». В описании курса были христианство, ислам и буддизм, но иудаизм как источник влияния на цивилизацию даже не упоминался. «Как же так?! — сокрушалась она. — Мы ведь знаем, как много ценностей появилось в мировой цивилизации благодаря евреям!» У одного из моих учителей Кена Спиро есть книга «Совершенный мир, еврейское влияние на цивилизацию» (Ken Spiro, World Perfect, the Jewish impact on civilization).
Слушатели, конечно, попытались озвучить «старую песню» про антисемитизм, который стремится замалчивать важность еврейского вклада. Но такой обвинительный ответ, хотя и выглядит правильным, но на самом деле поверхностный и не дает нам ключей к построению конструктивного подхода. Мы попытаемся копнуть глубже и увидим важные вещи.
Если мы напишем список главных ценностей цивилизации, которые «стартовали» в мире из нашей еврейской традиции (выходной день, единобожие, святой текст Торы/Библии, ценность жизни, аспекты социальной справедливости и др.) и спросим людей, как неевреев, так и большинство светских евреев, откуда, по их мнению, эти ценности появились в мире, то подавляющее большинство опрошенных не будут осознавать еврейские корни и влияние.
Сокращая рассуждение, сразу отмечу: в массовом сознании все наши еврейские ценности воспринимаются как пришедшие из других источников. То есть религиозные евреи их принесли, но распространили в мире их другие силы.
Процесс активации идей состоит из двух этапов: процесса авторского создания и процесса массового распространения.
В религиозном мире главными распространителями еврейских идей были христиане. В западном мире это, в частности, либералы. В советских реалиях идеи распространили коммунисты. И даже такой персонаж как Лайтман является распространителем глубинно еврейских идей вовне.
Проанализируем ситуацию. Только знатоки и в частности глубоко мыслящие религиозные евреи (как, например, Кен Спиро) осознают ценность евреев как источника влияния на мир. В массовом сознании отражается роль не столько создателей, сколько распространителей.
Тема эта — сверхважная, но более обширная, чем размер статьи. Осветим только часть моментов.
К сожалению, большинство распространителей еврейских идей или сами привносят в них искажения, или не умеют защитить принесенные идеи от вредных (паразитных) вторжений. Самый одиозный пример (хотя все они одиозны) — это еврейские идеалы в коммунизме, зараженные и искаженные совковыми «гримасами», включая ГУЛАГ, раскулачивание и другие ужасы. Не менее одиозны «гримасы» христианства и ислама, либерализма и даже лайтманизма.
Говоря на языке каббалы, принесенные еврейские «искры» были заражены клипот (скорлупой). Возможно, проблема в том, что сами евреи не брали на себя роль распространителей своих ценностей в мире. А возможно, что мир не был готов выслушивать идеи из уст самих евреев и нуждался в «посредниках», которые к тому же обладали «настырностью», «рыночной хваткой» и способностью к «пиару».
Если копнуть глубже, то фигура Мошиаха — это роль такого еврейского лидера, который умеет и черпать идеи из еврейства, и нести их в мир.
В Танахе есть четыре таких ключевых (мошиахальных) фигуры. Это спасший Египет Йосеф, это два величайших наших царя — Давид и Шломо (Соломон), а также пророк Йона, повлиявший на ассирийскую Ниневию. Первый — «кризис-менеджер» в галуте, второй — великий воин и поэт, третий — великий политик и мудрец, четвертый — пророк. Цари Давид и Шломо также подняли на гигантскую высоту авторитет страны Израиль. Заметим, что все четыре фигуры не замалчивали свое еврейство, а несли свет в мир от имени евреев.
Именно на примере этих архетипных персонажей мы должны выучить нашу роль в спасении и преуспевании мира, а также в поднятии авторитета еврейства и Израиля.
Мы также можем/должны привлекать партнеров — распространителей извне и вовне («дочерние предприятия» или «аутсорсинг»), но не должны отдавать им наши идеи на откуп, теряя «авторский контроль». Одна из ключевых еврейских ролей — защита от клипот. И это принесет миру свет, мир и правильное развитие.