Первая русская ортодоксальная

Недавно в здании синагоги «Kehilas Moreshes Yaakov» отмечалась круглая дата – 10 лет со дня открытия первой в Америке ортодоксальной синагоги русских евреев. Почему «первой в Америке»? Почему «русских», а не, скажем, «русскоязычных» или «выходцев из СССР»?

А началось всё 15 лет назад, когда приехавший из Израиля рабби Аврахам Бинский решил начать работу с русскими евреями не общепринятым тогда путем. В то время, после серии неудачных попыток вернуть прибывших из «тюрьмы народов» («империи зла» как ещё называли бывший Советский Союз) долгожданных еврейских братьев к их корням, американское ортодоксальное еврейство решило, что это поколение русских евреев вконец отравлено антирелигиозной пропагандой, и пока не поздно, спасать нужно детей. Было создано множество «русских» иешив, где детям пытались привить «вкус» к еврейству.

Рабби Бинский усомнился в действенности такого пути, он побоялся, что нежным детским душам будет очень непросто выбрать между тем, чему учат в иешиве, и тем, чему учат родители-атеисты. Рабби Бинский решил сделать основной упор на работу со взрослыми, привлекать их к соблюдению Заповедей, к изучению еврейского наследия.

А детей, он считал, нужно посылать в «mainstream» иешивы, причём, в самые лучшие.

С годами несколько семей-единомышленников р. Бинского превратились в крупную динамичную общину. Люди переезжали и переезжают из других районов города, даже из других штатов. Ясно, что, кроме иудаизма, что само собой разумеется, их объединяет ещё общее прошлое, система мышления, культура.

Американцы зачастую не понимают, что из бывшей советской империи приезжали евреи – представители абсолютно разных культур. Они также недоумевают, почему эта русская синагога названа «первой»? Ведь наши деды и прадеды, говорят они, тоже приехали из России, ходили в синагоги и соблюдали всё, как полагается, и это они, получается, были первыми!

Ситуация с нынешним поколением русских евреев совершенно иная. Деды и прадеды наших американских друзей, приехавшие в Америку из России сто лет назад, были евреями русского происхождения. Мы же сюда приехали русскими еврейского происхождения – с русским языком, русской культурой, русским мышлением. Своё еврейство мы обретаем заново, с нуля. Вот в каком смысле наша синагога названа «первой».

Несколько слов также необходимо сказать о президенте синагоги Якове Давидове. Трогательна история возвращения этого человека к еврейским корням. Он часто любит рассказывать, как его, бывшего коммуниста и адвоката, человека с тремя высшими образованиями, «угораздило» на старости лет стать религиозным. Как встретил такую же, как он, свою будущую жену Хелен, которая не могла себе позволить выйти замуж за нерелигиозного человека. Как рабби Бинский настойчиво в течение долгих месяцев «перековывал» настоящего советского бойца в ортодоксального еврея. Как умирающий брат Хелен, познакомившись с р. Бинским, подарил первой Русской Ортодоксальной Общине первый Свиток Торы.

Вот что произошло десять лет назад, когда наша община , получив Свиток Торы, обрела свою синагогу. За эти годы община глубоко пустила корни, окрепла и разрослась.

Благодаря Якову Давидову синагога получила ещё один Свиток Торы. На сегодняшний день членами «Kehilas Moreshes Yaakov» являются представители четырёх поколений, от младенцев до весьма пожилых людей в возрасте 80 – 90 лет, много молодых людей, представителей разных профессий: докторов, бизнесменов, программистов, учителей. В общине царит атмосфера взаимоуважения, теплоты и заботы друг о друге.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора