«К правде, к правде стремись, дабы был ты жив и овладел страной, которую Б-г, Г-сподь твой, дает тебе» (16:20).
«Правду, только правду и ничего кроме правды», — эту клятву, знакомую нам по книгам и фильмам, произносят в суде в некоторых западных странах, положив руку на Библию. Наша Тора, письменная часть которой включена в состав христианской Библии, и есть та самая правда, ее чистейший источник.
Во время праздника Симхат-Тора евреи громко скандируют: «Моше эмет ве-торато эмет» — Моше — правда, и его Тора — правда».
В наш век, когда ложь затопила мир, когда обещания легко нарушаются и честное слово обесценилось, страстный призыв Моше в начале сегодняшнего раздела: «Цедек, цедек тирдоф» — «К правде, к правде стремись» — звучит особенно актуально.
Пророк велит назначить судей и призывает их выносить справедливые, честные решения, не искажать закон, не оказывать предпочтение ни одной из сторон, не брать взятки — ни деньгами, ни в форме услуги или даже словесного комплимента.
Тора требует честности не только от судей. Слова «к правде, к правде стремись» обращены ко всем участникам судебного процесса, включая истца и ответчика (в конце концов, что такое суд, если не поиск правды?), а также, в расширительном плане, ко всем людям.
Та же мысль звучит и в предостережении не слушаться лжепророка, «который злонамеренно будет говорить от Имени Моего то, чего Я не велел ему говорить, и который будет говорить от имени богов иных, — умереть должен такой пророк» (18:20).
Далее Тора говорит о лживых, злонамеренных свидетелях, которые при определенных обстоятельствах могут быть приговорены к смерти.
В следующем разделе «Ки теце» запрещается иметь у себя фальшивые меры и гири — не только использовать, а даже хранить их: «Да не будет у тебя в суме двух гирь, большой и малой. Да не будет у тебя в доме двух мер, большой и малой» (25:13–14), — настолько Б-гу отвратителен всякий обман. Сразу после этой заповеди Тора напоминает, как Амалек напал на евреев при Исходе из Египта. Какая здесь связь? Отвечают мудрецы: Амалек атакует нас в наказание за нечестное поведение.
Не случайно призыв «цедек, цедек тирдоф» завершается грозным предупреждением: «…дабы был ты жив и овладел страной.» Наше право на Эрец Исраэль и само национальное выживание поставлены в прямую зависимость от честности и личной порядочности каждого из нас в большом и малом.
Сама Тора — это воплощение правды. Свидетельство тому зашифровано в описании Сотворения мира: в первых трех словах — «берешиТ барА элокиМ» — «Вначале создал Господь» (Берешит, 1:1) и в трех последних словах этого описания — «барА элокиМ лаасоТ» — «…которую Господь сотворил» (2:3), где последние буквы одинаковы: алеф, мем, тав. Вместе они составляют слово «эмет» — «правда».
Б-г тоже воплощает собой правду. «Эмет» — одно из тринадцати качеств Творца, которые мы должны культивировать в себе, чтобы «ходить Его путями». Молитва «Шма, Исраэль» также завершается утверждением: «Я, Г-сподь Б-г ваш — правда».
Вместе с Б-гом и Торой еврейский народ составляет нерасторжимое триединство. Если два первых элемента этого союза олицетворяют собой Правду, то нам, третьему элементу, как говорится, сам Б-г велел.
Не плюй в колодец…
«Если будешь осаждать город долгое время, чтобы завоевать его… то не порти деревьев его… потому что от него ты ешь…» (20:19).
В прежние времена, когда армия осаждала вражеский город и долго не могла взять его силой оружия, она часто прибегала к невоенным методам. Например, уничтожала источники продовольствия и воды. Город брали измором, противник страдал от голода, жажды и в конце концов капитулировал. Сегодня такие методы квалифицируются как военные преступления.
Не так вела себя еврейская армия. Еще в те стародавние времена она не прибегала к тактике выжженной земли. И не только в силу присущего евреям гуманизма, но и потому, что, идя на войну, они твердо знали, что победа им обеспечена благодаря помощи Б-га: враг будет разбит, и его территория будет захвачена. Так какой же смысл уничтожать источники продовольствия и воды противника, если через какое-то время они станут трофеем, будут принадлежать победителям?
Однако некоторые комментаторы утверждают, что запрет уничтожать фруктовые деревья во время войны относится только к тем войнам, которые ведутся в Эрец Исраэль или, по крайней мере, на тех территориях, которые будут захвачены и заселены евреями.
Вот почему пророк Элиша наставляет еврейских солдат перед войной с Моавом (Вторая Книга Царств, 3:19): «И вы поразите все укрепленные города и все лучшие города, и все хорошие деревья вырубите, и все источники водные засыплете, и все хорошие участки испортите камнями».
На первый взгляд, эти указания противоречат закону Торы, сформулированному в сегодняшнем разделе: «Не порти деревьев». Но в действительности никакого противоречия нет. Еврейская армия шла на войну против моавитян не для того, чтобы захватить их землю, а чтобы отразить угрозу агрессии. Это была оборонительная война. Поэтому запрет уничтожать деревья не имел здесь силы.
Наиболее исчерпывающее объяснение дает РАШИ. По его словам, запрет уничтожать плодовые деревья не относится к Амону и Моаву, двум народам, жившим к востоку от Эрец Исраэль. Точно так же, как на них не распространяется и указание предложить мирные условия врагу, прежде чем атаковать его: «Когда подступишь ты к городу, чтобы завоевать его, то предложи ему мир» (19:10). В отношении амонитян и моавитян действует другое, более суровое правило из предыдущего раздела «Реэ»: «Не щади его и не жалей его…» (13:9).