Все началось в середине мая, когда The New York Times, ссылаясь на источники в американской разведке, сообщила о том, что Россия передала Сирии партию модернизированных противокорабельных ракет «Яхонт». Речь шла о большом контракте, заключенном еще в 2010-м или даже 2007-м. За 300 млн долларов Россия обязалась поставить два береговых комплекса «Бастион», оснащенных «Яхонтами» и способных эффективно прикрыть сирийское побережье от атак с моря.
Уже тогда, три года назад, эта сделка очень не понравилась Израилю. В 2006-м, во время Второй ливанской войны, ракета китайского производства С-802, принятая на вооружение иранской армией, была выпущена боевиками «Хизбаллы» по корвету ВМС «Ханит» и привела к гибели четырех бойцов, нанеся серьезный ущерб кораблю. Ремонт корвета в ашдодском порту занял почти месяц. Поэтому в два с половиной раза более быстрые и несущие в полтора раза больший заряд, чем китайские аналоги, сверхзвуковые и самонаводящиеся «Яхонты» совсем не обрадовали южного соседа Сирии.
Израиль опасался, что из Сирии ракеты, способные поражать цели на расстоянии 300 километров, могли бы рано или поздно попасть в умелые, но безответственные руки «Хизбаллы». Что не только сильно усложнило бы рейды израильских ВМС, если бы им вдруг понадобилось прогуляться вдоль восточного побережья Средиземного моря, но и стало бы стратегической угрозой для газовых месторождений «Тамар», «Левиафан» и «Далит», расположенных в 100 километрах к северо-западу от Хайфы.
В начале июня агентство CNN со ссылкой на Пентагон объявило о том, что боевые корабли России, возможно, привезли оружие в Сирию. А через месяц, 6 июля, в 20 километрах от Латакии — крупнейшего сирийского порта и оплота алавитов — на армейских оружейных складах в лагере аль-Касия прогремели таинственные взрывы.
Представители повстанческой Свободной армии Сирии, обрадованные неприятностями в стане противника, и, вероятно, чтобы хоть как-то почувствовать себя причастными к событию, поспешили сообщить, что взрывы — дело рук израильтян, а уничтожены зенитно-ракетные комплексы С-300, давно обещанные Россией Сирии.
Сомнительные заявления об С-300, которые, скорее всего, еще не покинули пределы России, мало кто воспринял всерьез. По поводу же израильского следа никто особенно и не сомневался, хотя правительство в лице министра обороны Моше Яалона привычно сообщило, что никак не связано с инцидентом.
В мире уже давно знакомы с исключительной скромностью Израиля в отношении деликатных операций в Сирии, будь то уничтожение в начале мая в окрестностях Дамаска складов «Хизбаллы» с иранскими ракетами Фатех-110, способными переносить на 300 километров до полутонны взрывчатки, или январский авиаудар по автоколонне с ЗРК СА-17, также предназначенными для ливанских террористов и военному научно-исследовательскому центру CERS, где разрабатывалось химическое и биологическое оружие, или даже бомбежка недостроенного ядерного реактора в Дир-аз-Зуре в 2007-м.
Партизанское молчание Израиля, как обычно, устраивало всех участников. Москва, выполнив свои обязательства по поставке, перестала считать себя ответственной за дальнейшую судьбу оружия. Дамаск предпочел сразу свалить все на повстанцев. Поскольку, бросив все имеющиеся ресурсы на подавление оппозиции, там меньше всего стремятся к неминуемому и молниеносному военному разгрому в столкновении с израильскими ВВС, превосходящими сирийские на порядок в техническом отношении. Наконец и Иерусалим вовсе не собирался ввязываться в чужую суннито-шиитскую свару, пресекая лишь передачу «Хизбалле» химического или другого стратегического вооружения и отгоняя террористов от своих границ.
Поэтому заявление CNN, сделанное 13 июля со ссылкой на анонимные официальные лица в администрации США и прямо указавшее на Израиль, поставило стороны в весьма неудобное положение.
В Израиле были изумлены предательством партнера. К сожалению, при администрации Обамы слив в прессу секретов союзника стал нормой. То же самое было и в мае. Уже на следующий день после авиаударов по сирийским объектам та же журналистка CNN, сославшись на анонимные официальные источники, сообщила о том, что за авианалетом стоит Израиль.
В ответ на возмущение израильских лидеров, американская администрация извинилась и пообещала, что разберется и больше так не будет. На этот раз они держались ровно неделю.
Еще раньше, весной прошлого года, администрация Обамы выдала тайные договоренности между Израилем и Азербайджаном об использовании аэродромов кавказского государства в случае возможной атаки на Иран. Подставив Азербайджан и слив сверхсекретную информацию, Обама сорвал план авиаудара по иранской ядерной программе.
Майская утечка должна была, видимо, продемонстрировать недовольство лидеров США независимой политикой ближневосточного союзника. Возможно, что и последняя оговорка объяснялась теми же причинами.
Накануне публикации, 12 июля, Израиль анонсировал успешные испытания баллистического ракетоносителя на полигоне Пальмахим. Фактически это был намек и США, и Ирану на способность Израиля самостоятельно решить проблему ядерной программы Исламской Республики.
Может статься, что слив в прессу стал ответом администрации Обамы на демонстрацию независимости со стороны еврейского государства. Однако, кажется, болтуны из Белого дома преследовали более жестокую и циничную цель.
В мае, после авиационных атак, Асад поначалу обвинил оппозицию. Когда же США сдали Израиль, Дамаск был вынужден для поддержания репутации пообещать, что в следующий раз его месть будет страшна.
По сообщению кувейтской газеты «Аль-Раи», президент Сирии Башар Асад предупредил израильские власти о том, что следующая атака территории Сирии станет началом полномасштабной войны между двумя странами. «На новый акт агрессии будет дан немедленный и сокрушительный ответ. Мы уже развернули вдоль границы новейшие российские ракеты «земля — земля» и комплексы ПВО, что позволит нам атаковать без предупреждения», — сказал газете источник в окружении Асада.
Сирийцам вторила и пресс-служба иранского МИДа, уверяя, что ответный удар сирийской армии раздавит «сионистского врага». Командующий сухопутными войсками генерал Ахмад-Реза с выразительной фамилией Пурдастан заявил, что Иран готов направить в Сирию военных инструкторов.
После этих воинственных заявлений Асаду меньше всего хотелось услышать в начале июля от американских СМИ, что и на этот раз его бомбили израильтяне.
Выбирая между потерей репутации и потерей армии, Асад мужественно выбрал армию и категорически опроверг американские инсинуации, начисто отвергая израильскую причастность к взрывам под Латакией.
Вероятно, последние перестрелки на Голанских высотах являются не чем иным, как слабыми, но все равно достаточно опасными попытками Асада хотя бы частично сохранить лицо в глазах окружения. Тем не менее в Израиле облегченно перевели дух. Война с северным соседом совершенно не входила в планы правительства Нетаниягу. К сожалению, возможно именно столкновения и добивалась нынешняя вашингтонская администрация.
Американцы так и не разработали ясного согласованного и последовательного плана помощи раздираемой внутренними противоречиями сирийской оппозиции. Трудно поверить, но, похоже, подставляя союзника, они надеялись заставить Асада нанести удар по Израилю, тем самым вынуждая Иерусалим на ответные меры, удачно решающие задачи США. Интересы самого Израиля, видимо, в расчет просто не принимались.
Какими бы причинами ни был продиктован этот циничный план, он заставляет серьезно задуматься о дальнейшей целесообразности израильского участия и в ближневосточных усилиях госсекретаря Керри. В США у Израиля немало друзей, в том числе и в политическом истеблишменте. Однако в администрации нынешнего президента, кажется, их не осталось. Какие бы аргументы ни приводили апологеты немедленных территориальных уступок, следует помнить, что именно эти люди были готовы несколько дней назад подставить под сирийские ракеты израильские города и подвергнуть жизни миллионов жителей страны смертельному риску ради продвижения сомнительных политических выгод.
Дальнейшее развитие событий больше напоминало дешевый ситком. Вслед за болтовней американских политиков в очередь к микрофону выстроились все остальные участники ближневосточной трагикомедии.
Не пожелав отставать от заатлантических коллег, британский Sunday Times опубликовал версию израильского журналиста Узи Маханаима, предположившего, что склады под Латакией были атакованы с моря самой дорогой игрушкой израильских военных — новенькой подводной лодкой «Дельфин».
Сирийская оппозиция решительно взяла на себя роль главного героя. Так, дезертир из ВМС Сирии полковник Малики аль-Курди сообщил, что именно он передал критически важную информацию о военных складах, а также о том, что часть вооружений предназначается «Хизбалле», туркам и американцам, которые в свою очередь позвали на помощь израильтян.
Российский официоз Russia Today пошел еще дальше. В мае этот информационный ресурс уже порадовал «эксклюзивом» об использовании Израилем во время авианалетов на Сирию бомб с обедненным ураном. На этот раз творческий подход проявился в информации о совершенно невероятном израильско-турецком альянсе.
По мнению журналистов, Израиль использовал турецкие авиабазы для налета на сирийские склады. Явная несуразность о якобы необходимости турецких баз для атаки не избавила турок от судорожного отрицания своей причастности к сотрудничеству с Израилем.
Глава МИДа Турции Ахмет Давутоглу выступил с опровержением, назвал это сообщение абсолютно лживым и не имеющим никакого отношения к действительности. Он подчеркнул, что Турция никогда не имела отношения к подобным операциям и не будет оказывать им содействия.
Бесхитростная как слеза младенца российская интрига состояла в том, чтобы насолить туркам — главным подстрекателям сирийской оппозиции. Обвинение Анкары в сотрудничестве с Израилем должно было, видимо, внести раскол в отношения Турции с арабскими союзниками по сирийской войне.
В общем, высказаться постарались все, ведь на Ближнем Востоке слова часто подменяют действие. Промолчал, как всегда, лишь один Израиль. В данном случае говорить ему, очевидно, незачем.
9tv.co.il
Александр НЕПОМНЯЩИЙ,
Израиль, Иерусалим