Сила слова. Недельная глава Торы «Реэ»

Лиора Гамбург (1938-2012гг.)
Лиора Гамбург
(1938-2012гг.)

Моя, благословенной памяти, мама, Лиора Гамбург, была бесстрашным человеком и обладала великой силой слова. Однажды один из друзей нашей семьи Семен Ф-штейн обратился к маме с просьбой спасти его сына от армии.
После того как СССР ввел войска в Афганистан, отношения с Западом испортились, и власти почти полностью прекратили выпускать евреев. Между тем многие семьи, ожидавшие выезда, оказались в трудной ситуации — без работы и средств к существованию. Особенно отчаянным было положение семей с сыновьями призывного возраста.
К детям отказников в армии относились как к предателям, делая их службу невыносимой. Даже после двух лет мучений им угрожал новый отказ — из-за «секретов», которые они узнали, копая ямы в стройбате. За отказ служить давали три года тюрьмы, после которых человек все равно был обязан идти в армию.
Что же делать? Каждая семья делала свой выбор. Кто-то шел в армию, кто-то — в тюрьму, кто-то — в больницу, ломая себе ноги, чтобы отложить призыв хотя бы на время.
Я до сих пор не знаю, почему семья Ф-штейнов обратилась к моей маме с просьбой о помощи. Может быть, они думали, что у нас есть связи с мировым сионизмом, миф о могуществе которого распространяли антисемитские СМИ. Или, может быть, узнав о беде наших друзей, мама откликнулась и предложила им помощь.
Так однажды в холодный зимний день 1980 года мама отправилась в московский военкомат.
– Кто занимается призывниками? — спросила мама у стоявшего в дверях солдата.
– Майор Иванов.
– Он хороший человек?
– Хороший…
– Можно с ним поговорить?
– Пожалуйста, — ответил солдат и проводил маму в его кабинет.
– Здравствуйте, товарищ майор! Мне сказали, что вы хороший человек.
– Кто вам это сказал?
– Солдат у входа.
– Я вам не верю и не буду с вами говорить!
…Мама хотела начать беседу с майором с чего-то хорошего, но не учла, что на этом денежном месте брали взятки. Майор воспринял слова «хороший человек» как намек на то, что мама знает о его «одолжениях», которые он делал, конечно же, за хорошую мзду. Майор решил выяснить, по чьей рекомендации она пришла. Мама не ответила, и он отказался с ней говорить. Казалось, попытка спасти сына друзей провалилась в самом начале.
Тогда мама вспомнила книгу Владимира Альбрехта «Как вести себя на допросе», в которой известный правозащитник писал, что на допросах в КГБ нужно говорить правду. Нет, не всю правду, подвергая себя и друзей опасности, но и не обманывать, чтобы не запутаться во лжи.
– На вашей стороне сила, а на моей — правда, и я не буду ослаблять себя ложью! — воскликнула мама.
– Хорошо, что вы хотите?
– Семья Ф-штейнов ожидает разрешения на выезд в Израиль, однако их сына исключили из института, и он получил повестку. Пожалуйста, отложите его призыв!
– Зачем мне это делать?..
– Если вы поможете еврею, то вам поможет Б-г!..
Разве это аргумент для майора Советской армии? Однако чудо произошло, и майор без всяких денег отложил призыв на полгода. Семья Ф-штейнов давно живет в Детройте, некоторое время назад они приезжали в Нью-Йорк, благодарили маму за спасение сына…
Итак, давайте задумаемся, что может сделать человек для обретения такой силы слова, чтобы к его словам прислушивались и его просьбы выполняли?
Думаю, многие согласятся, что гораздо проще просить за других, чем за себя. В этом случае просящий не чувствует себя униженным. И конечно же, человек должен верить в то, о чем он просит. Просьба человека будет услышана, лишь если она действительно искренна, ибо как сказали мудрецы, «слова, исходящие из сердца, — проникают в сердце».
И еще: просящий не должен трепетать перед человеком, заискивать перед ним или пытаться манипулировать им.
Но как же преодолеть страх или трепет перед человеком? Лишь еще более сильным страхом — трепетом перед Небесами!
Теперь, возможно, нас не удивят слова рава Хуна, одного из мудрецов Талмуда, который сказал: «Каждый, кто обладает трепетом перед Небесами, его слова будут услышаны», как сказано (в самом конце книги Экклезиаста): «Конец всему услышанному: перед Всевышним трепещи и Его заповеди соблюдай, ибо в этом весь человек». Эти слова царя Соломона рав Хуна понимает как урок всем нам: тот, кто обретет трепет перед Всевышним, удостоится того, что его слова будут услышаны!
Впрочем, рав Авраам Моше Рабинович, ребе из Сколья, обращает внимание на удивительный факт: в Торе мы не найдем заповеди, то есть обязанности, трепетать перед Всевышним, а лишь просьбу об этом: «А сейчас Израиль, о чем же Всевышний просит тебя? Только трепетать перед Всевышним» (Дварим, 10:12).
«Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами!» — утверждает Талмуд. Всевышний наделил человека свободой выбора, однако эта свобода не абсолютна. Человек не выбирает времени и места своего рождения, своего тела, даже способностей своего разума. Многие материальные факторы предрешены на Небесах и определяют судьбу человека. Однако лишь сам человек определяет свой духовный облик, делает свой моральный выбор между добром и злом, в котором, собственно, и выражается его трепет перед Небесами.
Теперь нам становится ясно, что, поскольку вопросы трепета перед Небесами находятся в сфере свободного выбора человека, Тора и не может обязать его трепетать перед Небесами, а лишь обращается к нему с просьбой об этом.
Впрочем, как человек относится к другим, так относятся и к нему, говорят мудрецы Талмуда (Сота, 9). То есть тот, кто выполняет просьбу Всевышнего, удостоится того, что и его просьбы будут услышаны как людьми на земле, так и Всевышним на Небесах!
В своей книге «Амира Неима» рав Рабинович вспоминает слова своего отца. Почему Всевышний обратился к Моисею с просьбой о том, чтобы евреи взяли золотые и серебряные сосуды перед выходом из Египта? Египтяне изнуряли евреев рабским трудом, топили в Ниле их детей. Почему они должны были давать этим ненавистным еврейским рабам свои драгоценности?..
…Виленский Гаон объяснял, что эта просьба была частью великого замысла Исхода — заманить египтян в воды моря. Фараон хотел перехитрить евреев, сделав их рабами, но ему удалось перехитрить лишь самого себя.
Ничто не толкало египтян преследовать евреев и бросаться за ними в воды моря, кроме их собственной жадности к золоту и серебру. Между тем заработанные рабским трудом драгоценности использовались потом для строительства Храма в Синайской пустыне…
Впрочем, есть и другая, тонкая причина, из-за которой Всевышний не приказал, а попросил евреев попросить золото и серебро у египтян. Выполняя просьбу Всевышнего, евреи заслужили, чтобы и их обращенная к египтянам просьба была услышана!
Тот, кто от любви и трепета к Всевышнему выполняет Его просьбы, удостаивается того, что и его просьбы будут услышаны на Небесах. В «Поучении отцов» говорится, что если ты подчинишь свое желание Его желаниям, то и Он сделает Свое желание твоим желанием.
Более того, Всевышний относится к нам так, как мы относимся к людям. Потому не будет преувеличением сказать, что тот, кто с любовью и уважением относится к людям, стремясь удовлетворить их желания и  просьбы, удостоится того, что и люди будут относиться к нему с любовью и уважением, стремясь удовлетворить его желания и просьбы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 2,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора