Превознося достоинства Эрец Исраэль, Моше говорит: «Ибо страна, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как Египет… где посев, который ты посеял, поил ты с помощью ног твоих, как огород» (11:10).
РАМБАН (Нахманид) поясняет. В отличие от Египта, расположенного на равнине, которую удобно орошать через систему каналов, Эрец Исраэль — страна гор и долин. Она нуждается в дождях, которые не текут по рукотворным каналам, а выпадают с неба. Чтобы получить дождевую влагу, надо молиться. Эрец Исраэль постоянно испытывает жажду, как путник в пустыне. Вода нужна ей круглый год. Поэтому, если евреи нарушают волю Творца, Он не дает дождей, и в стране начинается засуха: земля не принимает посевов, и на ней ничего не растет.
Обо всем этом прямо сказано во второй части «Шма, Исраэль», текст которой взят из сегодняшнего раздела. Эти слова читают дважды в день — во время утренней молитвы «Шахарит» и вечерней «Маарив»: «И вот, если послушаетесь заповедей Моих… то дам Я дождь стране вашей в срок», а если не будете соблюдать законы Творца, то Он «замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не даст урожая, и исчезнете вы быстро из страны» (гл. 11).
Эрец Исраэль — особая страна. Здесь, как нигде в другом месте, ощущается близость к Б-гу. Мы находимся здесь под Его постоянным наблюдением, как дети в родительском доме. И наше благополучие целиком зависит от нашего же поведения. Эта мысль неустанно, раз за разом повторяется в книге «Дварим»: если будем жить по Торе — все будет хорошо, не будем — страшно даже представить, что с нами произойдет.
Короче, наша судьба в наших руках. Если мы будем достойны, Всевышний обеспечит нас всем необходимым, и не только нас, а весь мир, ибо, как пишет далее РАМБАН: «Б-г удовлетворяет вначале нужды Эрец Исраэль, а затем смотрит, в чем нуждаются другие земли».
Прежде чем описать достоинства Страны Израиля, Тора призывает нас: «Исполняйте же все заповеди… чтобы вы укрепились, и пришли, и овладели страной… и чтобы продлились дни ваши на земле, которую поклялся Б-г отцам вашим дать им и потомству их, — страну, текущую молоком и медом» (11:8–9).
Практически все коллективные благословения и обещания Творца тесно связаны с Эрец Исраэль. Его предостережения тоже неизменно завершаются угрозой изгнания из страны. Изгнание — это кульминация всех Б-жественных кар. Ведь Творец обещал, что никогда не уничтожит нас полностью; еврейский народ вечен. Значит, максимум, что Он может сделать с нами в отместку за пренебрежение Его законами, — это лишить нас родины, отправить в изгнание.
Соблюдение заповедей Торы — это не только условие жизни в Эрец Исраэль, но и сама цель. Религиозные евреи из западных стран репатриируются в Израиль не ради материальных благ, не из-за антисемитизма и не в силу национальной убежденности, что все евреи должны жить в своей стране. Просто здесь они могут дать своим детям еврейское воспитание, уберечь их от ассимиляции, а главное, пребывание в Эрец Исраэль дает им возможность выполнять больше заповедей, чем вне ее, и изучать Тору, что, по словам мудрецов, равноценно всем другим заповедям, вместе взятым.
Связь между Эрец Исраэль и Торой очень тесна. И то, и другое называется в Пятикнижии «наследием» — «мораша». Комментируя стих «Положите же эти слова Мои на сердце ваше и на душу вашу» (11:18), РАШИ призывает: «Даже находясь в изгнании, выделяйте себя среди окружающих народов исполнением заповедей — накладывайте тфилин, прибивайте мезузы к дверным косякам своих домов. И когда вы вернетесь на родину, эти мицвот не покажутся вам чем-то новым».
На самом деле все заповеди были даны нам для соблюдения в Эрец Исраэль. Мы выполняем их в изгнании ради «тренировки», чтобы быть в форме к моменту наступления мессианской эры, точно так же, как еврейских мальчиков учат заповедям задолго до их бар-мицвы.
Пламя души твоей…
«Изваяния богов их сожгите огнем… ибо это мерзость для Г-спода Б-га твоего» (7:25).
Наши мудрецы учат, что необузданный гнев сродни идолопоклонству. В чем связь между гневом и поклонением идолам?
Представьте, что вы служите придворным в царском дворце и часто сопровождаете его величество в его торжественных выходах. Однажды во время одного из таких выходов другой придворный наступил вам на ногу, но вместо того чтобы извиниться, он, проходя мимо, показывает вам язык и нагло улыбается.
Ваша реакция: вы накричите на него? устроите скандал? дадите ему сдачи?
Сомневаюсь. Впрочем, если вы не дорожите своей головой, такие действия будут вполне логичны. Однако, скорее всего, вы проглотите обиду, придушите свою попранную гордость и подарите негодяю натянутую лицемерную улыбку.
Когда человек дает волю гневу, он как будто не замечает, что находится в царском дворце. Или даже хуже — не верит ни в Царя, ни в Его чертоги.
Гнев часто сравнивают с огнем. Гнев, подобно огню, «пожирает» гневливого человека. Когда нас охватывает пламя гнева, наше лицо краснеет. Это ярость и обида сжигают нас изнутри.
У каждой вещи и каждого явления в этом материальном мире есть духовная причина. Иногда такая связь между духом и материей становится зримой.
Вот пример. Несколько лет назад в Колорадо произошел грандиозный пожар, самый масштабный за всю историю штата. Сгорели тысячи и тысячи квадратных километров прекрасных лесов. Невольным поджигателем стала 38-летняя работница местного лесничества. Находясь «при исполнении», она достала письмо своего бывшего мужа, с которым развелась накануне. Прочтя письмо, она в гневе подожгла его и бросила на землю, не дождавшись, когда бумага догорит. Твердым шагом, не оглядываясь, она ушла с места преступления, и уже через несколько минут огонь полыхал на огромной площади. Погасить его не представлялось возможным.
Когда мы зажигаем пламя гнева, с ним бывает очень трудно справиться. Если один приступ яростного гнева может сжечь полштата здесь, на земле, трудно представить себе, что происходит в духовных лесных сферах там, наверху, когда в душе еврея вспыхивает гнев.