В наше время важным является вопрос образования. Интересно и полезно познакомить широкую аудиторию с фирменным еврейским механизмом, который уже многие века эффективно работает в нашем народе. Этот механизм называется хеврута.
В обычном образовании есть две «крайности»: или человек учится сам (в частности, по книгам), или находится среди большой группы учеников на лекции, где учитель обращается сразу ко всем слушателям. Хеврута — это как бы промежуточный вариант, когда люди учатся в паре. Мы сейчас разберем подробнее этот подход и увидим множество его интересных аспектов.
Конечно, не только у евреев есть учеба один на один. Подобным форматом обладает репетиторство, когда ученику нанимают персонального учителя, и это обычно резко повышает эффективность учебы. Но это достаточно дорогой способ учебы, и применяют его в экстремальных случаях, когда надо или подтянуть сильно отстающего, или резко поднять уровень для важной ситуации.
Хеврута — более демократическая система учебы, в которой обе стороны приобретают важный опыт. Уточним, что наиболее оптимальной является хеврута при изучении Талмуда, а также глубоких текстов, связанных с Торой и еврейской мудростью. Но не только. Термин «хеврута» связан со словом «хавер», которое в том числе имеет значение «друг», «партнер».
Какие ценности хевруты делают ее столь эффективной?
Хеврута идеально помогает управлять нашим вниманием. Когда человек слушает лекцию в большой аудитории, его внимание иногда может отключиться от процесса слушания. Одна из проблем, в том, что человек как бы «прячется» за группу. Мы знаем, что учитель обращается к группе в целом, и поэтому нам кажется, что если мы отключимся, другие ученики останутся «на связи» и поэтому в группе ученик «скрывается за спиной» остальных. Когда человек учится самостоятельно, то управлять вниманием еще сложнее, так как ученик как бы «договаривается сам с собой» и может выключиться из учебы, если у него нет жесткой мотивации или самодисциплины.
Хеврута решает эту проблему, так как каждый член хевруты (пары) является единственным собеседником, и поэтому мы не можем ни «спрятаться» в толпе, ни «договориться» с самим собой. За счет этого хеврута имеет гораздо более мощный механизм эффективного управления вниманием.
Различаются три виды хевруты. Когда вы заметно слабее партнера, заметно сильнее партнера и когда вы с ним на примерно одном уровне.
Когда вы слабее партнера, это напоминает обычную учебу, когда вы задаете партнеру разные вопросы и комфортно набираетесь от него знаний.
Когда вы сильнее партнера, у вас появляется интересная польза от процесса. Казалось бы, вы просто рассказываете партнеру то, что знаете. Но на самом деле в еврейских знаниях есть много глубинных смыслов. И когда мы кому-то объясняем материал, этот процесс может раскрыть нам самим новые глубины и уровни понимания. Как говорится в известной шутке, «пока объяснял — сам понял». Хеврута с более слабым партнером дает нам возможность развить глубину и разнообразие своего постижения.
Есть еще один фактор. Нам иногда легко «договориться с самим собой» и «согласиться», что мы что-то поняли, хотя вопрос был нами не прояснен до конца. Когда же идет процесс хеврутной учебы, и нам задают вопрос «со стороны», мы можем обнаружить, что на самом деле поняли не до конца и начинаем прояснять вопрос и для себя.
Особенно интересным является процесс хевруты учеников одного уровня. В еврейских текстах (и в реальной жизни) многие ситуации имеют несколько аспектов, и может быть несколько мнений. В хевруте можно организовать спор, в котором каждый будет отстаивать один из подходов. Доказывая партнеру свою точку зрения, мы укрепляем свое понимание, отстаивая его в дискуссии. Для лучшего понимания материала важно, чтобы в хеврутном споре с вами не соглашались, но возражали, квалифицированно и цивилизованно.
В современном мире хевруты могут учиться и дистанционно, по телефону или «Скайпу».
Интересно, что внутри хевруты участники могут быть очень яростными оппонентами, но зато в жизни — самыми большими друзьями. Мы ценим друзей не только за общность подходов, но и за различия, которые позволяют нам «в споре рождать истину» и развивать себя и друга.