Исраэль Горелик. Еврейская традиция определяет праздник Шавуот как день рождения и, спустя 70 лет, смерти Царя Давида. В последние годы получили своё развитие археологические раскопки в районе Нижнего Города, так называемого Града Давидова. Раскопки ведутся сразу в нескольких точках и весьма интенсивно. Большинство находок относится к периоду 2-ого Храма. И всё же эта часть города известна в последнее время как относящаяся, в первую очередь, к периоду Давида. Посетителю здесь покажут дом Давида, где уже более 5-ти лет проводит раскопки известный израильский археолог Аелет (Эйлат) Мазар, проводят по туннелю царя Хизкии, познакомят и с так называемыми гробницами Дома Давидова.
На последнем хочется остановиться особо. Обнаружил эти гробницы в конце 19 столетия известный иерусалимский архитектор Конрад Шик. Он начал с предположения, будто линия туннеля Хизкии огибает некую древнюю каменоломню не спроста, а, видимо, по причине ритуальной чистоты. Если так, тогда это уже не некая каменоломня, а могильный комплекс.Тогда чьи же это могилы? Видимо, Дома Давидова, решил Конрад Шик. С тех пор это понятие постепенно вошло в обиход и стало популярным.
Однко есть проблема с так называемыми гробницами Дома Давидова — сколько ни копали на месте, не удалось отыскать хотя бы обломка какого-нибудь саркофага или погребальной урны. Хуже того, на глаза археологам не попалась хотя бы одна косточка. Таким образом, возникает вполне резонный вопрос — как же так? В последнее время принято считать это место римской каменоломней. Тогда где же располагается могила одного из величайших еврейских царей? Мыслимо ли допустить, что традиция не сохранила место погребения столь известного царя?
Оказывается, традиция есть! Совсем неподалёку от нижнего города, на Сионской горе и располагается оная могила. Но почему же ею пренебрегают специалисты? Главная причина — сколько ни пытались, вход в могилу обнаружить не удалось. Над традиционной могилой располагается некий комплекс, который на самом деле является ничем иным, как древней синагогой. Археологи относят это строение к поздней римской эпохе. Но у них нет чёткого ответа на следующий вопрос: ведь в позднее римское время евреям было запрещено проживание в Иерусалиме. Откуда же здесь синагога?
Мало кто слышал про итальянского исследователя Пьеротти, который в конце 19 столетия подкупил местного мухтара и сумел проникнуть в само захоронение, правда, только на верхний этаж. Увиденное потрясло воображение Пьеротти. Он оставил нам подробное описание вырубленного в скале огромного помещения правильной формы с обломками колонн и обильной резьбой по камню. Пока Пьеротти изучал пещеру, в близлежащей деревне начались беспорядки, вызванные его посещением. Пещеру пришлось замуровать.
В наше время археологи смогли спуститься этажом ниже посещаемого помещения. Были обнаружены мозаики на полу, идентичные мозаикам Иродианского квартала Старого Города. Но тогда это уже время Ирода!
Оказывается, объяснение этому можно найти у Флавия.Так, в «Иудейских Древностях» (16,7-1) он рассказывает,что однажды Ирод решил проникнуть в могилу Давида. Он обнаружил там большое количество золотых украшений и разных драгоценностей. Всё это он присвоил себе. Однако когда он попытался проникнуть глубже, непосредственно к могилам Давида и Шломо, внезапно пали бездыханными двое из его телохранителей. В полном ужасе Ирод покинул гробницу и распорядился воздвигнуть над ней памятник из белого камня.
Если так, то здание над могилой является ничем иным, как остатком иродианского строения! Только так и можно объяснить, кем воздвигнуто это здание. Таким образом получает своё логическое объяснение традиция этого места.
Но тогда возникает следующий, не менее важный вопрос: если традиционная могила Давида — подлинная, то где же располагается так называемый город Давида? Ведь Книга Царей (1,2-10) говорит, что Давида погребли в городе Давида. На этот вопрос большинство исследователей отвечают: он, конечно же, в Офеле — южном отроге подножия Храмовой горы.
Один из видных исследователей Иерусалима древнейшей поры, Гавриель Баркаи отмечает, что почти всегда, когда, минуя крепостные ворота Иерусалима, ты устремляешься к Храмовой горе, подмечаешь странную вещь -ты отнюдь не поднимаешься, а, напрортив, спускаешься к Храму — полный противовес принятому в ту пору практически у всех народов — храм строят на самом высоком месте округи. Посему, говорит Баркаи, логически Офель — это и есть град Давидов, потому что только с юга ты к Храму поднимаешься, а не спускаешься, что совершенно не принято у народов этой эпохи.
Не принято у народов этой эпохи, кроме еврейского. Мидраш задаёт интересный вопрос: почему Всевышний предпочёл даровать Тору евреям на горе Синай — отнюдь не самой высокой горе округи? Чтобы научить их скромности. Если сам Всевышний даёт вам свою Тору на относительно невысокой горе, тогда вы не сможете хвастать такой горой. Похожая ситуация и с Храмом. Это не то место, которое выбрали люди — его выбрал сам Он. Поэтому Ему не нужна самая высокая гора. Кстати, рядом со Святая Святых, к северо-западу от него, есть холм Эйтам, который на порядок выше.Так что, даже поднимаясь к Храму с юга, подмечаешь, что рядом есть более высокое место, что противоречит теории Габи Баркаи, который тоже прежде был максималистом и присоединял к городу Давида ещё и западный холм с горой Сион. Одна из проблем, на которую указывают так называемые минималисты, — при раскопках на западном холме не была обнаружена керамика периода Давида, в отличие от южного холма.
Тут надо сделать одно замечание. Археология не относится к числу точных наук. Даже ортодоксальные исследователи способны при спорах передвигать датировку керамики на десятки, а то и сотни лет. Посему этот довод никак не может быть принят.
Имеется и ещё одна трудность определения града Давидова на южном отроге подножия Храмовой горы. Исследователи уже много лет ищут оконечности западной стены. По их теории она должна проходить вдоль южной части улицы Гай (Долина). Везде, где только можно, там уже копали. Результатов — ноль. Правда, Кеньон — одна из исследовательниц первой половины 20 столетия -отмечает, что обнаружила остатки неких ворот на линии улицы Гай, правда, чуть севернее. В конце концов, начали копать и там. Это оказались руины царского дворца конца эпохи 2-ого Храма. Предполагается, что это дворец царицы Елены. Флавий упоминает,что она поставила себе дворец в Нижнем Городе. Выходит, нет никакой связи с эпохой Давида.
Тут уже придётся коснуться участка, где копает Аелет (Эйлат) Мазар. К чести исследовательницы надо отметить, что она выпускает отчёты о своих раскопках весьма своевременно. Тут и так называемая широкая стена — несомненно, некоего царского дома, тут и соответствующие находки, и, главное — слой керамики. Датировка всего — 10 в. до н.э. Получается — ни много ни мало, дом Давида! Однако для столь смелого заявления, оказывается, датировки одной керамики недостаточно. Нужна ещё и некая соответствующая надпись. И таких оказалось более 50! Со стороны раскопа территории G найдено ещё археологом Шило множество булл — сургучных печатей для документов с именем сановника, присутствовавшего при составлении документа, и с именем его отца. Некоторые из булл удалось идентифицировать с именами, упоминаемыми в Танахе. Однако всё,что опознали — на 400 с лишним лет позже Давида — время его потомка Йеоякима, одного из царей Иудеи самого конца эпохи 1-ого Храма. Это поставило в неудобную ситуацию Аелет (Эйлат) Мазар. Так, она отмечает, что буллы обнаружены в неправильном стратиграфическом слое! Владельцы булл не догадались поинтересоваться у исследовательницы, где можно их потерять! И это отнюдь не единственный казус подобного рода. Как уже отмечалось выше, есть и серьёзная проблема датировки керамического слоя.
Но это уже тема для другой статьи.
Для иллюстрации использована картина автора, Исраэля Горелика