Я никогда не скрывал своей национальности

Исполнилось 55 лет теле- радиоведущему русско-язычных СМИ Америки Топаллеру Виктору Александровичу. Поздравляем хорошо известного нам журналиста по »Дэвидзон – Радио”, каналу RTVI, газете “Наша Канада“ и т.д., искренне желаем ему здоровья и дальнейших творческих успехов! В популярной авторской программе  «В Нью-Йорке с Виктором Топаллером»  за несколько лет побывали больше пяти сотен музыкантов, писателей, актеров, режиссеров и политиков. В разные годы гостями передачи были: Эхуд Ольмерт, Алиса Фрейндлих, Владимир Буковский, Олег Янковский, Владимир Войнович, Михаил Козаков, Анатолий Кашпировский, Елена Боннэр, Владимир Синельников, Владимир Познер, Игорь Губерман, Эльдар Рязанов, Борис Акунин, Зураб Церетели, Римма Казакова, Юрий Башмет, Михаил Жванецкий, Валерия Новодворская, Анна Нетребко, Владимир Гусинский  и десятки других деятелей культуры, науки и политики. На RTVi так же еженедельно выходит «Американский ликбез» — получасовая авторская программа Виктора Топаллера, задуманная как цикл передач о различных сторонах культурной, политической, экономической, научной жизни США. Ранее на этом же канале выходили в эфир программы Топаллера «Точка зрения» и «Перекресток». Многим знакомы его интересные статьи на интернет-сайте <Мы здесь>.

      Пользуясь случаем предлагаю читателям некоторые высказывания В.Топаллера об Израиле, США и еврействе, имеющиеся в моём Блоге. Начну с анкеты, заполненной им на своём  сайте. Скажу от себя. Мне нравится всё, что делает Топаллер. Манера ведения бесед, яркость и необычность изложения мысли автором лишний раз свидетельствуют о его многогранном таланте  и большом личном человеческом обаянии. Ещё раз – п о з д р а в л я е м !

1. Год рождения  — 1958 
2. Образование — высшее (ГИТИС — 1981)
 
3. Профессия — режиссер
 
4. Последняя работа в СССР — спектакль «Птичий рынок». В главной роли — Лия Ахеджакова
 
5. Работа в Израиле — журналист, режиссер, ведущий двух телепрограмм
 
6. Призвание — писать (с ударением на втором слоге), ставить (имеются в виду спектакли), вести (передачи на ТВ)
 
7. Отношение к женщинам — трепетно-нежно-восторженное
 
8. Образ жизни — активно-аморальный
 
9. Характер — неприятно-язвительный
 
10. Главная положительная черта — нахальство
 
11. Главная отрицательная черта — невоздержанность на язык
 
12. Что люблю в людях — порядочность
 
13. Что ненавижу в людях — дилетантизм
 
14. Любимый поэт, писатель, художник  — Ого! Их много… Ну хотя бы два варианта — Вийон, Булгаков, Ван-Гог. Цветаева, Гашек, Эль Греко.
 
15. Любимый кинофильм — «Весь этот джаз» Боба Фосса.
 
16. Любимая форма отдыха — преферанс. Вообще азартные игры.
 
17. Любимая песня — В. Высоцкого «Еще не вечер», «Чужая колея», «Охота на волков»
 
18. Любимое блюдо — креветки, картошка с селедкой, любая рыба
 
19. Нелюбимое блюдо — студень, голубцы, баклажаны, много чего…
 
20. Самая вредная привычка — чуть-что- скандалить
 
21. Самая полезная привычка — не позволять себе халтурить (ответы на вопросы 20 и 21 можно запросто поменять местами)
 
22. Любимый афоризм, пословица, поговорка  — «Ирония призвана восстановить то, что разрушил пафос» (Станислав Ежи Лец)
 

*****

Я считаю себя израильтянином, считаю Израиль своей страной, меня происходящее в Израиле волнует не меньше, а даже больше, чем происходящее в Америке…Я чрезвычайно болезненно воспринимаю тот абсолютно паскудный беспредел, который творится в мире вокруг этой страны (Израиля – А.З.). Я считаю, что во многом Израиль – как лакмусовая бумажка, отношение к которому сегодня демонстрирует те абсолютно мерзопакостные и подлые процессы, происходящие на Земле. В общем-то, евреи всегда были лакмусовой бумажкой. К сожалению, она сегодня показывает, что в нашем общем “датском королевстве” все чрезвычайно неблагополучно…В понимании определенной части евреев, к которым я отношусь достаточно сложно, я по вашей терминологии – плохой еврей. По той простой причине, что я не считаю, что еврейская исключительность является чем-то правильным и чем-то важным. Я – человек нерелигиозный и не соблюдающий традиции, и я – человек, относящийся с чрезвычайной опаской к ультраортодоксальным евреям. В Израиле я неоднократно убеждался в том, что у бывших работников райкомов и обкомов партии и всяких комитетов комсомолов, фигурально выражаясь, пейсы отрастали прямо в самолете. Вот когда они входили в самолет, они еще были авторами книжки “Осторожно, сионизм!”, не успевали они долететь до Тель-Авива, как становились самыми еврейскими евреями, начинали выискивать, кто недостаточно еврей, и рассказывать, что можно есть, что нельзя, можно ли в субботу ездить на автобусе или нельзя и т.д., и т.д. Слишком многие сделали из святой веры, и для меня в том числе святой, лицемерную кормушку, из которой беззастенчиво жрут, объясняя окружающим, какие те плохие и “недостаточные” евреи. Вот применительно к ним и применительно к их отношению к жизни, а я считаю, что они дискредитируют веру, я считаю, что я – еврей плохой. Как москвич, не могу сказать, что я не был близок к традициям, я вырос в абсолютно еврейской семье, но идиш у нас знала только одна бабушка, ни мама, ни папа на идиш не говорили, это была типичная семья технической московской еврейской интеллигенции, которая еврейской была, наверное, во многом и только по духу и ощущениям, чем по близости к традициям.

*****

Не так давно, всего пару лет назад, Генеральная Ассамблея официально объявила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днем памяти жертв Холокоста. В этом году его отметили во многих странах… Тот, кто хоть один раз побывал в Иерусалиме в музее «Яд ва-Шем», уже никогда не забудет почти мистическое ощущения ужаса, когда разум отказывается воспринимать Катастрофу как реальность. Тот, кто хоть один раз замирал со всей страной под звук Сирены Памяти, навсегда сохранит удивительное ощущение единства с остановившимися прохожими, с водителями, стоящими у своих машин и нажимающими на сигнал, с мальчиками и девочками в военной форме…О Катастрофе не надо говорить – о ней надо молчать. Молчать и помнить. Помнить об Освенциме, Бабьем Яре, Треблинке, Варшавском гетто, сотнях других жутких мест, в которых в середине двадцатого столетия творился ужас, которого не знало средневековье… Мечта об уничтожении евреев живет не только в исламском мире. В Европе – месте действия Холокоста, юдофобство сегодня в почете. Оскверняются кладбища, летят бутылки в синагоги, государственные мужи не стесняются своих явно антисемитских высказываний, небрежно маскируя их под антиизраильские. Лидеры мировых держав весьма спокойно отнеслись к гитлеровским речам Ахмадинежада, не разорвали дипломатических отношений, не отправили Тегеран в изоляцию, не приняли сообща решение об уничтожении режима бесноватых. Они так ничему и не научились, так и не поняли, что колокола Катастрофы звонят по всем, а не только по евреям. Если бы у нашего мира не сместились нравственные ориентиры, то в минуты, когда в Израиле звучит Сирена Памяти, останавливались бы на мгновение французы и итальянцы, немцы и англичане, литовцы и чехи. И дело даже не в ответственности или сострадании величайшей Катастрофе, а в том, что Холокост – это победа Мрака над Светом, которая должна быть одинаково страшна и евреям, и неевреям. И каждый словоблуд, разлагольствующий об «агрессивности» Израиля, каждый негодяй, поставляющий оружие новым эсэсовцам, каждый юродивый, пытающийся остановить израильский бульдозер, который сносит дом бандита и убийцы, – пособник сил Мрака. Катастрофа продолжается. Она продолжается в отупевших мозгах обывателей, в потере совести, в дичайшей наивности, глупости, равнодушии, трусости. Не надо думать, что Иерусалим где-то очень далеко. Он не далеко. Он в двух шагах. И набережная Тель-Авива с ее барами и дискотеками – в двух шагах. И Дахау в двух шагах. И до Анны Франк рукой подать. Давайте помолчим и подумаем. О тех, кто сгорел в печах, и о себе Мы ведь их плоть от плоти. Кровь от крови. И от запаха гари этих печей нам никуда и никогда не деться ( Статья на сайте newswe.com ” Дахау – в двух шагах от тебя ”, 27 января 2007 года – А.З.) .

*****

Обычно все разговоры про антисемитизм приводят меня в состояние крайнего раздражения. Безусловно, в определённых странах в определённые периды это страшное явление существовало и существует. Только формы разные. Изгоняли евреев из Испании, уничтожали в Германии, катились погромы по Украине и Белоруссии, только смерть ”вождя и учителя” предотвратила депортацию евреев в Сибирь…Однако если нелюбовь к евреям не приводит к массовым убийствам и гонениям, а ограничивается недобрым, предвзятым отношением, то все ахи и охи по поводу антисемитизма выглядят по меньшей мере нелепо. Ах, как нас не любят! Ах, как нас зажимают! Ах, как нас не принимают на работу! Особенно забавно это звучало в устах русских евреев, которые, несмотря на реально существующее юдофобство, заняли в СССР ведущие позиции в науке, медицине, литературе, искусстве. Да, люди дибивались своего положения не ”благодаря”, а ”вопреки”. Ну и замечательно! Приходилось больше, чем другим, вкалывать, доказывать. Кто скажет, что это не пошло нам на пользу? Ещё как пошло-то! Успехи выходцев из России в Израиле в первую очередь объясняется этой закалкой, выживаемостью, умением доказать… Мы прекрасно научились списывать собственную бездарность и лень на происки врагов еврейского народа. Очень удобно и заманчиво переложить ответственность с себя на кого-то другого. Особенно если этот ”кто-то” реально существует, да к тому же действительно является законченной сволочью… Поэтому я всегда крайне настороженно отношусь к жалобам на антисемитизм. Порой становится просто безумно стыдно, когда слышишь вой очередного обиженного ничтожества, что его ”обошли” или ”обделили” из-за принадлежности к еврейской национальности. Хотя он сам, по меткому определению классика, является ”позором нации” и вполне соответствует эпиграмме Гафта на Высоковского: ”Когда пути таким, как ты, открыты, растут ряды антисемитив”. Я бы не стал распространяться на эту тему, если бы поездка в Москву не заставила меня задуматься о парадоксальности сегодняшней ситуации. Ленивая, вялотекущая неприязнь к евреям в бывшем СССР трансформировалась непостижимым образом. Самое неприятное заключается в том, что никто не в состоянии дать обьективную оценку. Если раньше все нормальные люди сходились на том, что юдофобство – удел люмпенов и номенклатурщиков и существует исключительно на бытовом уровне, не угрожая катаклизмами, то сегодня мнения людей (людей, а не шариковых) диаметрально противоположны. Одни уверяют, что антисемитизм в России практически издох. И приводят следующие доводы. Первое. Народу не до евреев. Выжить бы в новой реальности. Второе. Работодатель сегодня заинтересован в профессиональном уровне сотрудника, а на в его национальности. Третье. Каждый желающий покинуть страну не должен сидеть годы ”в отказе”, а абсолютно свободен в выборе места для жизни. Четвёртое. Открываются синагоги, горят в московском небе ханукальные свечи, продаётся маца, большие начальники говорят ”хорошие слова” о евреях. Пятое. Плодятся различные еврейские организации, курсы иврита, связи Израиля и России множатся и крепнут. Шестое. Популярные артисты еврейской национальности любимы народом, как и прежде. Седьмое. В коммерческих и властных структурах такое количество евреев, оказывающих серъёзнейшее влияние на жизнь страны, что об антисемитизме не может быть и речи. Да и вообще родилась шутка: ”Меняю лицо кавказской национальности на жидовскую морду”. Это, как вы понимаете, означает, что сегодня быть армянином или грузином в России намного хуже, чем евреем. Когда такое было? Но есть и другая точка зрения. Гораздо менее приятная. И высказывают её тоже весьма интеллигентные и умные люди. В двух словах она сводится к следующему: в самое ближайшее время Россию ждёт жуткий всплеск антисемитизма. Замордованный, потерявший все ориентиры, уже никому не верящий народ неизбежно найдёт для себя виновника всех своих бед и страданий. Находящиеся у власти и у денег ”обладатели пятого пункта” способствуют тому, чтобы не было никаких сомнений, кто именно ”разворовал страну” и довёл их ”до ручки”. Фашиствующей молодёжи становится всё больше. Российская глубинка голосует за коммунистов, на прилавках лежат откровенно антисемитские издания. Начинает срабатывать тот самый механизм: ”До чего же нас довели сионисты-суки”! Как будто бы нарочно не находится на роль нового премьер-министра России человека, в жилах которого не течёт еврейская кровь, и вся страна с упоением обсуждает этот факт и смачно произносит фамилию его отца…Еврейские бизнесмены и банкиры вызывают ненависть не только потому, что им ”хорошо”, когда друим ”плохо”, но и потому, что некоторые из них имеют наряду с российским и израильское гражданство. Неумолимо приближается тот час, когда в России полыхнёт, и первые, кого опалит огнём, будут евреи. Причём не те, кто сегодня ворочает миллионами и определяет политику, а тётя Роза, которая живёт на нищенскую пенсию и отказывает себе в самом необходимом. (Из книги ”Полный шалом”, Нью-Йорк 2003 – А.З.)

*****

По-моему, я знал об этом с младых ногтей ( о том, что он еврей – А.З.), хотя семья наша была абсолютно ассимилирована – типичная московская еврейская интеллигенция, в которой еврейство было достаточно важным моментом, но не определяющим. Никто не ходил в синагогу, не соблюдал традиций. Только одна бабушка знала идиш. Страданий по поводу моей фамилии мне никто не причинял, я был молодой и горячий, по роже съездить мог моментально, и со мной предпочитали не связываться. У меня была такая серьезная компания – это уже в театральной школе, где я учился 9-й и 10-й классы – Дудник, Топаллер, Гринберг, Гороховский – мы себя там серьезно заявили. Я никогда не скрывал своей национальности и с 8-го класса ходил в рубашке нараспашку, чтоб был виден магендавид. У меня была знакомая девушка, которая подарила мне его, – назывался он, я уже не помню, почему, солдатский, вот я его и носил с тех пор, не снимая. Мама говорила, что я слишком этим козыряю. Для меня еврейская тема была важнее, чем для моих родителей. Мама была чистокровной еврейкой, а подруги про нее говорили, что она по национальности – москвичка. Еврейское начало было очень важно для меня. Так складывалось благодаря атмосфере, в которой я рос. Это и родители, и их друзья, это и книги, которые я читал, и музеи, по которым я ходил. Это и Галич, с детства: “А потом из прошлого бездонного выплывет озябший голосок – это мне Арина Родионовна скажет: Нит гедайге, спи, сынок”. С детства я знал, что Модильяни – это не просто художник, а еврей, Левитан – не просто художник, а еврей, Гейне, Пастернак, Мандельштам – не просто поэты, а евреи… К сожалению, в молодости не догадался побольше узнать про свои корни. Мой прапрадед с отцовской стороны был николаевским солдатом, кантонистом, отслужил 25 лет. По окончании службы получил право жить вне черты оседлости – в Туле. Потом семья перебралась в Москву. По линии мамы – прапрадед был цадик, раввин. Кстати, я не соблюдаю традиции, ем некошерную пищу. Что такое еврей – национальность, самосознание? Извечный вопрос. Знаю только, что я – еврей и рад этому обстоятельству. Именно рад, а не горжусь. Потому что гордиться тем, что дано тебе по рождению и в чем нет твоей заслуги – глупо. К сожалению, среди моего народа есть много тех, кто не понимает, что Богом избранность – не в том, что евреи лучше других народов, а в том, что на них лежит больше ответственности… Папа всю жизнь интересовался нашей историей. Приехав в Израиль после смерти мамы, он прожил там еще одну жизнь. Читал лекции по истории еврейства, водил потрясающие экскурсии по Иерусалиму, по окрестностям Кинерета, по Голанам. В Израиле он написал книжку “Загадки библейской истории”, которая пережила уже два издания, а вышла, к сожалению, практически накануне его смерти. (Из интервью на сайте newswe.com. Июль 2007 года – А.З.)

                     Источник:  www.zelikm.com   << Евреи глазами именитых друзей и недругов>>

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора

1 thought on “Я никогда не скрывал своей национальности

  1. Как вы достали со своей исключительностью, как негры в гарлеме.

Comments are closed.