Народ Египта решил, что ему нужен другой президент. То ли с перламутровыми пуговицами, то ли такой, чтоб был более светский — это пока неясно. Ясно то, что тему в Египте «просекли» еще во время прошлой революции, так что бодро двинулись на площадь Тахрир, уже, можно сказать, протоптанными тропами.
Сместить неугодного народу президента удалось, уточню — при поддержке армии. И здесь хочется отметить очень важное обстоятельство: да, Мурси исламист, да, он принадлежит к религиозной партии, и под его руководством Египет стал исламизироваться. Но… он был законно избранным, в результате демократических выборов, президентом, и ни он, ни его партия, в общем, совершенно не скрывали своей политической ориентации и предпочтений.
Что не мешает сейчас сторонникам и противникам Мурси активно выходить на улицы — врукопашную и стрелять друг в друга при случае. И вот это обстоятельство приводит нас к еще одному важному, хотя и не очевидному выводу: арабо-израильский конфликт является штукой совершенно надуманной и даже искусственной. Существует он в таком объеме на страницах СМИ и, как следствие, в общественном сознании только потому, что «это кому-нибудь нужно». Конкретнее же это нужно вообще-то арабским лидерам, потому что отвлеченные внешним врагом граждане не будут обращать внимания на более актуальные для них местные сложности. А что происходит, когда граждане таки начинают обращать внимание, мы можем посмотреть на примере Сирии, где продолжает бушевать гражданская война.
Но вернемся в Египет. Фактически от падения в пучину гражданской войны страну пока что удерживает армия. Ключевые слова здесь «пока что». Пока что армия справляется, и пока что ей удается, в частности, не дать Синайскому полуострову превратиться в одну большую базу террористических группировок. Точно так же пока что ей удается более или менее противостоять попыткам, например, ХАМАСа и других базирующихся в Газе исламистских террористических организаций, прибыть в Египет через Синай, чтобы оказать конкретную боевую поддержку «Мусульманским братьям». Но это пока. И здесь, что интересно, у египетской армии есть естественный союзник — Израиль, кровный интерес которого тоже в том, чтобы Синай не превратился в огромное единое гнездо террористов.
Интересно, что США, которые совсем недавно выражали активную поддержку как Мурси, так и «Мусульманским братьям», сейчас устами того же президента, Барака Обамы, заявляют, что не поддерживают ни одну из сторон египетского конфликта. Видимо, в Белом доме поняли, что, начиная с 2009 года, администрация проводит абсолютно идиотскую политику, поддерживая исламистов. Помните, представителям какого движения достались места в первых рядах во время памятной речи президента США в Каире 5 июня 2009 года? Да, именно «Братьям». За четыре года подобной политики Белый дом превратил одну из крупнейших стран Ближнего Востока и своего какого-никакого союзника в черную дыру и «экспортера нестабильности» в регионе. Ну и теперь умывает руки.
И самое время: на примере Египта мы наблюдаем немаленькую страну (80 миллионов человек), где в данный момент нет никакой конструктивной силы. Не считая армии. Оппозиционеры Египта уже отлично поняли, чего они не хотят в своей стране: исламизации, шариатской конституции и прочих признаков радикализации. Проблема в том, что за этим нужно сделать следующий шаг и определить, каким же они хотят видеть будущее Египта. И именно на этот вопрос египетская оппозиция пока что не в состоянии ответить.