Комментируя отказ России экстрадировать в США Эдварда Сноудена, государственный секретарь Джон Керри признал 25 июня, что у Москвы и Вашингтона нет договора о выдаче, но заметил: «Мы не ищем конфронтации. Мы никому ничего не приказываем. Мы просто просим последовать вполне нормальной процедуре перевода лиц точно так же, как поступили мы, без лишнего шума, озлобленности и препирательств переведя в Россию за последние два года 7 человек, поскольку сочли ее запросы обоснованными».
Керри был прав, хотя его референты немного ошиблись в датах: американские власти, которые не пользуются в данном случае термином «экстрадировать», а говорят «перевести» или «выдворить из США», отправили в Россию по ее запросу по крайней мере 7 человек не за последние два года, а за пять.
Все они были переведены на родину, несмотря на отсутствие двухстороннего договора о выдаче. Очевидно, это имел в виду госсекретарь США, выражая надежду на взаимность.
Когда корреспонденты обратились в Министерство внутренней безопасности (МВБ) США за списком этих лиц, первоначально им назвали лишь родившегося в Казахстане Михаила Булатова, который ожидает выдачи в тюрьме в Нью-Джерси и, как сообщают, будет депортирован в Россию в сентябре этого года.
Его подозревают в заказе четырех убийств, совершенных в ноябре 1998 года в Усть-Каменогорске.
Впоследствии МВБ предоставило корреспонденту газеты Pittsburgh Tribine-Review Лу Килзеру список 7 лиц, «переданных» России по ее просьбе в последние годы.
Список не включает сотни россиян, отправленных в этот период на родину не по запросу правительства РФ, а за нарушения американского иммиграционного законодательства. По данным МВБ, с 2007 по 2012 год на родину были депортированы в общей сложности более 1 700 россиян, причем более чем в 500 случаях речь шла об уголовных преступниках.
Список лиц, которых, очевидно, имел в виду Керри, включает:
34-летнего Станислава Сатаринова, отправленного в Россию 27 марта с.г.;
Евгения Нагорского, возраст не указан (5 октября 2012 года);
34-летнего Станислава Цховребова (29 марта 2012 года);
56-летнюю Наталью Бояринцеву (9 ноября 2011 г.);
44-летнего Бориса Рогатовского (28 ноября 2009 г.);
44-летнего Давида Степанянца (17 октября 2009 г.);
41-летнего Александра Савгиру (или Савгира), депортированного 13 августа 2008 г.
Сатаринов был приговорен в США за сговор с целью торговли кокаином. В России ему предъявлены аналогичные обвинения.
Нагорский приехал в США в феврале 1996 года. В июне 1999 года суд распорядился депортировать его на родину. На протяжении 10 лет Нагорский успешно избегал высылки и завел в Бруклине жену и дочь. Наконец, в октябре 2009 года его арестовали.
Сидя в тюрьме в Нью-Джерси, он возбудил в тамошнем федеральном суде иск против целой группы чиновников во главе с министром внутренней безопасности США Джанет Наполитано, требуя освободить его под залог. Ему отказали.
В России Нагорского обвиняют в хищении и мошенничестве.
Цховребову предъявлены обвинения в мошенничестве и растрате.
Бояринцева, по заявлению российских властей, «в период с июля 2003 по февраль 2004 года, введя в заблуждение гражданина о намерении продать ему часть домовладения и прилегающего к нему земельного участка, получила от данного лица около 400 тыс. рублей. С похищенными деньгами Бояринцева скрылась».
«В июле 2008 года Генеральная прокуратура Российской Федерации направила в Министерство юстиции США запрос о выдаче Бояринцевой в Россию для привлечения к уголовной ответственности».
Между тем Прикубанский районный суд г. Краснодара признал ее виновной в мошенничестве и заочно приговорил к трем годам лишения свободы.
Как говорилось на сайте Генпрокуратуры РФ, «поскольку между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки отсутствует договор о выдаче, экстрадиция в Россию указанного лица не была разрешена. Вместе с тем, в результате проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации работы, компетентные органы США приняли решение о депортации Бояринцевой в Россию».
Рогатовский, говорится на сайте Lenta.ru, «объявленный в международный розыск в 2007 году, в 2000–2005 годах был руководителем организованной преступной группировки, которая функционировала на территории Нижегородской области. За это время группа украла 29 иномарок».
Степанянц, объявленный в международный розыск в сентябре 2002 года, «в 2000 года на территории Астраханской области совместно с другими лицами совершил разбойное нападение на гражданина в целях хищения чужого имущества…»
Наконец, как писала газета «Время и деньги», по версии следствия, Савгир, «являясь директором ООО «Галант», путем составления фиктивных документов заключил с республиканской продовольственной корпорацией Татарстана ряд договоров на поставку сахарного песка. Получив в качестве предоплаты 10 млрд неноминированных рублей, он перечислил их в различные коммерческие предприятия Казани. Полученную продукцию Савгир реализовал в нарушение условий договора за наличный счет. После этого Савгир скрылся…»
В свете вышесказанного Керри, очевидно, решил, что США могут теперь рассчитывать на ответный жест.
Как пишет вашингтонский корреспондент ИТАР-ТАСС Андрей Шитов, «Белый дом настаивает на выдаче Эдварда Сноудена из России, ссылаясь при этом на принятые в дипломатическом обиходе правила взаимности. Россияне, судя по их реакции, реальных поводов для таких ссылок не видят».
По словам Шитова, московские эксперты поясняют, что «выдворить иностранца из РФ можно только по решению суда, за нарушение миграционного законодательства. Но Сноуден его не нарушал, так как формально не пересекал границу России».
Как замечают на это СМИ США, согласно международному праву, транзитная зона Шереметьева однозначно является частью российской территории.
Кому интересно, по-английски Шитов пишет свою фамилию как «Ситов».