Смог бы вписаться Владимир Евгеньевич Жаботинский в современную израильскую политику? Похоже, с трудом…
Сегодня исполняется 73 года со дня кончины Зеэва (Владимира) Жаботинского (по еврейскому календарю; по гражданскому он умер 4 августа 1940 года).
В связи с этим вспоминается, что три года назад семидесятилетие его ухода в мир иной было отмечено на кладбище на горе Герцля в Иерусалиме в присутствии премьер-министра Биньямина Нетаниягу и президента Шимона Переса. Событие важное – и в связи с годовщиной, и потому, что в нем приняли участие столь важные персоны. Но в израильских СМИ не было ни одного (!) упоминания об этом. Это удивительная оплошность, с учётом того, что Жаботинский был не только провозвестником государства Израиль, но также и выдающимся теоретиком и лидером сионизма.
Жаботинский родился и вырос в космополитичной Одессе, в то время бурлившей от еврейской интеллектуальной и культурной жизни. Втянувшись в журналистику, он стал опытным фельетонистом. Его путь стал ясен в 1903 году, когда страх перед погромами, захлестнувшими Россию, добрался и до его города, и он вступил в группу еврейской самообороны. В том же году он принял участие в Шестом Сионистском конгрессе в Базеле, который отверг просьбу Теодора Герцля рассмотреть возможность предоставления убежища и создания еврейской автономии в Восточной Африке.
Во время Второй мировой войны, когда сионистский истеблишмент осмотрительно придерживался нейтралитета, Жаботинский стал движущей силой в формировании Еврейского легиона, чтобы сражаться бок о бок с союзниками. В начале 1920-х годов, когда британские мандатные власти в Палестине регулярно капитулировали перед арабским нажимом, он организовал оборонительные силы против арабского разгула, — активные действия, за которые он сначала был британцами заключён в тюрьму, а позднее амнистирован и депортирован.
Жаботинский был непреклонен в своей настойчивости на пути к созданию еврейского государства, каким его видел с самого начала Герцль. Прорыв сквозь приспособленческую позицию тогдашнего еврейского истеблишмента по отношению к Британии был неизбежным. В 1925 году он основал ревизионистскую Сионистскую организацию, и 10 лет спустя вывел её из Конгресса. В день поста Тиша б’Ав 1938 года он произнёс в Варшаве пронзительную пророческую речь, умоляя евреев Польши «рассмотреть под собой вулкан, который вскоре начнёт извергать наружу свой огонь разрушения» — и бежать, пока они ещё в состоянии это сделать. Два года спустя, в возрасте 59 лет, Жаботинский умер в штате Нью-Йорк после обхода почётного караула своего молодёжного движения «Бейтар». В Тель-Авиве лейбористская газета «Давар», которая выступала против каждого его политического шага, тенденциозно написала: «Жаботинский умер. Этот одарённый скрипач умолк». Это было данью его грозной силе как полемиста и завораживающего оратора, способного удерживать внимание аудитории на русском, иврите, идише, английском, французском и немецком языках.
Первый биограф Жаботинского Йосеф Б.Шлехтман описывал его как «мятежного государственного деятеля, борца и пророка». Для Шмуэля Каца, его самого известного биографа, «Джабо» был просто «одиноким волком». Его призывы к национальной гордости и внимание к военным дисциплинам мешали либералам, а врагов вынуждали невнятно бормотать, обвиняя его в том, что он фашист, одиозный противник романтических свобод в стиле XIX века и защитник прав женщин.
Подобно другим, Жаботинский, возможно, не смог до конца оценить зарождающийся арабский национализм, и испытывал отвращение к самой идее, что араб и еврей не смогут мирно жить вместе.
Многоязычная журналистика Жаботинского и его литературная деятельность — ключ к его собственному пути, к пониманию его характера и его образу жизни в общем, и еврейской жизни (и еврейскому воображению), в частности.
На протяжении всей его беспокойной политической карьеры ему удавалось каким-то образом писать романы, стихи, рассказы, патриотические песни, эссе и регулярную колонку в нью-йоркском издании «Morning Journаl» на идише. При чтении английского перевода одного из его романов, Гилель Ханкин обнаружил автопортрет самого Жаботинского, склонного по природе к жизни богемствующего сибарита. Однако, будучи преданным идее, этот герой взял на себя важные обязанности и был готов к самопожертвованию.
Обладал бы Жаботинский бескомпромиссной точкой зрения на территориальную целостность земли Израиля в современных условиях? Нашел бы он себя в израильской политике XXI века? Я не могу представить себе его в «Ликуде», который называет себя наследником Жаботинского, и в каких-либо других современных израильских партиях я места для него тоже не вижу. Даже уйдя в лучший из миров, «Джабо» остаётся одиноким волком.
Эллиот ДЖАГЕР, «Jews Ideas Daily».
Перевод с английского Игоря Файвушовича (Хадера)
Тенденция -тихонько забыть З.Ж.-легко объяснима.Правых,смущает то обстоятельство,что он назвал землю АРАБСКОЙ (в тот период там проживало ок. 800 тыс.арабов и всего ок..50тыс.евреев ) ! Левые же недовольны призывом З.Ж. ОТОБРАТЬ у арабов землю(передел мира ещё не был закончен,и реализация этой идеи позволила бы освоить побольше территорй,чем в 1948 г.с меньшими трудностями).
Большая часть заметок направляемых Марир Исраэли в ЕМ являются основой ЕМ , наиболее читаемые и значимые. К сожалению последняя — эта исключение .Жаботинский не волк и не одинокий. У него масса последователей , он основоположник Израиля , одна из самых значимых фигур среди евреев последних столетий
Сионизм был и есть основа еврейства и Израиля .
Существует ли по крупному счету принципиальная разница между сионизмом и иудаизмом ?
Статей утверждающих это масса . Но пранализировав многие из них я пршел к зключнию что это «талмудический» cпор , спор терминологический ,а не серьезный по существу, раздуваемый лично заинтересованными лицами
В своей речи в Вене 7 сентября 1935 года З. Жаботинский сказал, что вооружившись лозунгами периода освободительного движения девятнадцатого века такими как: «Религия – дело индивидуумов» и «Отделить церковь от государства», мы забыли, что история развивается диалектически. «Сегодня мы видим изменения, которые требуют существенного пересмотра в этой сфере. Изгнание клерикальных режимов было необходимостью, но вместе с ними произошло изгнание Бога. Сомнительно, и даже очень сомнительно, что именно в этом заключался желаемый результат».
Прекрасно понимая, что иудаизм не может быть отделим от еврейского народа, Жаботинский, провозгласил в Вене на Конвенции по созданию Новой Сионистской Организации: «Да, [должно быть] отделение церкви от государства в том смысле, что никто не должен страдать из-за своих религиозных взглядов или из-за их отсутствия. Но для нас это составляет жизненно важный интерес государства – вечное пламя никогда не должно быть погашено. В сегодняшнем круговороте многих влияний, …которые воздействуют на нашу молодёжь, порой отвлекая и заражая её, должна быть сохранена религиозная мотивация. Потому что … это самое наичистейшее – дух Бога. Тем самым должна быть сохранена арена для бойцов за него [Бога] и трибуна для его проповедников».
Создавая новое сионистское движение, Жаботинский сформулировал его основные принципы следуюшим образом: «Цель сионизма состоит в освобождении еврейского народа и его земли, в воссоздании его государства, возрождении иврита и во внедрении учения Торы в жизнь народа».
С другой стороны сторонники иудаизма за исключением малньких групп основу своей работы видят в создании еврейского государства .и этим не отличаются от сионистов . В Израиле около 50 % не верят прямо в Бога . Но это не мешает им бороться за свою страну и любить Израиль. Во многих странах этот процент куд выше
Мальта Чехия Эстония Англия Франция Германия США
Процент людей, верящих в Бога……………………………………………………95………..18……….19…………38……….34…………45…………52…….
Процент людей,
верящих в существование высшего………………………………………………..4………….46………50………..42……….34………….32…………37…….
духа природы и/или «жизненной сила»
Процент людей не……………………………………..1………….36………20………….26………33…………21…………29……..
верящих ни в одну из предыдущих концепций.
Я лично за то чтобы люди верили в Бога или Высшую непознаную силу природы . Вера великая вещь . Она поддерживает человека в трудную минуту, как костыли , она придает ему силу , она диктует законы Морали
Однако исследования показали, что Швеция, например, является одной из самых атеистичных стран мира. Только 23 % шведских граждан ответили, что «они верят, что есть Бог», тогда как 53 % ответили, что «они верят, что есть какой-то дух или „жизненная сила“» и 23 % респондентов сказали, что являются атеистами.
Но это не мешает Великобритании ,Эстонии Франции, Швеции Грмании и др в которых число верующих намного ниже Израиля ,быть процветающими , английскими , французскими,шведскими и др странами , а их жителям быть горячими патриотами своих стран. Точно так тот факт что лишь 50% израильтян верят в Бога или Высшую непознанную силу не мешает израильтянам быть патриотом своей страны, горячо ее любить и считать Израиль еврейской страной
Существование Израиля , его процветание и достижения , патриотизм израильтян эаложил З Жаботиннский . И если сегодня его имя как создателя Израиля в загоне , на него смотрят как на одинокого волка — это позор Израилья
Петер! Спасибо за оценку нашей скромной деятельности, но вы откровенно переборщили!
Что касается памяти Жаботинского, то приведенная статья среди более-менее свежих, показалась нам наиболее приемлемой. Возможно — дело вкуса.
Вопреки вашим представлениям иностранца, в Израиле Жаботинский, к сожалению, выглядит изгоем, одиноким волком. Автор статьи, на наш слух именно так его воспринимает. Почему так случилось — рассказ длинный (сипур арух). Его духовное наследие полно противоречий, сочетаний резкой категоричности с недопустимым соглашательством. Правда, оно не в один день и даже ни в один год родилось. И отражает естественную изменчивость человеческой натуры. И эта постоянная травля левыми, их гуру, во все времена заведующими «идеологическим отделом» : «Владимир Гитлерович» (Бен-Гурион), «фашист» (А. Эйнштейн, Х.Арендт). Лучше бы Арендт боролась с фашизмом в собственной постели!