Тьму не изгоняют палками, ее рассеивают светом!

Тьму не изгоняют палками ее рассеивают светом!В прошлом номере «ЕМ» было опубликовано письмо Петра Аппела, в котором он обращался ко мне с вопросом: «Если еврей крестился, может ли он продолжать считаться евреем?» Возможно, считая свой вопрос риторическим, автор добавил: «Мне кажется, ответ очевиден. Но, может быть, я отстал от новых еврейских веяний». Для того чтобы подчеркнуть многогранность поднятого вопроса, в конце письма мы привели два противоположных ответа читателей интернет-версии нашей газеты: «Не еврей абсолютно» и «Еврей всегда еврей». Продолжая начатую дискуссию, поделюсь некоторыми соображениями по этому поводу.
Уважаемый Петр!
Вам ответ очевиден. Вы, безусловно, имеете право на свое личное мнение. Однако если Вы обращаетесь с этим вопросом ко мне, то предположу, что Вы действительно хотите узнать о том, каково мнение по этому поводу еврейской традиции, которая формировалась на протяжении тысячелетий нашей многострадальной истории.
Конечно же, я разделяю боль и крик Вашей души. Как еврей может предать свой народ, принять религию, именем которой евреев убивали, жгли и топили?
Впервые я столкнулся с этой проблемой, когда еще был студентом Московского института связи. В тот момент я только начал интересоваться иудаизмом. Однажды на перемене я разговорился со студентом-евреем. Казалось, у нас установилось полное взаимопонимание. Мы обменялись критическими замечаниями в адрес советского режима, посмеялись над псевдонаучным атеизмом, которым оболванивали нас на лекциях. Я думал, что передо мной единомышленник, один из многих еврейских студентов, которые подумывали тогда об иммиграции в Израиль. Каково же было мое удивление, когда он вдруг заговорил со мной о Нагорной проповеди Иисуса.
– На протяжении истории именем этой религии нас жестоко преследовали, во времена крестовых походов, инквизиции и погромов евреев ставили перед выбором: крещение или смерть, и многие предпочитали умереть, но не предать свой народ, — возмутился я. — Неужели ты станешь предателем своего народа, присоединившись к тем, кто убивал твоих предков?
– Не по делам судят, — парировал он. — Инквизиторы намеревались спасти души евреев, намерения были у них благие.
– Благими намерениями можно оправдать кого угодно, даже Гитлера, — сказал я.
– Да, это так, даже Гитлера, — согласился он.
Так наша дружба не состоялась. Мы молча разошлись, и я больше никогда не видел этого человека.
Год спустя, когда я уже преподавал иврит, ко мне пришел молодой человек.
– Почему ты хочешь изучать иврит? — спросил я его, ожидая обычный в таких случаях ответ о планах переезда в Израиль.
– Хочу изучать Библию в оригинале, — ответил он мне.
Оказалось, что этот молодой еврей крестился и пришел ко мне, потому что другие учителя иврита не хотели принимать его в свои группы, опасаясь, что он начнет проводить миссионерскую работу среди учеников.
Я принял его. Через несколько месяцев, я попросил двух других учеников оставить нас и поговорил с ним с глазу на глаз.
– Какое впечатление оказывают уроки иврита на твою душу? — спросил я его.
– Я начал ощущать чувство принадлежности к еврейскому народу, — ответил он.
– Каково твое отношение к христианству?
– Коленопреклоненное.
– Готов ли ты не ходить в церковь, пока изучаешь иврит?
– Нет, я буду ходить в церковь.
Тогда я пригласил двух других учеников в комнату и сказал, что этот человек — предатель нашего народа, и мы больше не можем быть с ним в контакте. Мы встали, повернулись лицом к стене. После того как он ушел, мы продолжили урок. С тех пор я его не видел.
Признаю сегодня публично, что совершил тогда ошибку. Мне нужно было проявить терпение.
Очень скоро жизнь преподала мне урок. После того как наш учитель Торы Илья Эссас перенес занятия в дом моей мамы, благословенной памяти, к нам начали приходить его ученики. Один из них рассказал, как в процессе духовного поиска начал знакомиться с христианством у Александра Меня и изучать иврит, чтобы читать Библию в оригинале. Ощутив глубину ивритского текста, он пришел к выводу, что необходимо изучать Тору. Так он пришел на урок к Илье Эссасу, и в дальнейшем сам стал преподавать Тору. Он стал настоящим героем, пережил долгие годы отказа, аресты КГБ. Переехав в Израиль, он продолжил изучение Торы, стал одним из самых уважаемых русскоязычных раввинов…
Крещение еврея всегда было трагедией. Если кто-то в семье крестился, то по этому человеку произносили поминальную молитву «Кадиш» как по умершему, оплакивая его уход из еврейского народа. Еврейская община могла отказаться простить такого еврея и не принять в свои ряды даже после его раскаяния. Тем не менее крещеный еврей все равно мог раскаяться и надеяться если не на прощение людей, то на прощение Всевышнего, который всегда готов принять возвращающихся к Нему.
Итак, отвечая на Ваш вопрос, скажу однозначно: еврей, который принял христианство или предал свой народ любым другим образом, все равно остается евреем, даже если он не раскаялся, евреем-предателем, грешником, преступником — но евреем.
Великий инквизитор Томас Торквемада (1420–1498) был потомком принявших христианство евреев, что не мешало ему с особой жестокостью относиться к своим соплеменникам, которых, возможно, он за соплеменников и не считал. На совести Торквемады тысячи замученных и сожженных живьем евреев.
Был ли Торквемада евреем? Конечно. Более того, крещение не было его выбором, он ведь уже родился в семье крещеных евреев. Мудрецы Талмуда называют такого еврея «тинок ше-нишба» — захваченным в плен ребенком, которого враги воспитали в духе ненависти к своему народу. Мы плачем о горькой судьбе таких евреев.
Таковой была, например, судьба кантонистов, которых детьми отрывали от их еврейских семей и отправляли на 25 лет служить в российскую армию. Этих детей избивали, мучили, заставляя креститься и отказаться от еврейства.
Некоторые из принявших христианство и закончивших армейскую службу кантонистов использовались российской властью для преследования своих соплеменников. Возможно, что некоторые из них не считали себя евреями, а евреи презрительно называли их выкрестами, тем не менее, с точки зрения еврейского закона, все они были евреями.
Евреями были также члены еврейской секции Коммунистической партии, которые физически уничтожали раввинов, разрушали синагоги и иешивы. Известно, что даже Сталин возмутился варварством «евсеков», пытавшихся уничтожить еврейский театр «Габима». Актеры «Габимы» бежали в дальнейшем из ­СССР и основали национальный театр Израиля. Некоторые «евсеки», в отличие от кантонистов, получили какое-то еврейское образование, тем не менее даже они, с точки зрения еврейского закона, считаются евреями.
Приведу еще один закон, который может показаться Вам странным.
Если человек принял иудаизм, то даже если он потом перестал соблюдать заповеди и отказался от еврейства, то все равно с точки зрения еврейского закона он стопроцентный еврей.
Почему?
Потому что однажды приняв человека в еврейство, мы приняли его в нашу семью, он стал нашим братом, от которого мы теперь никогда не откажемся. Как бы он себя ни вел, для нас он навсегда останется братом. Ведь и родившийся евреем человек навсегда останется сыном для своей матери, братом для свой сестры и потому членом большой семьи еврейского народа, каким бы он ни был и что бы он ни делал.
В этой связи любопытно упомянуть, что лидер венгерской ультраправой партии Чанад Сегеди обнаружил, что у него, ярого антисемита, еврейские корни. Оказалось, что его дед в годы войны был в лагере принудительного труда в Венгрии, а бабушка испытала на себе все ужасы концентрационного лагеря в Освенциме. В свете этого откровения антисемитская деятельность внука кажется лишь продолжением трагедии Холокоста. Кстати, похоже, что он что-то понял. Человек, которого называли главным антисемитом Венгрии, встретился с раввином и принес свои извинения за антисемитские высказывания, он обещал съездить в Освенцим, чтобы почтить память погибших.
То рвение, с которым Вы осуждаете еврейских выкрестов, я предлагаю направить на борьбу с невежеством, незнанием азов наших традиций, которые являются следствием того, что многие из нас по сути являются выросшими в плену детьми. Помните, что тьму не изгоняют палками, ее рассеивают светом!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 10, средняя оценка: 4,30 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

3 комментариев к “Тьму не изгоняют палками, ее рассеивают светом!

  1. Уважаемый редактор ЕМ Лев Кацин
    Если память мне не изменяет эта статья была только что опубликована Вами как комментарий к моему письму к Вам на Сайте ЕМ . .и на Ваш комментарий было много откликов в частности и мой ответ.Но в газете обо всем этом нет ни слова.,ни одного ответа на замечания и принципиальные несогласия с Вами . даже по конкретно данной Вашей заметке. Все равно теперь читателю газеты ни вопросы ни ответы не дойдут. Но обясните хотя бы нам читателям и мемберам ЕМ кто и почему прав Тора или многие ребе
    В Торе ясно говорится о том что креститься , менять веру еврею нельзя .поб страхом казни , как уверяет Джон , Также вступать в брак с неевреем запрещено .. Вы уверяете что все не так . Что это наши братья , просто с ними глупыми надо поговорить, обяснить . — пролить свет , но не карать а все допускать . Это и Торквемаде , и возможно Гитлеру , болеел мелкая сволочь убивших десятки миллионов евреев . устроивших холокост , 2000 лет систематических погромов , унижений ,
    издевательств . «Это евреи , это наши братья «.
    Вы ребе , вы вроде правых взглядов и религиозный в обычном понимании этого слова . Вы что не понимаете что это гибель евреев и Израиля ? Отлично понимаете ! Так почему . кого боитесь ?
    Вчера в Израиле появилась статья известного писателя и философа хорошо отвечающая Вам , возможно вызванная нашим спором . Автор
    человек левых взглядов , как и я не слишком верящий в Бога в обычном понимании . Вот что он пишет (Я чуть прдредактировал и сократил)
    Июль 3 . 2013

    «Отталкивать двумя руками»

    Овадья Шохер

    В ходе дебатов в Брандейском университете о выкрестах и смешанных браках Меир Кахане заявил, что перед отступниками нужно максимально четко жестко ставить альтернативу: либо они остаются евреями, либо перестают , женятся на ком хотят и уходят от нас. Глубоко внутри мне близка позиция Кахане. Для меня смешанный брак отвратителен, поскольку он заканчивает начатое нацистами. Неважно, где прекращается еврейская родословная линия, в печи Освенцима или «плавильном котле» Нью-Йорка – результат одинаков.
    .Тора в этом отношении однозначна: евнух не может войти в собрание Господа. Почему так строго, если люди с другими увечьями могут входить в Храм? Торе противны любые действия, вредящие воспроизводству евреев. Поскольку еврей, вступивший в смешанный брак, или выкрест не будет рождать еврейских детей, к нему следует относиться как в евнуху и изгонять из еврейского собрания. ).
    В Америке евреи составляют 1,5% населения. Таким образом, если всего 1,5% неевреев вступят в браки с евреями, то 100% евреев ассимилируются.

    В Америке среди неортодоксальных евреев процент смешанных браков достигает 70–90%. Свет эдесь не поможет . Бесполезно. Даже если фантастически снизить число смешанных браков до 30%, популяция евреев уменьшится в три раза всего за три поколения (если вы не забыли математику, (100–30)%3=35%).Это конец еврейства

    Консервативное движение отказалось от запрета смешанных браков якобы из чрезвычайных соображений, чтобы сохранить еврейский народ. Это всего лишь статистический самообман. Можно считать смешанные семьи еврейскими, но в большинстве своем они себя таковыми не считают.
    Вряд ли можно сомневаться, что число прихожан и размер спонсорских чеков интересовали консервативных раввинов больше, чем выживание еврейской нации. Впрочем, покладистость раввинов в отношении смешанных браков и выкристов мало сказывается на решении большинства евреев создать такие браки: типичные члены консервативных собраний слишком мало интересуются иудаизмом, чтобы руководствоваться мнением своих раввинов, которых они уважают не больше, чем официанта в ресторане, просто потому что платят им зарплату. Толерантность раввинов, напротив, отталкивает смешанные семьи от еврейства:двумя руками

    1. Петер, я согласен с вами что в самой газете должны были быть опубликованы комментарии к предидущей статье. Но что касается этой статьи, то вы наверно невнимательно прочитали ответ редактора. Он довольно справедливо полагает что большинство выкрестов не понимают что делают когда переходят в другую веру, так как они имеют статус рождённого в плену ребёнка, то есть не имеют еврейской традиции из-за того что уже родились в семье выкрестов, или по каким либо другим причинам. И автор предлагает возвращать таких евреев в еврейство, ознакамливая этих людей с их еврейским наследием, о котором они не знали.

  2. Ответ Льва Кацина воспринимается позитивно. Но возникает желание сместить несколько акценты. Читая Тору, можно понять, что различий между людьми Тора не делает. Поэтому и предусмотрела она гиюр для неевреев, если они решили идти по дороге Бога и доказывают это своей жизнью.
    Из Торы «вышли» три религии, в которых возникли различные «течения». У меня сложилось впечатление, что нет сегодня ни в одной из называемых монотеистическими религий понимания существа Торы, адекватного требованиям времени.
    Я считаю гланой фразой Торы (Дварим 30: 20): «Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое, чтобы любить Господа, Бога твоего, слушая глас Его и прилепляясь к Нему, ибо он жизнь твоя и долгота дней твоих, в кои пребывать тебе на земле, которую клялся Господь отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать им».
    Вместе с провозглашенными на горе Синай и высеченными на скрижалях десятью заповедями эта фраза отражает цель, к которой должно стремиться человечество. В Танахе конечная цель движения – эра Машиаха, когда многие народы сами придут к Богу Авраама, Ицхака Якова.
    Поэтому в центре дискуссий должны быть запросы будущего, которые могли бы привлечь очень большую армию атеистов, особенно в связи с серьезным шагом науки по признанию Промыслом Бога создание законов, по которым развивается Вселенная и жизнь в ней.
    Тот факт, что сегодня появилось определение различия между косным веществом и живым, которое признает атомы химических элементов живыми. Вселенная также является живой сущностью, обладающей сознанием, которое с сознанием человека составляет единое информационное пространство, позволяющее человеку познавать мироздание. Эти вопросы отражены в Торе и открывают путь к пониманию механизма пророчеств, сбывающихся в наше время. Все это может привести к единой вере на планете и признанию моральных устоев, предложенных заповедями Торы, без чего развитие цивилизации на планете невозможно.

Обсуждение закрыто.