Не подлежит отмене… Недельная глава Торы «Матот — Масэй»

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: “Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам, затем приобщишься ты к народу твоему”» (31:1–2).
Услышав эти слова, Моше глубоко опечалился. Ведь он только что сообщил главам колен Израиля законы Б-га об отмене клятв и обетов. Если можно отменять свои клятвы, решил пророк, и если Б-г позволил ему накануне участвовать в завоевании страны эмореев и Башана (см. раздел «Хукат»), которые были частью Эрец Исраэль, значит, Он аннулировал свое прежнее решение наказать его за неправильные действия в Мей-Мерива (20:1–14). Значит, он не умрет в Заиорданье и вместе со всеми евреями войдет в Страну Израиля.
Но Б-г тут же разочаровал Моше. Повелев начать войну против Мидьяна, Он подтвердил, что прежний приговор остается в силе: сразу по окончании войны пророк должен «приобщиться к народу своему». Что же касается страны эмореев и Башана, клятва Б-га состояла не в том, что Он не позволит Моше вступить в Эрец Исраэль, а в том, что Моше не сможет перейти Иордан. Ведь эти две страны находились на восточном берегу реки.

Урок высокой морали
Обратите внимание: в приведенном выше указании Б-г велит Моше лично возглавить военную кампанию против Мидьяна. Он говорит: «Отомсти» («неком»), а не «отомстите» во множественном числе («никму»).
Но что делает Моше? Он сам не идет на войну, а назначает главнокомандующим Пинхаса, сына первосвященника Элазара.
В чем же дело? Почему Моше, столь скрупулезный во всем, что касается выполнения воли Творца, перекладывает Его задание на другого человека?
Причина в том, что Моше провел много лет в Мидьяне. Там он нашел убежище, когда в молодости бежал из Египта, спасаясь от мести фараона за убийство египтянина.
Чувство признательности и благодарности этой стране не позволяло ему причинить ей зло. То же качество благодарности («акарат а-тов») он проявил во время Десяти египетских казней. Не он, а Аарон ударил посохом по нильской воде, превратив ее в кровь (первая казнь). Моше не мог этого сделать, потому что воды Нила не утопили его в младенчестве, когда мать пустила его в ковчеге вниз по течению реки.
И не он, а Аарон «поразил» посохом прах земли, превратив его во вшей (третья казнь), потому что в свое время Моше зарыл в землю убитого египтянина, и «прах земли» не выдал его.
В тех случаях Моше предпочел переложить указание Б-га на другого человека, нежели проявить неблагодарность. Точно так же он не хотел воевать против Мидьяна вопреки прямому требованию Всевышнего: «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам».
Моше брал пример с праотца Авраама, который на третий день после обрезания, несмотря на боль и жару, бросился встречать гостей, трех ангелов в обличье странников, хотя в это время его пришел навестить сам Б-г. И, что интересно, Всевышний нисколько не обиделся…

Путь далек у нас с тобою
«И вот странствия сынов Израиля…»(33:1).
Вы помните, что вы делали в этот день ровно пять лет назад? А два года назад? А месяц назад?
Наши будни столь однообразны, что нам бывает трудно отличить один день от другого. Прошлое убегает из-под колес бешено мчащейся жизни, как серая лента шоссе. Впрочем, иногда на обочине остаются памятные ориентиры: окончание школы, женитьба, рождение детей, смерть близких, эмиграция…
Поездки, путешествия тоже расцвечивают наши серые будни. Поход на байдарках, паломничество в Пушкинские горы, подъем на Чегет в кабине фуникулера видятся с расстояния прожитых лет так ясно, словно они произошли вчера. Мы отчетливо помним первые минуты после приземления в тель-авивском аэропорту: пряный запах магнолий и совершенно безоблачное небо с невыносимо жарким солнцем. Дорожные впечатления — самые яркие и значительные; они глубоко врезаются в память.
Жизнь — это и есть дорога. От рождения до смерти мы все время движемся, развиваемся, куда-то стремимся. Б-г явился Аврааму, сообщил ему, что он станет основателем великого народа и повелел: «Лех леха» — «Иди к себе». Наше главное путешествие — это поиски себя, своей истинной сути, развитие внутреннего ландшафта души. Чтобы выполнить свою миссию и стать праотцем народа-священника, Аврааму надо было пройти долгий путь из Междуречья в страну Ханаан, и затем осмотреть всю эту землю, которую Всевышний обе­щал дать в наследие его потомкам. Наверное, поэтому, отправляя Авраама в дорогу с напутствием «Лех леха», Б-г не назвал пункт назначения. Авраам должен был просто идти, двигаться, развиваться.
В разделе «Масэй» перечислены 42 места, в которых сыны Израиля останавливались на пути из Египта в Эрец Исраэль. Называя эти места, Тора неизменно повторяет фразу: «И двинулись из… и расположились в…» Для чего нужен такой повтор? На каждой стоянке, 42 раза! Ведь ясно, что евреи, ведомые Моше-рабейну, приходили в каждое новое место из предыдущего.
Этот рефрен несет в себе важную информацию. Он сообщает, что странствия евреев в пустыне отражали в более глубоком смысле их духовный путь, их восхождение из бездны примитивного варварства к вершинам святости, из порочного Египта в страну, сочащуюся молоком и медом. Этот путь очень труден. Легче вывести еврея из Египта, чем Египет из еврея. Потребовалось 40-летнее путешествие в духовном пространстве, 41 переход по безводной пустыне, чтобы неузнаваемо изменить коллективное сознание еврейского народа, подготовить его к вступлению в Святую землю.

Вечный день после долгой ночи
Но почему Исход из Египта не стал завершающим аккордом истории? Почему евреи пережили впоследствии другие периоды изгнания? Почему мы до сих пор рассеяны по всему миру?
Ничто из того, что создано человеком, не может претендовать на вечность. Здания и статуи рассыпаются в прах; цветущие города зарастают бурьяном; прекрасные поэмы забываются.
В первом стихе раздела «Масэй» сказано, что сыны Израиля были выведены из Египта «рукой Моше и Аарона». При всем своем духовном величии Моше и Аарон были всего лишь людьми из плоти и крови, простыми смертными. А значит, и Исход, который они возглавляли, не мог свершиться навечно.
«Вот странствия сынов Израиля» — вот скитания, предстоявшие сынам Израиля в долгой ночи их дальнейшей истории из-за того, что они были выведены «из Страны Египетской… рукой Моше и Аарона». Традиция учит, однако, что окончательное спасение придет непосредственно «с Небес». На нем не будет печати человеческого несовершенства, поэтому оно будет бесповоротным и вечным.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора