В одном американском городе жила гениальная девочка по имени Саманта. В три года она виртуозно исполняла Рахманинова – лучше всех профессионалов концертной сцены.
О вундеркинде знали все, но, кроме нескольких специалистов, ее исполнения никто не слышал. И тогда спонсоры решили устроить концерт, один-единственный: больше ребенок не осилит. Они сняли лучший зал, расклеили афиши; телевидение и радио за несколько месяцев известили общественность о предстоящем музыкальном событии. Чтобы увековечить его, были выпущены особые сувениры: брелки и браслеты с крошечным белым роялем.
Концерт превзошел все ожидания. На следующее утро газеты наперебой восторгались редкостным талантом маленькой Саманты, ее блестящим, волшебным, неподражаемым… исполнительским мастерством.
Прошел месяц. Однажды домой к Саманте пожаловали два «любителя музыки». Они нахально заявили, что им не удалось попасть на ее концерт, и потребовали, чтобы девочка немедленно явилась в гостиную, села за свое домашнее пианино и специально для них исполнила Рахманинова. «Да, мы читаем газеты и знаем, что ею все восторгаются, но лично мы не верим, – заявили нежданные гости родителям Саманты. – Не верим, и все тут. Вот если она сейчас перед нами сыграет, тогда поверим, что она действительно гений. А если нет – не поверим…».
Когда Вс-вышний сотворил Вселенную, никто не сомневался, что именно Он – Создатель всего сущего, что Он знает обо всем, что происходит в мире, и участвует в каждом, даже самом малозначительном событии.
Но в поколении Эноша, внука первого человека Адама, люди стали утрачивать это знание. Одни вообще отрицали существование Б-га. Другие, признавая наличие некоей абстрактной «Высшей силы», утверждали, что эта Сила столь грандиозна и возвышенна, «не от мира сего», что она существует только в духовной сфере и не занимается земными делами. Третьи говорили: «Да, Б-г существует и знает, что происходит в низших мирах, но они Ему неинтересны». Другими словами, Вс-вышний создал Вселенную и самоустранился, образно говоря, пошел играть в гольф, предоставив нам, грешным, самим разбираться со своими проблемами.
И тогда
Б-г решил раз и навсегда покончить с этими заблуждениями, открыть всю правду. Изменив на время законы природы, приостановив их действие, Он совершил серию необыкновенных явлений, целый каскад чудес на глазах у сотен тысяч, а, возможно, и миллионов людей, доказав всем, что мир, природа и ее законы созданы Им и подчиняются только Ему, и никому другому.
Кроме того, Вс-вышний осуществил грандиозный общественно-исторический эксперимент: в условиях рабовладельческого строя буквально вырвал один народ из среды другого народа, вывел его на свободу и приблизил к Себе, сделал Своим «избранным народом». И тогда все увидели, что Тв-рец не только знает о том, что происходит в мире, но и заботится о нем, вмешивается в дела людей, активно влияет на все события, какими бы великими или мелкими они ни были.
Б-г исполнил этот «концерт» лишь однажды, потому что, совершая чудеса и знамения, Он временно лишил людей свободы выбора, возможности самим решать вопрос о своей личной вере в Единого Тв-рца. А ведь цель Творения в том и состояла, чтобы создать разумное существо, Человека, наделенного особым даром: свободой выбора между верой и безверием, между добром и злом.
Такова подоплека Исхода, скрытая пружина его необычайных сверхъестественных событий. Б-г вывел еврейский народ из Древнего Египта 3300 лет назад, чтобы доказать, что Он жив-здоров и активно управляет миром, ежесекундно поддерживая его и влияя на каждую мелочь.
А чтобы мы не забыли этот единственный в своем роде сольный концерт на клавишах природы и истории, Всевышний оставил нам «сувениры» на память: мезузу, которую мы прибиваем к дверным косякам; тфилин, особые коробочки с текстами Торы на кусочках пергамента, которые мы повязываем на руку и накладываем на лоб. Всякому, кто держит при себе эти «сувениры», даже много веков спустя будет казаться, что он не расстается с завязанным на память узелком.
Кроме того, Б-г обязал нас передавать эту память из поколения в поколение, от отца к сыну, воспроизводить события Исхода в ночь ежегодного Пасхального седера: с мацой, горькой зеленью и чтением Агады, чтобы каждое поколение знало во всех подробностях о том, что произошло в Древнем Египте во втором тысячелетии до «ихней» эры. Чтобы в каждом поколении младший ребенок в трехтысячный раз спрашивал отца за пасхальным столом: «Ма ништана ха-лайла ха-зе?» – «Чем отличается эта ночь?» и получал исчерпывающий правдивый ответ: «Авадим аину ле-паро бе-мицраим» – «Однажды мы были рабами у фараона в Египте…». Ведь родители не лгут детям, по крайней мере, стараются не лгать, когда речь идет о важных вещах.
«Поднимем стаканы, содвинем их разом…»
Требуя отпустить евреев в разгар нашествия саранчи, Моше так обрисовал Фараону цель Исхода: «С отроками нашими и со старцами нашими пойдем, с сыновьями нашими и с нашими дочерьми, со всем нашим скотом пойдем, ибо праздник Б-га для нас»(10:9). Что значит эта странная концовка «праздник Б-га для нас» – «хаг Ашем лану»?
Владельцы ресторанов и банкетных залов во всех странах не любят устраивать еврейские свадьбы и другие торжества: от еды большой прибыли не получишь, а крепких напитков закажут мало – ведь евреи, как известно, народ непьющий.
Статистика показывает, что у евреев поразительно низкий процент алкоголиков. Странно. Ведь вино занимает почетное место в еврейской традиции. При обрезании, совершаемом на восьмой день после рождения, еврейскому младенцу кладут на губы несколько капель вина. Получается, что первый контакт с алкоголем у еврея тесно связан с выполнением заповеди. В дальнейшем этот опыт закрепляется. Каждый шаббат еврейский ребенок дважды слушает «кидуш», благословение над вином, и немного отпивает из папиного бокала. На исходе субботы он участвует в церемонии отделения святого от будничного – «хавдала», непременный атрибут которого – вино.
Праздники у нас тоже всегда отмечаются с вином. А в Пурим еврей просто обязан так напиться, чтобы не отличать праведника Мордехая от злодея Амана. На пасхальном Седере дети видят, как родители и другие взрослые выпивают четыре бокала вина, символизирующие четыре аспекта избавления от египетского рабства. Замена виноградным соком допускается, но нежелательна.
Короче, еврейский ребенок не боится алкоголя. Он не считает его «зеленым змием», не стремится с его помощью «забыться», «отключиться» от жизни, утопить на дне стакана житейские горести или снять внутреннюю скованность. Мы пьем не для «храбрости», не за «хорошее знакомство» и не с горя. Вино для нас – это средство сближения физического и духовного, получения истинной радости, которую приносит исполнение воли Тв-рца.
В отличие от других религий, иудаизм не проповедует аскетизм как средство приобщения к духовности. У нас нет монастырей и деления на святош и мирян. Мы не считаем этот мир минным полем, где физические радости существуют лишь для того, чтобы ставить ловушки несознательным грешникам. У нас совершенно иной подход. Мирские радости сами по себе нейтральны. Все зависит от того, как относится к ним человек: он может стать заложником удовольствий или использовать их для служения высшим идеалам.
Моше сообщил Фараону о намерении евреев устроить «праздник Б-га для нас» – для себя, себе в радость. Благочестивый еврей не умерщвляет плоть, а возвышает ее. Каждый наш праздник – это возможность насладиться земными радостями в обстановке чистоты и святости, средство приближения к Тв-рцу Вселенной. Еврейский праздник – «для нас», для души и для жизни – «Ле-хаим!»