Невзлин и российская Фемида

       По  сообщению российских СМИ Симоновский суд Москвы  заочно признал бывшего крупнейшего акционера нефтяной компании “Юкос” Леонида Борисовича Невзлина виновным в присвоении имущества в особо крупном размере. Зная степень объективности российской Фемиды, можно к этому относиться только скептически. Напомню, что ранее, живущий в Израиле предприниматель, обвинялся  якобы в совершении тяжких преступлений, вплоть до организации убийст. Российским судом он заочно приговорён к пожизненному заключению. По версии следствия, в 1998 году Невзлин, который входил в совет директоров “Юкоса” и занимал руководящие посты в нефтяной компании и банке “Менатеп”, вместе с другими руководителями “Юкоса” “присвоил 38% пакетов акций предприятий “Томскнефть” ВНК, “Ачинский НПЗ”.  Как сообщал СК, по этому же эпизоду были осуждены Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, а также управляющий делами организации “Юкос ЭП” Рамиль Бурганов. Невзлину было заочно предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 160 УК (присвоение), предусматривающей до 10 лет лишения свободы.  Невзлин был заметной фигурой в сфере российского образования, являясь ректором Российского государственного гуманитарного университета в Москве. Он тесно и давно связан с еврейской общиной. Он возглавлял Российский еврейский конгресс. С тех пор как он приехал в Израиль, он занялся несколькими благотворительными проектами. Он создал Центр Невзлина по изучению евреев России и Восточной Европы при Еврейском университете. Он поддерживает Музей диаспоры, который, по его мнению, в итоге может стать главным еврейским музеем мира. Приведу некоторые высказывания Леонида Невзлина на еврейскую тематику, которые он озвучивал, занимая различные общественные должности.

*****

Я всегда знал, что я еврей, но дома у нас никогда не говорили о религии. С тех пора как я осознал свое еврейство, это стало важной частью моей жизни. Но я никогда не думал, что могу что-то с этого получить…У евреев есть стремление к личной свободе, которое по-разному выражалось в разные времена. Евреи в диаспоре очень опытны. Они чувствуют конъюнктуру в обществе. Речь идет не только о деньгах. Сегодня – это возможность заработать деньги и стать свободным человеком…Раньше я утверждал, что в России нет государственного антисемитизма, по сравнению с коммунистическими временами. Думаю, что Путин тоже не страдает антисемитизмом, однако в его окружении немало антисемитов, и все мы знаем их по именам. Невозможно игнорировать антисемитизм. В средствах массовой информации все чаще и чаще акцентируется внимание на еврейских именах в связи с делами, возбуждаемыми Генеральной прокуратурой. И это, конечно же, негативно влияет на общественное мнение в стране… Антисемитизм в России неистребим. Современная Россия находится под властью спецслужб (ФСБ), а это, в свою очередь, ведет к возвращению на ключевые позиции “старой гвардии” и антисемитизма как непременной составляющей государственной власти – так же, как это было в советские времена. Мы сталкиваемся с этим в администрации президента Путина, в Генпрокуратуре, в других государственных структурах, где ключевые позиции занимают люди, известные своими антисемитскими взглядами и не стесняющиеся эти взгляды высказывать в открытой форме. К сожалению, руководство еврейской общиной выбрало в качестве единственного пути выживания в современной России попытку сблизиться с властью, что ведет к фактическому пренебрежению истинными интересами общины. По моим прогнозам, в будущем следует ждать ухудшения ситуации и нарастания проявлений антисемитизма в России. Единственный способ изменить это положение – вернуться к демократическому режиму…Это секрет полишинеля. Антисемитские высказывания допускают в определенном кругу генеральный прокурор Устинов, его заместители Колесников и Бирюков, заместители главы кремлевской администрации Сечин и Сурков, многие высокопоставленные сотрудники ФСБ и МВД… Страной управляет система, для которой антисемитизм является одной из руководящих идеологий, позволяющих им уверенно себя чувствовать, выстраивать удобную знаковую систему друг-врагЕврей еврею рознь. Абрамовича следует воспринимать в этом контексте примерно так же, как я воспринимаю евреев – подписантов писем в поддержку погромной позиции властей: Гордона, Липскерова, Шаинского, Розенбаума, Калягина. КГБ всегда опирался на такого типа евреев, в том числе создавая в пропагандистских целях всевозможные “антисионистские комитеты”. Всё это уже было в нашей русско-еврейской истории, ничего нового они не изобретают. Для меня важно, что весь цивилизованный мир видит, с кем он имеет дело в лице путинской администрации, сомнений и вопросов практически не осталось, надежды на либерального российского лидера на Западе исчерпаны. (Из интервью на сайте Грани.Ру 29. 06. 2005 – А.З.)

*****

Израиль, как страна демократическая, признал уровень преобразований, которые произошли в России. Даже убежденные сионисты понимают, что у российских евреев появился реальный выбор. Я не вижу никакого лукавства в том, что мы дадим человеку возможность жить в еврейской культуре здесь, в России. Я хочу создать условия для того, чтобы еврейская культура развивалась и здесь. Собственно, в этом и состоит моя задача – в мировом еврейском сообществе представлять Россию такой, какая она есть и какой я ее вижу в будущем…Наибольшая концентрация богатых евреев в Америке, наименьшее количество проблем внутри евреев в Америке. Но мы сегодня, благодаря последним десяти годам развития России и почти шести годам деятельности РЕКа, немного окрепли. У нас примерно столько же соотечественников в Израиле, сколько здесь, в России, русскоговорящих евреев. Я считаю, что это сильная и влиятельная алия. Я хочу показать достижения еврейского движения, которое создалось при Горбачеве, Ельцине – я просто обозначаю эпоху – и продолжается сейчас, при президенте Путине. Вектор задан, еврейская община формируется в сложных внутренних противоречиях и проблемах, но тем не менее ей ничего не грозит, ее поддерживают. Нам нужна какая-то методическая помощь, иногда материальная, иногда моральная помощь. Но учить жизни нас не надо, и за нас, российских евреев, бороться с нашим российским антисемитизмом тоже не надо.

*****

Если взять конкретно еврейскую среду, то в России очень часто люди, достигающие определенного положения в обществе, всячески стараются уйти от национальной идентификации. Я этого не понимаю. Чем больше надо мной «сгущалось», тем больше подчеркивал свою национальность — особенно после того как в 2000-м стал президентом российского Еврейского конгресса. Я за свободу в самых разных ее проявлениях. Но меня коробит, если мой соплеменник на каком-то этапе своей политической или иной карьеры начинает окружать себя символами «русскости», каким-то образом «синхронизируя» свой успех и приводя его в соответствие с господствующей тенденцией и религией. Честнее быть нерелигиозным. Когда крестным знамением себя осеняет партийный лидер или сотрудник органов… Противно. Да и за Господа обидно… Я сионист и русофил одновременно. Русофильству моему скоро 46 лет будет, а сионист я недавний. В России эти два человека, случалось, находились в некоем внутреннем конфликте, сейчас у них поводов конфликтовать меньше. Одна из серьезнейших целей моей жизни — изучение и сохранение для потомков всего того, что связано с российским еврейством. Это и трагедия Холокоста, и феноменальный вклад в мировую цивилизацию (что неоспоримо, но отнюдь не приводит в восторг даже русскую интеллигенцию). Конференции, семинары, книги, гранты, всяческая поддержка специализированных центров в Иерусалиме, Москве и Вильнюсе — всему этому отдаю много времени, сил и средств. Мы живем в постхолокостовский период. Холокост был апогеем антисемитизма. И само создание государства Израиль в какой-то степени было «всемирным извинением» за происшедшее с шестью миллионами евреев. Потом был спад, более или менее спокойный период, а сейчас вновь наблюдается рост антисемитизма во всем мире, включая Россию. И скинхеды, и письмо депутатов, и многое другое — все это отголоски Холокоста.


       Источник: www.zelikm.com ‘’Евреи глазами именитых друзей и недругов’’

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора