Сегодня, то есть 17-го июня, исполняется ровно два года моего блоггерства на Эхе Москвы. И наверное, совершенно уместно и своевременно поведать читателям вновь о том и тех, с чего собственно эта моя эпопея—одна из пожалуй наиболее интересных пока что в моей жизни—началась. То есть о наших местных американских политических событиях, о блудном сыне нью-йоркской политики Энтони Винере (названном мною «Блудной Сосиской» потому что схожее по звучанию с его фамилией слово «уинер»—‘wiener’—означает в английском именно разновидность этого майсного продукта, дословно «венскую сосиску»; ну а заодно, на слэнге—и известную анатомическуй удеталь мужского организма практически всех млекопитающих, деталь из-за которой незадачливый Этони собственно и поплатился местом в Конгрессе, зато дал мне шанс завести блог на Эхе, за что я ему бесконечно благодарен); о других кандидатах и интересных фактах разгорающейся на наших глазах гонки за место мэра «Большого Яблока»—всё ещё крупнейшего мегаполиса США и пока что мировой финансовой и прочей столицы.
С чего начать рассказ? Наверное, с положения города на данный момент, и попытки оценки уходящего после 12-летнего правления нынешнего мэра, Майкла Блумберга. Оценка эта в целом скорее позотивная, но я склонен согласиться стем, что сказал о нашем нынешнем мэре ещё 8 лет назад известный баламут, радикальный борец за права меньшинств, преподобный Эл Шарптон, во время ещё первой кампании по переизбранию Блумберга. А сказал он тогда вот что: «Блумберг хорошо справился с управлением городом, но не продвинул его вперёд»(he managed the city well, but he didn’t move it forward). На что обозреватель Национального Общественного Радио (National Public Radio) заметила тогда, что такую критику по сути и критикой не незавёшь. Хотя, за 12 лет можно было бы чего-то и «продвинуть».
У Блумберга неплохо получилось с бюджетом города, борьбой с преступностью (впрочем, по последним данным, хотя Нью-Йорк действительно имеет весьма низкое среди американских городов число убийств, общее число происходящих в нём тяжких преступлений—убийств, изнасилований, грабежей, избиений и т.д.—скорее ставит его в середину «турнирной таблицы»); с определёнными реформами системы городского образования (кстати, страсти, кипевшие и до сих пор кипящие в городе вокруг блубмерговских реформ очен; схожи с российскими страстями по ЕГЭ, как собственно и сами эти реформы. Вдогонку замечу, что лично я, хоть и мало имею отношения к этой сфере—сам давно отучился, и больше нетянет; детей, увы, пока нет, по крайней мере по имеющимся у меня сведениям—СМАЙЛ—но на мой непосвяшённый взгляд, ЕГЭ штука скорее полезная, и в этом я согласен с Юлией Латыниной). Относительно успешной была политика сближения различных этнических, расовых и прочих общин. Очень интересны инициативы по «европеизации» города, и особенно Манхеттена; продолжение и расширение политики превращения Нью-Йорка в одну из туристических столиц мира.
В минус же можно записать неудачи ряда крупных проектов Блумберга, пожалуй прежде всего с попыткой привезти в город Олимпиаду. Кажущиеся даже мне, заядлому антикурильщику, излишними ограничения на употребление табачных изделий в парках, на пляжах и т.д.; такую же жесткую попытку запретить «суперзайзные» напитки в заведениях общепита—кстати, заблокированную судом; популистские нападки на оружейное «лобби», которому и без того мягко говоря несладко живётся в городе, и которое, на мой взгляд, виновно в чём угодно, но не в тех актах насилия, которые происходят в том же НЙ и других крупных городах более-менее регулярно, когда к примеру друг в друга и заодно в случайных прохожих стреляют молодёжные банды или мафиозные «хитмены». Главное же, что можно отметить как «минус» при подведении итогов правления Блумберга— некоторое чувство недосказанности, промежуточности этого периода. Так что вопрос о том, кто и как будет, по Шарптону, «двигать город дальше», не столь уж и праздный.
Кто же будет тем человеком, на плечи коего как минимум на 4 года ляжет сия задача? Логически мысля, это должен быть демократ. Республиканцев в нашем городе вобще в 5 раз меньше чем деморкатов, на что есть свои исторические причины; правда иногда такой вроде бы однозначнуй расклад даёт прямо обратные плоды, как у нас, когда при таком приемуществе в числе, СМИ, симпатиях знаменитостей и т.д., партия явного большинства не может 20 лет взять главную должность в городе, предлагая на неё достойных людей но слабых и порою спорных политиков. «Настоящий» республиканец кондово-красно-дубового покроя в городе не имеет никаких шансов, взять хотябы известного консрвативного журналиста Вильяма Бакли, получившего в 65м году 13 с половиной процентов, причём отняв голоса не столько у либерального республиканца Линдсея, сколько у кандидата от демократов); поэтому, чтобы побеждать на выборах, «репки», они же «слоники», должны привлекать людей полиберальнее. Джулиани по стандартам своей партии был отъявленным либералом и в моральных и отчасти в социальных вопросах; Блумберг вобще стал республиканцем только потому что для демпартии оказался слишком независим и не совсем «правилен» социально: там обоцыно предпочитают университетских профессоров, правозащитников и т.д., успешным «самодельным» бизнесменам. Не всегда (есть и случаи Боба Тёрнера, Неда Ламонта, Теда Корзайна и других), но как правило; тем паче что в таком важном мест как Нью-Йорк надо стремиться «разыгрывать всё до верного».
Люди устали от полу-республиакнцев во главе города, устали персонально от Блумберга (который кстати специальным разрешением горсовета пошел на 3-й срок в 2009м году, хотя городской референдум за несколько лет до этого решил чётко ограничить число возможных сроков на посту мэра двумя; ну да как по мне, тогдашняя ситиация была особой, и третий срок Блуми был уж точно не катастрофой и не нарушением демократии—если б люди были недовольны, они бы проголосовали против). Самое время демократам «вернуть своё». Тем более, что республиканские кандидаты в преемники Блуми, мягко говоря, «низажигают».
Рассмотрим их по поряядочку. Человек, вынесенный мною в заголовок—Джозеф Лота, некогда якобы «правая рука» Джулиани, впрочем настолько толи пассивная, толи наоборот, эффективная, что его имя лично мне, и думаю большинству горожан тоже, стало известно только года полтора назад. И вовсе не в связи с работой администрации города 20-летней давности.
Джо Лота, внук пожарника и таксиста, соответственно полуеврей—получех по происхождению и католик по вере, пройдя путь от первого в своей семье выпускника престижного ВУЗа(Джорджтауна, в данном случае) до полит. функционера и бизнесмена, в том числе в структурах Кейблвижн и Мэдисон Сквер Гардена—гигантов медиа а спортивного рынка—около двух лет назад стал главой Городской Транспортной Администрации Нью-Йорка(MTA). Той самой, о «войнах» с которой я писал как-то и на Эхе, и в других местах. Той самой, чьи водители автобусов порою дают отвлекать себя, а то и сами охотно отвлекаются, от нудного однообразного держания за баранку весёлыми разгоровами с пассажирами—при этом жалуясь на якобы низкую зарлату и недостаточное медицинское покрытие; чьи автобусы то и дело либо идут совсем не по расписанию, либо не идут вобще; чьи поезда периодически застревают в тоннелях или на мосту едва ли не на полчаса(а минут на 5-10 регулярно), порою без уведомления пассажиров о причинах задержки; и чьи услуги, по признанию одного из «инсайдеров», год от года становятся хуже и меньше, а цены за них—больше. Той самой эМТиЭй, которая позволяет добраться из одного конца города в другой за «каких-то жалких» три часа—зато на каждой станции сабвея теперь проведена сотовая связь, что вызвало у одного человека коментарий «прекрасно: ещё один раздражитель во время езды на поезде». И вот, мистер Лота, резво начинавший свой срок главы этого агентства в духе какого-нибудь президента Ниязова, ездя неузнанным на вверенных ему путях дабы из первых рук узнать их сосотияние, но быстро «сдувшийся» и ушедший после года работы, решил податься в мэры. Кому как, мне лично кажется такое поведение скорее плевком в лицо, а поддержка безусловно уважаемого мною Джулиани и стэйтен-айлендского конгрессмена Гримма, в чьей кампании я участвовал в «десятом» году—мало релевантны.
Вобще, в качестве лирического отступления, скажу следующее. Уже упомянутая Юлия Леонидовна Латынина недавно в своей программе говорила об ужасах московской системы транспорта и вобще городского устройства, сравнивая с США где зачастую мегаполис по сути состоит из кучи более мелких образований, мэры которых управляют территориями помен;ше, но зато как правило успешнее. Так вот, с Большим Яблоком это не совсем так: мы разделены на 5 больших «боро», президенты которых избираются народом и имеют некоторую долю власти, особенно на Стэйтене—впрочем, скорее основанной на личности чем на формальных полномочиях—но в обшем и целом, мэр Нью-Йорка безусловно в городе главный. Не знаю уж, поэтому или не поэтому, но и «единая» транспортная система в городе ассоцииеруется прежде всего с работой мэра, хотя формально МТА управляется Советом, представляющим наши «боро» плюс все другие графства, обслуживаемые ею. То есть вроде как «независимая» контора, но по сути это никого не обманывает. Так вот, после передачи Латыниной мне подумалось, а не стоит ли подумать над «разукрупнением» Нью-Йорка тоже, тем паче что Квинс когда-то был кучкой маленьких городов, а Стэйтен вобще к нашей метрополии можно сказать «притянули за уши».
Так что странно, например, видеть поддержку именно бывшего главы монополистического монстра гортранспорта в некоторых наших местных «русских» изданиях—например в журнале «Дружба».
Тем не менее, республиканский электорат так не считает. По опросам, Лота идёт первым и чем дальше, тем более уверенно опережает своих соперников: бизнесмена греческого проишождения Джона Кациматидиса, которого кстати когда-то прочили в преемники Блумбергу, и бывшего демократа, не менее бывшего президента Бронкса, и ещё более бывшего перспективного политика. Есть ещё, правда, нынешний глава полиции города Рэй Келли, пользующийся по какой-то причине весьма высокой репутацией вобще и среди республиканцев в частности. И это несмотря на совершенно провальное поведение во время краун-хайтских погромов 93-го года. По опросам, буде Келли войдёт в гонку, он моментально станет её лидером на «правом фланге», и едва ли не единственным на нём кто способенй реально потягаться за пост с демократами. Но войдёт ли? И стоит ли?
Вобщем, как по мне, то в «нашем» стане час от часу не легче: те кто лидирует, не зажигают (лично меня, по крайней мере), а те кто «зажигают»—не лидируют.
На этом фоне, особенно интересно происходящее в лагере демократов. Донедавна, явным лидером там была спикер горсовета Кристин Куинн—жесткий, амбициозный и достаточно эффективный лидер, по крайней мере по числу иницииеруемых ею законов, программ, делаемых заявлений, да и просто манере общения, и вдобавок, открытая лесбиянка. Скажу честно: последний факт лично мне не только по боку, а даже нравится. Во-первых, в данных вопросах я абсолютно терпим, во-вторых, главное для мэра это всё-таки эффективность, а в-третьих, кто его(вернее её, Кристин то есть) знает, что будет у неё на уме в семейном смысле ближе к середине и тем паче к концу мэрского срока. Смайл.
Другие кандидаты—а я, кстати, присуствовал на одних из дебатов демократов, в Стэйтен Айлендском Колледже—на демфланге «низажигали» едва ли не более чем у республиканцев. Кандидат в мэры на прошлых выборах, «городской котнролёр» Билл Томпсон внешне приятен, но вызывает ассоциации с Дэвидом Динкинсом, при котором собственно и сличился Краун-Хайтс; да и в нынешнем состязании, кажется, участвует скорее по инерции. Бывший депутат горсовета Сал Альбанезе—в чистом виде Жирик местного разлива, обещающий чуть ли не за год снизить стоимость проезда машин по мосту Вераззано, ведущему из Стэйтена в Бруклин и назад, с 13 долларов до 3-5. Нынешний «городской адвокат» (этакий современный народнуй трибун) Билл ДеБлазио—скучен ещё более, и одновременно чуть ли не радикальнее Альбанезе(приехать на консервативный Стэйтен и призывать к дальнейшему повышению налогов—НАДО ДОДУМАТЬСЯ!). Единственный кто, на мой вкус, мог бы составить солидную конкуренцию Кристин—это нынешний «контролёр» Джон Лиу, первый возможный азиат (конкретно, китаец) во главе города—но при всём его юморе и внешней привлекательности, вокруг его персоны витает некий ореол недоверительности, чем-то схожий с тем что было с Джоном Эдвардсом(они, кстати, даже внешне чем-то схожи).
Помните, как последний, казалось, «к успеху шел», а в итоге поплатился за неверность и бокее того, пренебрежение самим здоровьем супруги? А ведь кто знает, может жили б мы сейчас при президенте Эдвардсе; это уж точно было б не хуже Обамы. Смайл.
Так вот, с Джоном Лью ситуация посерьёзнее: кое-кто включая некоторых его нью-йоркских соплеменников—намекает на его связь с китайским правительством. Ох уж эта конфуцианская дисциплина и скрытность; иногда она идёт не в прок. Смайл.
Исходя из всего вышесказанного, лично мой выбор за кого голосовать этим ноябрём в мэры Нью-Й рка, в принципе вполне ясен. это—Кристин Квинн; человек который по всем признакам МОЖЕТ и ХОЧЕТ быть городским головой. Или городской, если угодно. И всё бы ничего, если бы не то самое «Возвращение Блудной Сосиски», которое я вслед за именем республиканского лидера гонки, вынес в заголовок.
Энтони Винер, некогда один из перспективнейших леволиберальных политиков страны, затем без 5-ти минут кандидат в мэры в 05м году от своей партии (в его кампании участвовал кстати и я, в поисках альтернатив Блумбергу, да и, признаюсь честно, выхода на Винера как конгрессмена, напрямую занимаюшегося внешнеполитическими темами); а затем—ярчайший пример, как выразился Джон Стюарт, неспровоцированного разрушения молодым политиком собственной карьеры, что собстенно и дало мне путёвку в жизнь на «Эхе»—вернулся в политику. Он объявил о намерении войти в мэрскую гонку среди деморкатов, вошел в неё, вгрызся в рейтинг Куинн и придал гонке интригу на грани опереточности. Может даже, за гранью: по некоторым сообшениям, ещё толком не войдя в гонку, он уже начал заигрывать с молодыми работницами своего избирательного штаба. Благо, его жена Хума Абедин, судя по всему, всё равно верна мужу и поддерживает его во всех начинаниях (и возможно, окончаниях. Смайл).
Судя по опросам, мужчины готовы простить его былые прегрешения (многие, подозреваю, готовы также простить и будущие); женщины же—не очень. Что понятно. Хуже (для его партии прежде всего) что он—единственный из вероятных кандидатов, по крайней мере по тем опросам которые видел я, чья победа в деморкатическом «пуле» делает более-менее серьёзными шансы кандидата от другой партии, на данный момент скорее всего—всё того же Лоты. Спорность и непредсказуемость Винера, его сходство(хотя и на гораздо менее серьёзном уровне) с начинавшим крылато но в итоге полностью опозорившимся деморкатом-губернатором Эллиотом Спитцером(кстати, тоже без лишнего стыда вернувшегося в публичную жизнь, в качестве телеведущего), наверняка заставят понервничать боссов Демпартии. И в данном редком случае, меня вместе с ними.
Вобщем, кому как, а мой выбор, как ответственного и принципиального гражданина города Нью-Йорк на выборах его главы образца 2013-го года— Кристин Куинн. Лучше уж понятная лесбиянка, чем непредсказуемый «натурал». Смайл.