Неужели турецкая весна?

Мордехай Кейдарkeydar

 

Вот уже почти неделя, как Турция шумит. Десятки тысяч демонстрантов вырвались на улицы почти сотни городов страны в шумном, дерзком протесте против премьер-министра, Реджепа Тайипа Эрдогана. Несколько человек были убиты, около 1500 — ранены и около 2000 — арестованы. Очки с улиц Турции напомнили массовые демонстрации января 2011 года в Тунисе, приведшие в конечном итоге к побегу президента Бен ‘ Али, площадь аль Тахрир в Каире, приведшая к свержению Мубарака, и демонстрации в начале того, что стало называться «Арабской весной» в Ливии, Йемене, Бахрейне и Сирии. Возникает вопрос: Настала ли сейча очередь Турции избавиться от премьер-министра Эрдогана и, возможно, также и от религиозной «партия справедливости и развития», управляющей страной, начиная с 2002 в качестве единственной партии, без необходимости в коалиции, потому что она имеет большинство в парламенте.

Ответом на этот вопрос будет, скорее всего, «нет», то есть, верховенству Эрдогана и его партии справедливости и развития, похоже, ничего пока не угрожает по нескольким причинам:

Первая и основная причина в том, что, в конце концов, Турция — демократическая страна, даже если ее демократия не является совершенной, и в демократической стране премьер-министр заменяется посредством выборов, а не демонстраций. В отличие от курдского меньшинства, турецкий народ, во всех своих секторах видит Турцию своей страной, и правительство считается законным, несмотря на существенную критику того, как оно функционирует. Не существует непреодолимого желания свергнуть правительство, а скорее улучшить его функционирование и исправить направление, в котором он тянет турецкое общество. Лозунги, раздававшиеся среди демонстрантов, выражают ярость вызванную поведением Эрдогана, а на самом деле — его личности, которая находится в центре внимания демонстраций. Один из плакатов в демонстрациях показал Эрдогана рядом с Гитлером, оба в нацистском приветствии, и для тех, кто не понимал изображения, было написано : «Эрдоган = Гитлер».

Вторая причина заключается в том, что режим действительно хочет погасить пламя, и поэтому в большинстве дней демонстраций и в большинстве мест, не было полицейских рядом с демонстрантами, с тем, чтобы свести к минимуму, насколько возможно, контакты с должностными лицами, и свести к минимуму потенциал для людей, быть ранеными. В середине недели было сообщено лишь о небольшом количестве погибших (порядка пяти человек), сотни раненых и около одной тысячи арестованных. По сравнению с Египтом или другими арабскими странами, которые пострадали от «Арабской весны», ситуация в Турции гораздо лучше, по крайней мере, на этом этапе.

Третья причина, почему Эрдоган будет оставаться у власти – это то, что, чем больше демонстрации против него будут обоснованнее, тем оправданнее для него будет (если он захочет) вывести миллионы турок на демонстрацию в поддержку его и его правления. Его сторонники, а также его оппозиция хорошо знают, что в течение последних одиннадцати лет, он сделал Турцию экономически сильной, конечно, по сравнению с Европой, которая дала ему пощечину, отказав Турции вступить в Европейский союз. Ему, исламисту, было тяжело принять отказ, потому что реальная причина, почему Турция не была принята в Союз- это то, что Турция является исламской страной, а Европа не хочет предоставлять членство 80 миллионам мусульман. Эти последние пять лет с начала экономического кризиса в 2008 году, Эрдоган смеялся над Европой всю дорогу до банка. Если бы Турция стала членом Европейского союза, она должна была бы оказывать поддержку, среди прочих, и Греции, а меньше всего, что хетели бы турки – это поддерживать греков.

Одно сравнение: ВНП Турции на душу населения составляет $14 000 в год, тогда как в Египте – это едва половина этой суммы – около $6 000. Распределение в Египте – гораздо хуже, чем в Турции, и поэтому там миллионы людей живут на $2 в день, тогда как в Турции экономический успех распространяется на многие слои населения. Правда, в Турции также есть очаги нищеты, но они не имеют критической массы и их обнищание не является достаточно серьезным, как в Египет, чтобы вывести миллионы на улицы для демонстрации против режима из-за голода и бедности.

Неудовлетворенность

Демонстрации против Эрдогана проистекают из чувства среди его оппозиции, что он также пересек линию в Турции в ряде вопросов.

Первый вопрос культурный. Турция является ареной в битве между исламской традиции и наследием светского национализма Мустафы Кемаля Ататюрка (отца турок) который основал современную Турцию после поражения Османской империи в первой мировой войне. С его приходом к власти в конце 1923, он ввел светскую националистическую повестку дня страны, разрешал употреблять алкоголь и сделал «raki» национальным напитком, несмотря на то, что он алкогольный. Он покончил с обязательным соблюдением исламского шариата, ввел для турок гражданские браки и разводы, изменил письменный язык с арабского алфавита на латиницу, закрыл медресе, уволил имамов, запретил ношение чалмы, разрешил женщинам выходить на улицу без головного убора, как женщины в Европе и пропагандировал политические и гражданские права женщин. Его преемник, Президент Исмет Инёню, продолжал этот путь до 1950. Таким образом, за почти 30 лет граждане Турции прошли трудную «образовательную программу», направленную на освобождение их от ислам и приобщение их к современному светскому образу жизни, либеральному во всех отношениях, кроме религии.

Параллельно базар — шук — развивался в результате нескольких факторов. Эти факторы включают: экономическую стабильность, чувство «бизнес прежде всего», европейские рынки и путешественники, которые приезжали ордами насладиться приятным климатом, привлекательными пляжами и обслуживанием «все включено». Военные, парламент, президент и высокий суд входили в систему, которая должна была стоять на страже Конституции, что означало светское государство.

Перевоспитание хорошо работало в городах, потому что там, режим эффективно присутствовал, и его различные ветви могли контролировать применение антиисламских законов и принципов. Культурная элита развивалась в городах, включая актеров театра, писателей, поэтов, журналистов, политиков, юристов и врачей, а также ученых, экономистов и бухгалтеров, с впечатляющим количеством женщин среди этой современной, «европейский» элиты. Как и во всем мире, демографически эта элита имела низкий показатель рождаемости, главным образом потому, что женщины обычно имеют планы помимо того, чтобы быть женой и матерью. Таким образом, средний возраст вступления в брак был относительно высоким, а количество детей — низким.

Светский образ жизни был проблемой в деревнях, потому что там режим оставил небольшой и маргинальный след, и традиции по-прежнемуиграли роль в отношениях с ними. Чем дальше деревня была от городских центров, тем более традиционным был уклад ее жителей, и в результате этого уровень рождаемости в деревнях остался высоким. Таким образом, за 90 лет — четыре поколения – прошедшие после того, как Ататюрк начал культурную революцию, традиционалисты стали большинством, а светские граждане стали меньшинством в Турции. Этот факт был отражен в парламенте, когда религиозная партия Неджметтина Эрбакана «Партия благосостояния» победила на выборах в 1996. Светский сектор не принял своего поражения и потребовал Верховный суд — светская крепость в те дни — запретить религиозные партии. Суд пошел на это, и Эрбакан был вынужден уйти в отставку в 1997.

Почти через 6 лет после этого, в 2003, его ученик Эрдоган пришел к власти после того, как его партия «Справедливость и развитие». получила большинство в парламенте. Большая часть светских секторов оказались вне политики, и для Эрдогана и его друзей это стало своего рода местью за десятки лет, когда религиозные были на обочине и подавлены. Поскольку Исламская партия пришла к власти, она внесла изменения в турецкую общественную жизнь: исламские суды были возвращены и стали заниматься вопросами развода, женщины допускались в университеты только в головных уборах, и были предприняты попытки запретить аборты и употребление алкоголя. Светские офицеры армии были заменены теми, кто были верны исламскому режиму, а параллельные изменения были внесены в Верховный суд после референдума, который подготовил почву для таких изменений.

Светские сектора возражали против этих исламских процессов. За последние 11 лет они пытались остановить процесс постепенного возвращения ислама на свои позиции, которые он занимал до падения Османской империи. Беспокойные молодые люди, которые вырвались на улицы неделю назад, несли транспаранты красного цвета, цвета турецкой нации. В противоположность этому баннеры, которые несли приверженцы ислама на их демонстрациях против войны в Ираке в 2003, были зеленого цвета. Красные националисты против зеленых исламистов, и в борьбе за турецкую культуру, цвет указывает на культурную самобытность.

Диктаторские замашки

Другой вопрос, который вывел демонстрантов на улицы, было диктаторское поведение Эрдогана: в последние годы он посадил в тюрьму почти 100 журналистов за их критику его. Правительство Турции под его руководством мониторило, что турецкие Интернет-пользователи выкладывают в социальных сетях, в основном Facebook и Twitter. Полиция стала себе позволять разгонять демонстрации против Эрдогана грубо и безжалостно, используя газ, смешанный с водой, и даже резиновые пули, которые вызывают сильную боль, даже если они не убивают. В недавних демонстрациях один человек потерял глаз в результате попадания резиновой пули с покрытием. Грубый и резкий стиль Эрдогана злит очень многих турок, которые чувствуют себя униженными его высокомерием. Соглашение, которого достиг Эрдоган в последнее время с курдским лидером Абдуллой Оджаланом, также вызывает гнев многих из тех, кто видит турецкую нацию и ее права как высшие принципы. Они видят это соглашение как уступку курдскому террору, и с их точки зрения, всякая уступка курдам наносит вред турецкому характеру страны.

Внешняя политика Эрдогана также получила значительную критику: его противники убеждены, что его участие в Сирии ведет к ухудшению там хаоса, и Турция потеряла арабские мировые рынки, где Сирия служила мостом к ним. Сирийские беженцы в Турции, примерно двести тысяч или даже больше являются бременем для турецкого бюджета, а напряженность на границе между Турцией и Сирией не способствует тишине, необходимой для экономического процветания. Многие светские турки с неудовольствием смотрят на поддержку Эрдогана сирийских повстанцев, которых отождествляют с Аль Каидой, так же, как они возражают против его вопиющего сочувствия движению Хамаса в Газе, и они обвиняют его в создании дела Мави Мармара. Они не согласны с реакцией Израиля, который, по их мнению, была необоснованно преувеличена, но параллельно есть еще больше таких, которые думают, что мероприятие началось как необоснованные провокационные действия Эрдогана.

Хамский стиль речи Эрдогана, пренебрежительная манера относиться к своим политическим оппонентам, его зацикленность на религиозной атрибутике и его активистская внешняя политика на Ближнем Востоке вызывают обеспокоенность среди его оппозиции тем, что он пытается восстановить Османскую империю и стать современным Султаном. Эти проблемы усилились в последние два года, поскольку он начал передачу власти от премьер-министра — президенту с намерением стать избранным президентом в 2014 и иметь такие же полномочия, как у президента Соединенных Штатов Америки, Франции и Бразилии, которые служат в качестве исполнительных глав в своих странах.

События на площади Таксим

Квартал Таксим находится в центре Стамбула и является крепостью современного националистического государства. В центре находится парк Гези с сотнями древних деревьев, среди которых любил гулять Ататюрк. Планы по улучшению места включают строительство мечети и выкорчевывание деревьев, что показалось светским гражданам как исламский удар по символам секуляризма и турецкого национализма. Этот удар стал соломиной, которая сломала верблюду спину, той искрой, которая разожгла светскую публику и послал ее на улицы, чтобы защитить площадь Таксим своими телами, чтобы защитить символы нации, культуры, искусства, демократии и права говорить и выражать критику.

Есть слухи, что среди тех, кто выгадывает от изменений на площади Таксим, находятся два агента по недвижимости, которые лично близки к Эрдогану. Этот слух создает впечатление, что режим является коррупционным и тухлым, и что он отдает национальные символы в обмен на дружбу с премьер-министром.

Эрдоган обвиняет иностранцев в разжигании масс против него и использует теорию заговора в свою защиту. Он назвает их «коммунисты», и его представители утверждают, что те, кто разжигают демонстрации являются не более чем горсткой маргинальных личностей, которые принадлежат к радикальным левым. Турецкие СМИ минимизировали свои освещения событий на прошлой неделе, чтобы не дать бесплатную рекламу инициаторам демонстраций и так, чтобы поощрить общественность не связываться с ними. Эрдоган, сам представляет все дело как обычное отношение и поехал на этой неделе в турне по странам Северной Африки. Он также предполагает побывать в Газе в этом месяце, в явное нарушение рекомендации президента Соединенных Штатов, чей госсекретарь — Джон Керри – пытался отговорить его от этого.

Что дальше?

Как показывает ход событий, демонстрации не угрожают правительству Турции и не принесут значительного вреда имиджу Эрдогана. Есть аналитики, которые утверждают, что демонстрации даже укрепят его позицию среди религиозных групп, потому что они боятся возрождения светских и их возвращения к власти.

Здесь я разделяю с моими читателями то, что я сам услышал, когда посетил Турцию летом прошлого года и встретился с пожилыми людьми от правящей религиозной партии. Были такие, кто выражал большое негодование по поводу грубого стиля премьер-министра, его импульсивности, высокомерия, с которым он относится к любому, кто не входит в его внутренний круг и хамство, которое он внес в политический дискурс страны. Они также не согласны с тем, как он относится к Израилю. Некоторые из них даже утверждали, что им стыдно за него, но у них нет выбора, кроме как поддержать его, потому что он знает, как возбудить массы. Другой лидер может быть бледным и непривлекательным, а результатом будет возвращение секулярных к власти.

Эрдогану придется делать выводы из демонстраций, даже если они прекратятся, потому что если он продолжит вести себя, как он вел себя до сих пор, то демонстрации будут продолжаться и даже усилятся. Если так произойдет, Турция будет платить высокую цену, экономическую из-за сокращения туризма, так как ноги туриста не будет в нестабильной стране (посмотрите на Египет, Тунис и Сирию). Разумно предположить, что в ближайшем будущем, Эрдоган будет более чутко реагировать на людей от своей партии, которые не согласны с его стилем речи и его контролем по каждому небольшому вопросу. Может быть, он даже отпустит некоторых журналистов из тюрьмы. В сложившейся после демонстраций ситуации, ему будет трудно продолжать свои изменения в Конституции, которые смогут укрепить позиции президента за счет премьер-министра, потому что сегодня общественность более осведомлена, чем в прошлом, о его стремлении к накоплению власти и, возможно, стать султаном нео-Османской турецкой империи.

Сможет ли Эрдоган сделать основополагающие изменения в стране? В своем поведении? В своей личности? Разумно предположить, что не сможет, и, таким образом, в будущем на улицах Турции вероятно будет больше демонстраций, насилия, раненных и убитых, и каждый раз будут возникают вопросы: является Турция настоящей демократией? Знает ли правящая элита, как защищать гражданские права тех, кто не является ее частью? Нет ли в этой стране более мирных и приемлемых способов влиять на поведение режима законным путем?

Видимо, должен пройти не один год, пока Турция станет неотъемлемой частью европейской культуры, но пока это произойдет, Европа, скорее, сама станет неотъемлемой частью исламской культуры.

Перевод: Мирьям Аргаман
Опубликовано в блоге «Трансляриум«


Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора