Беседы в темноте. Беседы с равом Авраамом Бинским

Беседы в темноте– Шалом, рав! У меня возник непредвиденный вопрос. Как-то, недельку назад, ехал я поздней ночью с работы, ждал поезда на пустынной станции. Подсел ко мне крепкий парень лет 35 и доложил: «Я каждый день молюсь Б-гу, чтобы пришел новый Гитлер и уничтожил всех религиозных евреев!» На вопрос, что они ему сделали — «Погубили мою жизнь». — «Как?» — «Дело уже давнее». За беседой выяснилось: он — еврей, в пакете малюсенькая кипа; сын раввина и, видимо, из России (но на русский не хотел переходить). Знал он рава Ицхака Зильбера лично и глубоко уважал, считал праведником, а меня спросил: «Не в московской ли иешиве «Торат хаим» ты учился?» «Зато все остальные раввины — семя Амалека! Все обман!» Я уточнил: «Так ты — еврей-самоненавистник?» — «Да!» Тут подошел поезд, и я предпочел ехать в другом вагоне — вижу, разговор бесполезен, парень упивается своей крутизной, не раз повторил: «Молюсь о приходе нового Гитлера — пусть всех религиозных убьет, даже если и других с ними, ладно, пускай — может, тогда хоть оставшиеся раскаются!» Что это, рав?
– Реб Арье, начнем с того, что вам попался классический экземпляр «нееврейского еврея».
– Ну как же, рав, он же молится!
– Реб Арье, вы мне напомнили — я знал в Голландии одного еврея, который вообще ничего не соблюдал и евреев не любил в принципе, но на молитву всегда являлся самым первым. Мы с приятелем раз спросили его: «Мы знаем, что вы ни в Б-га, ни в черта не верите — извините, что же вы здесь делаете?» Ответ: «Это самое большое удовольствие в моей жизни — молиться!» Но вам попался именно тот, кого известный (нееврейский) историк Пол Джонсон называл «not jewish jew», в куда более «традиционной» для этого сорта форме. Были очень яркие представители нашего народа — самоненавистники, такие как Карл Маркс, Генри Киссинджер… И ваша ночная беседа — просто в книгу еврейских типажей! К сожалению, таких евреев немало.
– Ребе, откуда они берутся? Этот утверждал, что ему в молодости какое-то большое зло сделали религиозные евреи.
– Реб Арье, вы должны были ему ответить, что зло — оно интернационально. И то, что человек акцентирует свое внимание на проступках именно евреев, — это не говорит о его способности анализировать свою жизнь. Более того, все это очень «простой ход», как говорят шахматисты, чтобы оправдать свое нежелание иметь какое-либо отношение к еврейской Традиции.
– Секундочку, рав, — но ведь он, если ему верить, сын раввина, наверное, где-то учился, раз знаком с системой обучения Торе в России! С чего он вдруг так возненавидел еврейство? Может быть, действительно кто-то в кипе поступил очень недостойно и его, ожидавшего от людей Торы высокой морали, это ударило в самое сердце?
– Что там у него произошло и произошло ли что-нибудь вообще — мне это неведомо, он же не захотел вам рассказывать. А насчет его родословной… Все мы сыновья раввинов — в том или ином поколении; все мы потомки Авраама. Мне особенно нравится, когда нерелигиозные люди рассказывают, что они — «сыновья раввинов». Это чрезвычайно впечатляет, когда вы говорите с весьма далеким от всего еврейского человеком, который мотивирует свои «идеи» тем, что он «потомок раввина». Правда, это несколько лучше, чем «сын лейтенанта Шмидта».
– Извините, чаще всего это элементарная попытка придать себе вес. Но здесь же прямой контакт, сын — это не «далекий потомок»! Он папу знает и с ним тесно общается.
– Реб Арье, иногда это «далекий контакт», порой более «близкий контакт» — дедушка и внук. Я тоже наблюдал на этой неделе любопытную сценку. Зашел я в магазин «джудаики», работников которого хорошо знаю. Там стоит у прилавка один молодой религиозный американский еврей, высокий и симпатичный. Пожилая женщина заговорила с ним на идиш — идиш он не понимал. Я предложил ей помочь: «Что вы ищете?» А она с возмущением мне отвечает (не совсем на мой вопрос): «Как это, религиозный еврей — и не говорит на идиш?! Он же гой!» На что я, естественно, полюбопытствовал: «А ваш сын и внуки говорят на идиш?» Замешательство, в конце сокрушенное «нет». «Так получается, что ваши наследники тоже гои, по вашей логике? Этот молодой человек живет по законам Торы, а ваши дети и внуки и идиш не знают, и не живут по Торе! Давайте лучше я вам помогу купить, что вам нужно».
Когда человек рассказывает, что он «сын раввина» или «говорит на идиш», этим он, как ему кажется, подтверждает свой «суперкошерный статус»: «Ну и что вы там можете мне сказать?» Может быть, это прозвучит несколько грубовато, мне не хочется никого обижать, но именно по этому поводу Мидраш приводит такую притчу: «Свинья выставляет вперед свои раздвоенные копыта (один из двух признаков кошерности), пряча за этим то, что она не пережевывает жвачку и из-за этого кошерной никак не может считаться».
Говорящие на иврите или идиш, сыновья раввинов, жители Израиля, сионисты, деятели еврейских организаций и т.п. — всё это не определяет их как истинных евреев. Всё такое в контексте нашего разговора — только «лейблс», и использование их как доказательства «своего настоящего еврейства» выглядит просто глупо. Более того, это обман самого себя. Только связь с живым источником нашей святой Торы определяет истинное еврейство — и ничего более!
– То есть вы хотите сказать, рав, что наши нерелигиозные друзья и родственники — вообще не евреи?!
– Реб Арье, вы опять изображаете из себя «рош катан» («маленькую голову») — делаете вид, что вы ничего не понимаете. Я этого не мог сказать! Потому что каждый еврей — это целый мир, с огромным потенциалом доброты, любви к ближнему, поиска истины и т.д. Я только имел в виду, что люди используют всевозможную мишуру, названия — «лейблс», обосновывая свое еврейство.
– Так-так-так. То есть мой ночной собеседник, призывающий ежедневно и многократно нового Гитлера, делает это исключительно по доброте душевной и ради поиска истины?! Может, тогда я лучше пойду в буддисты?
– Ну идите уже наконец, реб Арье, сделайте одолжение! На мусульманина вы не потянули, в религиозные сионисты превращаться пока не надумали… Я предполагаю, что у вашего ночного собеседника было просто состояние аффекта, когда он увидел на ночной станции пейсатого еврея, читающего Рамбама.
– Рав, а если серьезно. Говорится же, что «неверующие евреи зачастую ненавидят людей Торы, поскольку Тора названа «мораша» — наследие. И мудрецы уточняют: «Читай не мораша — наследие, а меураса — обрученная». И человек, изучающий при тебе Тору, по жесткому выражению этого Мидраша, «словно сожительствует с невестой, с которой ты обручен». «А как можно тогда не ревновать и не ненавидеть?!»
– Да, это очень меткое определение. Но вы знаете, что касается до всевозможных еврейских терзаний — «кем быть?», «в какую сторону идти?» — иногда в такое место человека заносит… Как в предыдущей главе, у величайшего умника Кораха, восставшего «за демократию» против учителя еврейского народа Моше и погибшего, по воле Создателя, вместе со своими приспешниками и большинством родных. Мудрецы говорят, что есть два вида спора: «спор во имя Небес» и «спор не во имя истины», а ради своих личных интересов, оправданий, страхов и обид. Когда люди пытаются перенести свои личные конфликты и неудачи в плоскость якобы «религиозного диспута»… И почему-то у них всегда оказывается, что виноваты другие, и это «вынудило» их стать теми, кем они стали.
– Но призывать на свой народ и на себя самого, в частности, «нового Гитлера» — неужели это только поза или психологическая неадекватность, некоторый «нарциссизм наоборот»?
– Это крайняя форма еврейского антисемитизма и духовного мазохизма. Мы свидетели того, что немало представителей богемной «элиты» русского еврейства перешли в православие — это другая известная форма того же самоненавистничества и духовного мазохизма. Правда, может быть, этих евреев нельзя очень сильно корить, они не имеют ни малейшего представления о том, что такое истинное еврейство… Многие писатели, историки, философы занимались из поколения в поколение фальсификацией, искажением всего, с еврейством связанного. Художественная литература создала иллюзорный мир, в котором еврейство Торы выглядит совсем иным, чем в действительности.
Лидер движения «Мусар» («Нравственность») в Америке рав Авигдор Миллер пишет: «Благодаря тому, что у нашего народа никогда не было «светской литературы», мы сохранили чистый, неиспорченный взгляд на мир. Неевреи до безу­мия исказили реальность, создав, например, фальшивый идеал «романтической любви», который переродился в мистический культ. Но сильнее всего извратили правду о нашем народе. Самый милосердный из народов представлен Шекспиром в образе «злодея и кровопийцы» ростовщика Шейлока.
И каждая постановка и прочтение этой пьесы вносит свой вклад в гору клеветы на наш народ. Народ, дети которого с малых лет учатся по Талмуду уважать чужую собственность, представлен в книге Диккенса вором Фейгиным, который учит маленьких детей воровать. Народ, «чей Б-г ненавидит разврат», самый нравственный народ в мире, выведен Тургеневым в образе шпиона-еврея, который торгует добродетелью дочери. А лондонский еврей изображен Крониным осквернителем добродетели достойной христианской матроны. И следует отметить, что эти злобные вымыслы — ЕДИНСТВЕННОЕ, что написали о евреях упомянутые рассказчики!» И мы, евреи, являемся жертвами воспитания в такой культурной среде!
– Рав, но тогда приведите обратный пример — как сегодня еврей должен проявлять свою любовь к народу Израиля? В реальном мире, не в литературной фикции. Как мы должны научиться, суметь увидеть свой народ на самом деле? Особенно не имея разностороннего опыта общения с евреями Торы.
– Мы говорим тогда, на самом деле, о чуде. Живя в нашем измерении, в мире, который уводит, заманивает нас в разные виды идолопоклонства, приучает копировать «хорошо продаваемых свежих кумиров»… Попросту —  подражать другим народам. Рав Миллер пишет об этом: «Евреи никогда не изобретали собственных идолов. Золотые быки Иероваама были повторением египетского идолопоклонства. По этой причине в Йом Кипур отсылают козла отпущения — «и козел («сеир») унесет с собой все грехи в пустынную землю». Козел отпущения — это Эсав, как написано в книге Берешит: «Вот Эсав, брат мой, человек волосатый («сеир»)». Народы, соблазняющие нас следовать за собой, несут ответственность за большинство грехов Израиля. «Я черна, но красива», — говорится в Песне Песней. Черный от природы человек останется таким навсегда, а тот, кто опален солнцем, может вернуть былую белизну, удалившись от солнечных лучей».
– Не об этом ли говорит Талмуд, сравнивая Эсава с Солнцем, а Яакова с Луной?
– Не только об этом. Но и об этом тоже. Неблагоприятные обстоятельства привели к тому, что наш народ «почернел от солнца».
– Но в изгнание в «пустыню народов» нас отправил Создатель мира за наши же грехи!
– Да, Тора сурово обличает народ Израиля и критикует даже величайших его представителей — Моше, Яакова, Авраама и т.д. А про «поколение пустыни», которые называют также «поколением знания», написано в Торе: «Они гневили Меня уже 10 раз», «они гневили Меня небогом…». Но при всем при этом евреи поколения пустыни находились на самом высоком уровне за всю историю человечества, вплоть до наших дней! Они сорок лет без помех изучали Тору под руководством величайших ее знатоков и стали по-настоящему святым народом. Учение, Закон нашего народа берет начало тогда. Но в дальнейшей истории, особенно в последние две тысячи лет, мы живем не в песчаной пустыне, а в изгнании в «пустыне народов»…
Несмотря на это, есть такое выражение: «Нецах Исроэль ло ишакер» — «Вечность Израиля не обманет». Мы остаемся народом Б-га, народом Торы. Наш народ — живая и очень деятельная нация, динамичная и постоянно генерирующая новые идеи, новые движения и формы. И это — самый главный аргумент о нашем прошлом, настоящем и будущем. Что бы ни говорили, как бы ни называли нас «исторической окаменелостью» (Кейнс) — они не дождутся! Сама наша длинная и невероятно богатая история, то, что сегодня мы по-прежнему в центре внимания всего мира — одно из чудес света.
– Но все-таки, как можно «еврею со стороны» увидеть красоту, мудрость, порядочность и достоинство избранного народа?
– Чтобы на самом деле это увидеть, нужно начать знакомиться со своим духовным богатством. Когда вы начнете не поверхностно общаться с живыми представителями этого богатства, с людьми, действительно живущими по законам Торы, — вся мишура «культурной» клеветы на наш народ быстро осыплется.
– Да, подтверждаю, со мною такое уже произошло. Не то чтобы «на Солнце нет пятен»… Не то что все в религиозном мире идеально — люди есть люди, порой кто-то оступается. Но общий дух, атмосфера жизни религиозных евреев — это гораздо ближе к моим юношеским идеалам, чем что бы то ни было другое. А мне пришлось и немало поездить по миру, и погулять по религиям, философиям и культурам…
Теперь, рав, я приношу извинения вам и читателям, ведь в прошлый раз мы грозились поговорить о том, как евреи Торы воспринимают сегодняшний мир и его перспективы. Грешен, отвлек. Вы позволите, мы коснемся этого в следующий раз?
– «Бли недер» («не беря на себя зарок»).
P.S. Уже редактируя интервью, прочел о смерти известного израильского писателя Йорама Канюка. Еврей, юношей сражавшийся в Пальмахе в Войну за независимость и раненный под Иерусалимом; еврей, женатый на американской христианке, художник, типичный представитель «левой израильской богемы». Недавно он прославился тем, что выиграл суд против МВД Израиля за право не писать (!) в своих документах «йегуди» (еврей, иудей) — «потому, что я не имею никакого отношения к иудейской религии». Конечно, «об ушедших хорошо или ничего», но… Ребята, евреи — куда вас только не заносит!..
Беседовал Арье ЮДАСИН
Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора