Политический портрет Шимона Переса, нынешнего президента Израиля в честь 90-летия

 Shimon-Peres-007

Политические поражения он испытывал гораздо чаще, чем победы
 

Рут Вайс

Очень редко лидеры сходят с политической сцены под гром оваций. А если это лидер, использующий во зло свой статус, то тем самым он только пятнает своё имя. А кому-то ещё при жизни повезёт увидеть, как постфактум его имидж расцветает – или напротив, трещит по швам. Различные течения сионистов, как правило, до сих пор спорят о слабости Герцля. Бен-Гуриону пришлось уйти в отставку раньше времени и жить на скромную пенсию. Про Ицхака Рабина вспоминать больно, точно так же (правда, при других обстоятельствах) — про Ариэля Шарона.

Шимон Перес побивает все прогнозы. Единственный израильтянин, исполнявший обязанности и главы правительства, и президента, достигший небывалой популярности и у себя в стране, и на международной арене. Ожидается, что лидеры со всего мира прибудут в Иерусалим на торжества по случаю 90-летия пятого президента (которые совпадут с ежегодным съездом, обычно устраиваемым Пересом). Он, который в своей жизни гораздо чаще испытывал политические поражения, нежели победы, в этот день будет выглядеть уверенным и спокойным.

С момента начала своей общественной деятельности, кибуцник, не достигший 20 лет, Шимон Перес (тогда – Перский) уже являлся олицетворением духа, получившего название «самого великого поколения» Израиля. Война в Европе только подтолкнула борьбу евреев за независимость. В самом Еврейском Ишуве в Палестине евреи сражались на стороне британцев, являясь существенной силой в этой войне (голландский журналист Пьер Ван- Фанс называл Еврейский Ишув «забытым союзником»). Перес, которого Бен-Гурион холил и опекал как будущего лидера, успешно исполнял всевозможные функции в оборонном ведомстве. Он договаривался насчёт важных сделок по приобретению оружия, что обеспечивало «Хагане» требуемые средства для защиты государства в пути. После создания государства Бен-Гурион продолжил продвигать его в министерстве обороны. Благодаря нахальству, способностям и находчивости, коими, впрочем, славилась молодёжь его поколения, Перес не только расширил сеть сделок по приобретению оружия для Израиля, но и тем самым поощрил разработку оружия для ЦАХАЛа в самом Израиле. Деловые операции, которые он проводил с производителями оружия во Франции, Германии, Англии и США, осуществлялись таким образом, что выходили за рамки не только высокой дипломатии, но и детективных триллеров.

 

Он обеспечил Израиль сдерживающей силой

Известного исследователя Гершома Шалема как-то спросили, как получилось, что в Израиле больше военных, чем деятелей культуры. Он ответил: евреи – народ талантливый, и еврейский талант нацеливается на то, в чём имеется в данным момент большая потребность. Это толкование сшито в точности по мерке Шимона Переса, имеющего склонность к гуманитарным наукам, но использовавшего свой интеллект для усиления оборонной мощи Израиля. Пересу доверили ключевой пост в руководстве созданием ядерного реактора в Димоне, и он практически один обеспечил Израиль сдерживающей силой – как минимум против врагов, обладающих хотя бы капелькой рационализма. Он утвердил «Операцию Энтебе» и проконтролировал её. Он отождествил активистов движения «Гуш Эмуним» не только с карикатурой на религиозных фанатиков, какими их изображали радикальные леваки, но и с первопроходцами дней своей молодости.

Да, Перес внёс важнейший вклад в безопасность Израиля в решающий период. Но нельзя забывать и о другой стороне, повлиявшей на этого человека. В своей молодости (он репатриировался в 1935 году в возрасте 12 лет) он хотел быть образцовым первопроходцем, впитавшим в себя коллективную этику и идеал сельского труженика. Но ему так и не удалось избавиться от польского акцента в иврите, от признаков полученного им религиозного воспитания, от любви к европейской культуре — этим он сильно отличался от типичного сабры (рождённого в Эрец Исраэль – прим.перев.). А особенно его угнетала критика, что он не воевал, не рисковал жизнью в Войне за Независимость. Этот факт позже не раз использовался его политическими противниками. Поскольку он был видным и ответственным деятелем в сфере безопасности, особое внимание было обращено на то, что он не воевал (о чём он сожалеет до сих пор) – несмотря на его вклад в усиление мощи вооружённых сил Израиля, который был ничуть не меньшим, чем он мог бы внести в военной форме.

Хотя Перес был бОльшим знатоком тогдашней внутренней политики, нежели Абба Эвен, обладатель британского акцента, но, подобно Эвену, его тоже подозревали в некоей «чужеродности» из-за вежливости и хороших манер. Это свойство, которое привело их обоих к имиджам величия именно во внешних отношениях. Эвен был голосом гордости Израиля. Перес создал систему личных отношений, порою тайных, с теми лидерами, которые бы не хотели раскрытия факта их встреч. Его умение вести переговоры и достигать международных соглашений, конечно, вызвало в нём ощущение, что он способен действовать и помимо правительства, которому он служит.

 

Он был убеждён в чистоте своих намерений

В душевных свойствах и рассудке Переса есть чёрточки, которые его друг, писатель Амос Оз относит к его ненасытному стремлению к любви. Сам Перес считает, что это — его упорная вера в более светлое будущее, которое наступит в нашей Стране. О нём говорят: поскольку эта его сильная убеждённость зиждется на его честности и чистоте, он много раз он продвигал свои планы, ни с кем не советуясь, как это положено, без предварительных обдумываний, включающих подготовку резервных планов на случай неудачи. В то время, как других израильских лидеров подвергали критике за излишнюю торопливость, Пересу удавалось позаботиться даже о сторонниках практической реализации своих предвидений. Не будучи склонным заниматься повседневными делами, вроде абсорбции репатриантов, образования, связи или финансов, он предпочитал строить планы о решении проблем мира и войны арабов против Израиля, игнорируя корни этой проблемы, вытекающие из самой сути вопросов существования еврейского государства.

Поскольку он был членом партии власти – сначала МАПАЙ, затем МААРАХ, — планы Переса (которые порой считались опрометчивыми) находились под контролем лидеров, оппонентов и советников в коалиции. Однако такое положение драматически изменилось в связи с переворотом 1977 года. В результате победы на выборах пришёл к власти Ликуд, до того являвшийся правой оппозицией, и 20-летнему правлению партии Авода пришёл конец. Вместо того, чтобы рассматривать это, как естественное и неизбежное развитие демократии, поняв, что израильский избиратель предпочитает более наступательную внешнюю политику (а также более свободную экономику), Перес остался при убеждении, что его обязанность спасти Израиль, вызволить его из лап Ликуда. Как и многие леваки, он нафантазировал себе, что Западный Берег (такой эвфемизм придумали записные миротворцы для территорий Йеудеи и Шомрона после их освобождения в ходе 6–дневной войны, чтобы затушевать тот факт, что это древние и исконные еврейские земли – прим.перев.), завоёванный Израилем вследствие арабской агрессии, это и есть причина арабо-израильского конфликта. А стало быть, возможно достичь мира посредством территориальных уступок. Он занялся своей собственной внешней политикой, противоречащей позиции правительства, ясное дело, не получив на то никакого разрешения.

 

Он проигнорировал тройной запрет

В этом были свои недостатки. Даже среди тех, кто не имеет понятия о государственной мудрости, Перес как политик вёл себя жалко. Это очевидно в изданной им книге «The Imaginary Voyage» (1998), где он использует мотив «Альтнойланд (Старо-новая земля)», предвидения Герцля о еврейском государстве, взяв Герцля на экскурсию по стране, которую тот некогда вообразил. Под конец экскурсии Герцль говорит: «Если захотите, это не будет сказкой», подтвердив, что его мечта 1902 года превратилась в реальность. Но тем самым автор Перес как бы отвечает: «А сейчас у его мечты есть другое название, гораздо прекраснее на иврите, и имя это – МИР!» Смысл этого – как бы мечта Переса является продолжением мечты Герцля, инее может быть более ошибочной. НА деле же, мечты их обоих опираются на совершенно противоположные основания. Герцль базировал своё предвидение, думая о том, чего евреи могут достичь своим умом и стараниями. В то же время Перес основывает свою мечту на ложной надежде на деятельность арабов. Под лозунгом «надежда» Перес запутался между верой евреев в свои способности и возможности — и надеждой, воплощение коей обусловлено тем, что сделают враги, на самом деле жаждущие ликвидировать само государство Израиля.

А вот ещё один трюк Переса-фантазёра. Его можно найти в его книге «Новый Ближний Восток» (1993), которую один из его сподвижников определил как неудачную фантазию, то есть неспособность представить себе арабов такими, каковы они на самом деле. И ведь действительно, вся писанина Переса, коей предпосланы заголовки типа «Новая заря», «Мир меняется», «Сражение за мир», основана на тех же неизменных предположениях (вне всякой связи с вопросом – сколько раз реальность доказывала их ошибочность?) То, что могло остаться не более, чем лёгким интеллектуальным упражнением, на этом этапе превратилось в нечто угрожающее. Ведь автор, как и было сказано, начал заниматься собственной внешней политикой, основанной на облаке его галлюцинаций.

По свидетельствам его собственным и мобилизованных им на решение этой задачи, тайные методы, которые использовал в прошлом для сдерживания врагов, теперь Перес использовал для продвижения «мирного процесса». При этом он проигнорировал тройной запрет Ицхака Рабина. И главный из них: НЕТ – переговорам с ООП. Беседы, проводимые Пересом сотоварищи с ООП, превратились в одно из крупных мошенничеств в истории политики. И их жертвой стало государство Израиля. Ведь они поверили, что группировка, главная цель которой – уничтожение Израиля, вдруг превратится в доброго соседа для сотрудничества и сосуществования. Перес сотоварищи согласились пожать руку Ясеру Арафату, словно он некий продавец алмазов из Антверпена.

Израиль был наказан за этот политический идиотизм. И уже совершенно неважно, какой кредит получили его лидеры, включая нобелевские премии, за приближение мира по пути Осло. Теперь к этому следует приплюсовать тот факт, что именно Израилем было создано убежище для террористов. В 2000 г. казалось, что в Кнесете вынесен приговор политической карьере Переса: 63 депутата выбрали президентом Страны Моше Кацава — против 57, проголосовавших за Переса. Но изголодавшийся по миру, вернее по иллюзии, что можно достичь мира, так и не угомонился. Падение Кацава под тяжестью скандала снова перевернуло колесо судьбы. И вот Перес избран президентом на 7 лет.

Таков счастливый финал очень противоречивой политической карьеры. Прекраснодушный Перес оказался в нужном месте в нужное время (для него!), он принимает гостей из-за рубежа, беседуя с ними о том, о чём они жаждут слышать. Так раскрывается его большой интерес ко многим научным и гуманитарным темам, его вера в государство, созданию коего он способствовал – всё это способствовало возвращению в Дом Президента ощущения мира и здоровья.

Влияние Переса вытекает из инстинктивного понимания им того, что американский мастер по опросам Фрэнк Лунц советовал своим клиентам: «Продемонстрируй публике свою самую большую заинтересованность в мире, и ты победишь в любом споре». Перес уже доказал, что он достоин своего имиджа. Поэтому он притягивает к себе американских вкладчиков, дипломатов со всех концов Земли и всех тех, кто упорно верит в расцвет арабской весны. А что до граждан его страны – они и повзрослев доказали, что готовы терпеть фантазии и пророчества, если речь идёт о представительных лидерах – но не о действующих политиках и лидерах государства…

 

 Макор Ришон, майское приложение.

Авторизированный перевод Ф. Шифман по мотивам статьи. 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

3 комментариев к “Политический портрет Шимона Переса, нынешнего президента Израиля в честь 90-летия

  1. В моих глазах (не хочу «расписываться» за всех граждан государства Израиль) герой этого материала — один из самых крупных международных преступников.
    Почему я так считаю?
    1. На протяжении многих лет, сознательно попирая израильские законы и политику демократически избранного правительства, он не только вел переговоры со злейшими врагами еврейского народа и государства, но и фактически заложил основу той системы террора, которая сегодня разрослась, как раковая опухоль, по всей планете, унося тысячи жизней. И лично мне не интересно, какими прекраснодушными мечтами (или словами) он при этом руководствовался.
    2. Именно он создал в Израиле пятую колонну, открыто противостоящую и сейчас интересам еврейского народа.
    3. И наконец, как лицо, входящее в высшие эшелоны власти в стране на протяжении десятков лет, он несет ответственность за не преданные до сих пор гласности результаты расследования убийств виднейших деятелей государства, таких, как Хаим Арлозоров, Ганди, Рабин…

    1. Уточнение:
      Предлагаю ознакомиться с моим мнением в материале:»Президент Израиля Шимон Перес. Кто он: достойный гражданин? или преступник?
      Слово Гражданскому референдуму.

      Начало – http://anatoly.sheidin.com/112-prezident-izrailya-shimon-peres-kto-on-dostojnyj.html
      Продолжение — http://anatoly.sheidin.com/113-prezident-izrailya-shimon-peres-kto-on.html

Обсуждение закрыто.