Пропущенные уроки истории. Еврейские замечания к ближайшему будущему

 Карта Палестины 1759 года, показывающая расселение  двенадцати колен Израиля
Карта Палестины 1759 года, показывающая расселение двенадцати колен Израиля

Вопрос границ
Одна из задач данной статьи — указать на малоизвестные исторические факты и попробовать составить еврейский пазл из не вялотекущих событий последнего и ближайшего времени. Как пример — использование СМИ (и не только) набившего оскомину требования отхода Израиля к границам 4 июня 1967 года.
Вопрос, а что это за границы? Всем известный ответ — те самые границы, с которых началась «израильская агрессия против свободолюбивого палестинского народа». Кстати, по поводу свободолюбивости и чаяний «палестинского народа» (бренд, украденный арабами у евреев в 60-е годы прошлого века. До этого времени палестинцами называли евреев Палестины). В 1950 году арабы Самарии и Иудеи единодушно проголосовали за присоединение к палестинскому королевству Трансиордания. Но не будем отвлекаться и вернемся к пресловутым границам 4 июня. Более точно, к той линии, на которой вследствие прекращения военных действий замерла победоносная израильская армия в ноябре 1948 года, в результате Войны за независимость (точнее было бы назвать ее войной за выживание).
И снова малоизвестный факт — результаты войны 1948 года на сирийском фронте. В результате попытки регулярной сирийской армии окончательно решить еврейский вопрос на территории Палестины, израильская армия не смогла дойти даже до той линии, которую в 1946 году, создавая суверенное государство Сирию, провели англичане с французами. Провели, кстати, весьма, произвольно, нимало не считаясь с интересами евреев и отдав арабам из Сирии земли, купленные бароном Ротшильдом и называемые по сегодняшний день «оккупированными Голанскими высотами».
Но граница, возвращения к которой требовала Сирия от Израиля (и почти получила от Эхуда Барака в 2000 году) отстоит местами на 40 км (!) от той «международной границы 1946 года. И проходит почти у берегов Кинерета! Получается, что западные (включающие и Израиль) СМИ, пользуясь термином «границы 4 июня 1967 года» скрывают удивительное по своей наглости требование Сирии о «возвращении» ей земель «честно завоеванных» агрессией в 1948 году!
И хотя мы говорим о пропущенных уроках истории, не могу не вспомнить о невыученных уроках. Когда один из наших главных «левых деятелей от политики» был спрошен о тех переговорах 2000 года, когда почти уступили Сирии всю территорию Голан аж до Кинерета (разногласие, не позволившее подписать, касалось нескольких десятков метров (!). Асад (папа) в лице своего министра иностранных дел требовал виллы на берегу Кинерета, а Барак требовал оставить полоску берега для израильских патрулей): «После всего, что происходит сейчас в Сирии, ваше сегодняшнее мнение?» Ответ нашего левого деятеля гласил: «На то время это было правильным решением!» Комментарии излишни.

Пропущенный урок сионизма
Надеюсь, читатель оценил важность «пропущенных уроков истории» по достоинству, что позволит автору этих строк перейти к событиям 1923 года, положившим начало, по мнению еврейской традиции, нашим сегодняшним геополитическим проблемам. В тот достопамятный год Британская империя, в нарушение всех международных норм и мандата на управление Лиги Наций, отрезала 76% территории Палестины, дабы создать королевство Трансиордания. Я не буду вспоминать конкретные причины столь одностороннего решения (свара двух кузенов, шейхов Мекки и Медины, сделанных британцами королями Саудовской Аравии и Трансиордании), а лишь напомню читателю о депортации еврейских поселенцев Заиорданья и разрушении их поселений. Этот малоприятный сам по себе факт приобретает глобальный смысл, если мы вспомним о значении восточного берега реки Иордан в еврейской традиции.
Четвертая книга Пятикнижия, завершая сюжетную линию сорокалетних скитаний Израиля по пустыне, рассказывает о более чем странном желании ветвей Гада и Реувена обрести наделы в Заиорданье, со ссылкой на «множество скота» (Бемидбар, 32:1–34). Поколение, выросшее в пустыне и достойное войти в вожделенную страну Израиля — и вдруг Заиорданье и весьма меркантильная забота о «малых сиих»?!
Невозможность подобного восприятия прямо следует из высочайшего духовного уровня поколения пустыни, а также из… идентичного поведения нашего праотца Яакова. Вслед за победоносной встречей с Эйсавом, Яаков совершает марш-бросок в Заиорданье, где (Пятикнижие этот факт особо подчеркивает) строит суккот (шалаши) для… скота своего (Берейшит, 33:17). Такая трогательная забота и название места — Суккот, таки да, наводит на мысли о чем-то весьма нетривиальном и прямо связанном со временами Мошиаха. Ведь Суккот — завершающий праздник не только кругооборота еврейского года, но и, по мнению мудрецов, символ завершения «исторических скитаний» Израиля и окончательной победы Добра над Злом.
Точки над i в данном случае расставляет рав Хаим, сын Атара, автор комментария «Ор ґа Хаим» (XVIII век, Марокко, Страна Израиля). Он расшифровывает «малых сиих», Яакова и Реувена с Ґадом, как еврейские души, попавшие в плен (излишне подчеркивать, что духовно-культурный) цивилизации Эйсава (сегодняшней западной). Именно заботой о них (о нас!) и объясняется странное поведение Яакова и ветвей Реувена и Гада.

Рав Менахем-Михаэль ГИТИК

Окончание следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора