Каббала, эротизм и пьеса нашей жизни

Каббала эротизм и пьеса нашей жизниВ начале июня 2013 года знаменитый израильский театр «Гешер» покажет американским зрителям спектакль «Враги. История любви» по роману лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса-Зингера. Накануне гастролей в США я встретился со звездой театра «Гешер» Сашей (Исраэлем) Демидовым — одним из лучших и узнаваемых актеров Израиля.

– Саша, как давно вы играете главную роль в этом спектакле?
– Уже пять-шесть лет, но это будет наш первый показ в Америке.
– Испытываете ли вы особые чувства от предстоящего выступления в городе, где происходит действие романа?
– Здесь присутствуют два аспекта: я как герой спектакля и как актер, который играет данную роль. Это возвращение в Нью-Йорк, но уже совсем в другой город, не такой, как после Второй мировой войны. Возможно, присутствует аналогия между евреями из Польши и из России.
Мы будем играть в Нью-Йорке историю, которая происходила здесь в конце 1940-х годов. Будем показывать жизнь евреев, спасшихся из гитлеровских лагерей. Наши герои — никому не нужные одинокие люди, живущие в огромном мегаполисе. Нельзя сказать, что они счастливы от того, что у них вдоволь еды. Это люди с израненными душами.

– Почему?
– У них все осталось там — в прошлой жизни. Они были счастливы до войны. Поэтому в стране, которая в те годы развивалась очень бурно и экономически, и культурно, жили такие одинокие, неприкаянные люди. Для моего героя Маша — это его свет и смысл продолжать жизнь. При этом есть Ядвига, которая его спасла и которую он взял с собой в Нью-Йорк, чтобы отблагодарить за все, что она сделала в смертельно опасной ситуации.
– Атмосфера Нью-Йорка дает вам что-то как актеру?
– Мне интересно погрузиться в то время. В Нью-Йорке было много евреев еще до войны, это был на треть еврейский город, о котором шутили — Jew York. И тут приехали надломленные, больные люди. Такой слой внутри нового слоя, который зритель должен будет вдруг услышать — та жизнь, которая была когда-то. Даже молодые ньюйоркцы могут почувствовать некую связь времен — с тем городом, каким он был раньше. А может, в зале будут внуки тех, кто спасся из концлагерей и приехал в Нью-Йорк.

– Ваш Герман — герой или антигерой? Со знаком плюс или минус? Ведь он человек, который постоянно всех обманывает, разрушает чужие жизни.
– А кто там герои вообще? При этом я точно знаю, что зритель сочувствует ему. У Германа нет цели ломать чужие жизни. Он женат на Ядвиге, чтобы ответить благодарностью на ее добро. При этом любит Машу. Он не думает: «Люблю Машу, чтобы обмануть Ядвигу, и в то же время поставлю Машу в тяжелую ситуацию…» Вдруг появляется Тамара, его жена, которую он считал погибшей. Это полностью переворачивает его жизнь, потому что Герман оказывается и перед ней виноватым…

– Так о чем же этот роман и ваш спектакль?
– Очень часто мы являемся ведомыми пьесы, которая уже кем-то написана. У нас нет выхода, и мы должны сыграть свои роли. И играя эти роли, мы начинаем понимать, что задумано в этой пьесе, которой является наша жизнь.
Вот об этом и написал Зингер: мы существуем в странной реальности, где не мы решаем, как и что будет. У него звучат слова: «Я подопытный кролик, надо мной проводят эксперименты. Почему со мной это происходит?»

– Похоже на каббалистический подход — мы появляемся в этом мире, не решая, где и что будет…
– Это так. И сам Зингер наверняка мыслил подобным образом. Он очень хорошо был знаком с иудаизмом и с каббалистическими книгами. Почти во всех своих романах он упоминает каббалу и мысли оттуда.
Да-да, так мы приходим в этот мир. И не столько то определяет наш путь, как мы себя физически ведем по отношению к другому человеку, сколько то, сможем ли мы услышать, о чем наша жизнь. Как отнестись к тому, кто написал эту пьесу. Ведь пьеса пишется, чтобы услышать писателя, драматурга. Мы должны услышать того, кто написал нам все роли.
– Зингера ругали за «излишний эротизм»…
– Башевис-Зингер чувствовал энергию между мужчиной и женщиной. Я слышал после одного спектакля от пожилой женщины, которая была с ним знакома еще в Нью-Йорке, что он любил женщин — что отражается в его произведениях. И это на самом деле коренится в каббале — космическое взаимодействие между мужской и женской частями мира. Почти во всех романах Башевиса-Зингера это описывается очень эмоционально. На мой взгляд, Исаак Башевис-Зингер — гениальный писатель.
Беседовал Шимон БРИМАН

Справка:
Александр (Исраэль) Демидов — советский и израильский актер театра и кино. Родился 8 апреля 1957 года в Ташкенте. В 1985-м уехал в Москву и поступил в ГИТИС на курс Андрея Гончарова и Марка Захарова. После окончания ГИТИСа был принят в Театр им. Маяковского, а в 1990-м вместе с женой Светланой и группой актеров во главе с Евгением Арье репатриировался в Израиль. Живет в Тель-Авиве.
В театре «Гешер» — с 1990-го. Лауреат премии им. Клячкина (1996) как лучший израильский актер и приза Театральной академии за роль Йоси в «Деревушке».

Информационный партнер американских гастролей театра «Гешер» в июне 2013 года — Всемирный Форум Русскоязычного Еврейства (ВФРЕ).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора