Какие бывают «правды»? Беседы с равом Авраамом Бинским

Какие бывают «правды»-– Здравствуйте, рав! В прошлый раз вы обещали поведать читателю, как после знакомства с произведением рава Эльханана Вассермана все станет ясным в современной жизни.
– Здравствуйте, Арье. Я от своих слов не отказываюсь. Слушайте. Рав Эльханан говорит: «В истории народа Израиля можно отметить несколько особых периодов: танаев, амораев, сабураев, гаонов, ришоним, ахроним и т.д. (у нас нет возможности сейчас детально о них говорить. — А.Б.). Последний же период в святых книгах называется «Конец дней» (не путайте с периодическими «концами дней», которые случались уже миллион раз, по разу в каждой секте. — А.Б.). Или, по выражению Талмуда, «поступью Мошиаха» либо «муками Мошиаха». Понятие «Конец дней» включает в себя и время, непосредственно предшествующее Избавлению, и само Избавление; тогда как «поступью Мошиаха» названа последняя эпоха порабощения Израиля другими народами. Маймонид пишет об этой эпохе, что «все слова пророков полны упоминаний о ней». Как в Пятикнижии, так и в книгах пророков описана ситуация в народе Израиля в эти дни. В Книге Даниеля, гл. 12, предсказано, что «то, что будет тогда, превзойдет все дурное, что произошло с народом Израиля за его долгую историю». И то же самое утверждает книга пророка Ирмиягу, гл. 30».
– Простите, рав, что мудрец имеет в виду — ведь брошюра его издана в 1937-м, до начала Холокоста? Он имеет в виду ГУЛАГ?
– Он имеет в виду все: и ГУЛАГ, и Холокост тоже… На будущий геноцид еврейского народа жителями именно Германии указывает трактат Талмуда «Мегила». Но продолжим. «Наши благословенной памяти мудрецы сказали об этом периоде (в трактатах «Сангедрин» и «Сота». — А.Б.): “Пусть он [Мошиах] придет, но я этого не увижу”». Это время также называется, как вы, Арье, несомненно знаете, «временем Ишмаэля», мусульман. «И услышит Создатель» — ведь так переводится с иврита само имя Ишмаэль! Что услышит Б-г? — Вопль народа Израиля, не приведи Г-сподь, под гнетом арабов!
– Рав, в позапрошлый раз вы меня почти уговорили переходить в ислам, а теперь-таки ужастики!
– Ну ладно, реб Арье, специально для вас раскрою тайну, но это только между нами — есть и другой сценарий времени «поступь Мошиаха». Если еврейский народ сделает тшуву, вернется к своим традициям, то мы избавимся от всех этих ужасов.
– Во-во, точно так попы запугивают бедного обывателя геенной огненной, ежели он не пойдет в «церкву»!..
– Они пугают по мелочам… Я никого не пугаю, просто даю информацию, с которой каждый может делать то, что пожелает. А тшува, исправление своих путей, относится и ко мне в не меньшей степени, чем к читателю. Но как-то так получается, что когда, увы, происходят какие-то катаклизмы, катастрофы с нашим народом, именно неверующие в Б-га вопрошают: «Где был Б-г?!» Если бы они чуть раньше почитали пророков, они бы поняли, где Он был, где Он есть и где Он будет.
– А что конкретно говорит рав Вассерман о нашем времени?
– «Еврейский народ родится тогда заново. И так же, как родильные муки сообщают о начале родов и усиливаются по мере приближения момента рождения ребенка, так и «муки Мошиаха» будут усиливаться в самом конце».
– Вы хотите сказать, что Холокост и ГУЛАГ покажутся нам временем приятного отдыха?!
– Это не я, это Хофец Хаим. Когда он услышал, что Гитлер пришел к власти, он сказал: «Первая мировая война по сравнению с будущей Второй покажется «киндершпиль» (детской игрой). А Вторая мировая будет, как «киндершпиль», по сравнению с Третьей».
– Веселенькая перспективка…
– Что есть.
– Но как этого избежать? Не можем же я и мой сосед справа сделать тшуву за весь народ Израиля? А как-то не похоже, чтобы лидеры сегодняшнего еврейского государства вели народ по этому пути…
– У них есть свои идолы. Рав Вассерман приводит пример: «В одной стране (имеется в виду Германия. — А.Б.) 16 миллионов социалистов исчезли в одну ночь, почти не оставив о себе никакой памяти. А какая была «авода зара» (идолопоклонство)! Евреи служили ей с настоящим самопожертвованием. Уповали на коммунизм, «несущий на своих крыльях свободу и равенство». Ну, так правительство красных наглядно показало, каковы они, эти «свобода и равенство». И другие виды «авода зары», на которые мы возлагали свои надежды, разочаровали и осрамились… Кроме общих для всех народов «измов», мы были «благословлены» и специфическим еврейским «измом» — национализмом, претендующим на то, чтобы принести общине Израиля материальное и в особенности духовное избавление».
– Рав, тут я чего-то недопонимаю. По-моему, у всех народов есть свои национализмы, золотые горы им обещающие. И материально, и тем более духовно. А большего русского, немецкого или американского националиста, чем туземный еврей, и найти нелегко!
– Евреи и тут изобрели что-то свое, неповторимое. Мы видим, что националисты практически всех народов возвеличивают свою историю и традиции, видят в них залог будущего народного преуспеяния и уникальности. Я помню, как в Италии таксист, увидев меня в «униформе», — черной шляпе, ботинках и галстуке — начал восторженно рассказывать про «великую Римскую империю» (к тому времени уже почти 2000 лет как бывшую)…
Целью же этого еврейского «изма» является, я снова процитирую рава Эльханана, «обновление еврейского народа, который должен «стряхнуть с себя пыль минувших поколений и провозгласить, что новому еврею ни к чему упоминать имя Всевышнего». Программа действий еврейского национализма чрезвычайно проста: удалить Владыку мира из народа Израиля и из сердец сынов Израиля».
– Меня в свое время поразила его фраза: «Евреи стали уходить от Б-га двумя основными путями — социализмом и национализмом. И Творец собрал их воедино и создал страшный жупел национал-социализма, который преследует евреев везде, где только может до них дотянуться». Но это — Вторая мировая. А сейчас?
– Давайте сперва еще пару слов о том времени. Приведу высказывание одного из сионистских лидеров Бирнбойма, произнесенное в 1944 году по поводу попыток спасения венгерских евреев, к которым тогда уже подобралась нацистская машина уничтожения. Среди «венгров» был большой процент пожилых людей. «Старики исчезнут, они — пыль, бесполезная экономически и духовно. И это принесет нам Страну Израиля». Вот что, оказывается, подразумевалось некоторыми из «еврейских националистов» под словами «отряхнуть пыль минувших времен»!
– Бр-р-р… Я читал кое-что об этом. Если не ошибаюсь, эти слова были ответом на отчаянную мольбу будапештской группы подпольщиков во главе с равом Фридлендером о помощи в спасении евреев Венгрии. Помню, Рудольфа Кастнера обвиняли и в том, что он скрыл доклад двух бежавших из Аушвица евреев-заключенных, Альфреда Ветцлера и Рудольфа Врбы, о подготовке к уничтожению венгерских евреев. А два этих героя столько раз рисковали жизнью, чтобы добыть сведения и предупредить людей! Конечно, убийце Эйхману верить сложно, но на своем процессе в 1960-м он утверждал, что Кастнер, не без ведома других деятелей Еврейского агентства, «согласился помочь уговорить евреев, чтоб они не сопротивлялись депортации и даже сохраняли порядок в пересыльных лагерях, если я разрешу нескольким сотням или тысячам молодых евреев легально эмигрировать в Палестину»…
– Да, реб Арье, приходится признать, что хоть иногда у политических деятелей дорога от слов до дел короткая! Правда, с горьким сарказмом.
– Но, рав, к счастью, не одни ведь бирнбоймы определяли тогда деятельность евреев Страны Израиля. Были и Хаим Арлозоров, и Хана Сенеш, и Вильям Перл, и другие. Не говорю уже снова о раве Фридлендере и других героях подпольного Сопротивления, в частности, подпольщиках «А-шомер-а-цаир», еврейских «комсомольцах», которым вместе удалось спасти тысячи.
И еще хочу сказать. Перед лицом общей гибели не было тогда таких уж больших различий между религиозными и светскими воинами и подпольщиками. Да и в Декларации независимости Государства Израиль, составленной в 48 году, есть прямой намек на Создателя: «Скала Израиля»!
– Об истории Холокоста давайте, реб Арье, поговорим в другой раз. Чтобы рассуждать об этом, я должен не только припомнить и уточнить факты, но и собраться с духом. Насчет же Декларации независимости… Вот именно, намек. Это вы правильно заметили. Вспомните, какая позорная склока поднялась на первом заседании будущего правительства Израиля. Большинство требовало ни в коем случае не упоминать имя Всевышнего, «дарующего нам эту Землю». И если бы не харизма и авторитет Бен Гуриона, который был умелым практиком и хорошо сознавал, что иначе «диаспора нас не поймет», не было бы даже этого компромисса.
– Рав, я не могу с вами согласиться! Я не об этих конкретных фактах, я о духе ситуации. Все знают героизм религиозных сионистов, которым, насколько припоминаю, были и вы, ребе. Они специально селятся в опасных местах — помнится, и вы жили на поселениях. Они первыми идут в танкисты, на самые горячие участки боев, в бригады «Голани», «Гивати»… Израильские офицеры утверждают, что религиозные сионисты — самые мотивированные бойцы. Подпольщики Второй мировой, герои Войны за независимость — они ведь тоже, по вашей классификации, «еврейские националисты»! А для них Государство Израиль обладает особым статусом: «первая ласточка нашего Избавления». Они читают хвалебные гимны в День независимости Израиля, активнейшим образом участвуют в политической, социальной, экономической жизни страны. Нередко вступают и в союзы со светскими националистами — вы можете представить, чтобы верующие люди делали это, если бы «светские сионисты» были злодеями в духе того Бирнбойма?!
– Реб Арье, очень хороший вопрос, и вы, несомненно, считаете, что это вопрос на засыпку? Да, все, что вы сказали, — чистейшая правда. Но, как вы знаете, есть не одна правда, а есть «правды».
– Ну да, как в СССР, где была «Саратовская правда», «Череповецкая правда». Но мы же говорим про «Еврейскую правду», абсолютную!
– Понимание правды, ее глубина зависят от достаточности информации и способности к анализу. Я, разу­меется, не смешиваю религиозных и светских националистов. И я вообще не хочу становиться в позицию судьи. Ни тех, ни других. Но вместе с тем я вижу некоторые общие моменты и просто хочу поделиться информацией. А читатель пусть рассудит сам. Я во многом буду основываться на интересной статье Аарона Гранота (Граневича), нынешнего редактора популярного журнала «Мишпоха» («Семья»), написанной им вскоре после изгнания из Гуш-Катифа. Он сам — один первых поселенцев и создателей Гуш-Катифа, яркий представитель «национально-религиозного лагеря».
Беседовал Арье ЮДАСИН
Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора