Первый урок
«Почему Всевышний сказал Моисею послать разведчиков в землю Израиля, ведь Он знал, что это закончится трагедией?» — размышлял я в московском трамвае по дороге домой с моего первого урока Торы летом 1979 года…
Уже около года я ходил на занятия Ильи Эссаса, в которых обычно принимали участие несколько десятков московских евреев. Илья разбирал какую-то тему еврейской традиции по книге «Кицур Шулхан Арух», потом обсуждались вопросы мировоззрения и философии. К тому времени я уже много слышал о Торе, но еще никогда не работал над изучением ее текста.
Однажды «на горке» у московской синагоги Илья представил меня пожилому еврею и попросил его заниматься со мной Торой. Через несколько дней я оказался у него дома, и тот, недолго думая, открыл Тору и начал учить со мной эту историю о разведчиках: «И говорил Всевышний Моисею: Пошли от себя людей, которые разведают землю» (Бемидбар, 13:1).
День Траура
После исхода из Египта евреи приняли Тору на горе Синай и подошли к границам страны Израиля. Всевышний обещал евреям, что даст им «хорошую землю». Однако народ засомневался. Толпа собралась вокруг Моисея и потребовала послать разведчиков, для того чтобы узнать, действительно ли хороша та земля.
Тогда Всевышний сказал Моисею «пошли от себя» разведчиков. Через сорок дней они вернулись и оклеветали землю Израиля. Они сказали, что в земле той живут великаны, потому не сможем мы в нее войти. Когда же евреи услышали, что жить там опасно, ибо земля та «поедает жителей своих», то заплакали и потребовали вернуться в Египет.
«Плачете понапрасну, — ответил им Всевышний, но будете плакать не понапрасну!» Этот день, 9 Ава, действительно стал днем траура и плача на века. Вместо того чтобы войти в Землю Обетованную, в этот день евреи отправились в сорокалетнее изгнание в Синайской пустыне…
Почему же Всевышний велел Моисею послать разведчиков, зная трагические последствия их действий?
Все, что ни делается…
«Моисей послал их… по слову Всевышнего» (Бемидбар, 13:3). Раши поясняет: «С Его позволения (но не дал заповеди послать)».
Но почему же Всевышний позволил послать разведчиков, а не воспрепятствовал этому?
Потому что Всевышний предоставляет человеку свободу выбора и ведет его по пути, по которому тот хочет идти. Однако лишь Всевышний решает, куда этот путь человека в конце концов приведет.
Правильный выбор человека — источник его благословения и награды, а неправильный — проклятия и наказания. Однако, как бы это ни парадоксально звучало, человек выбирает то, что ему нужно в этот момент, а потому все, что ни делается — делается к лучшему!
Даже наказание призвано не столько принести страдания и боль, сколько способствовать осмыслению ошибки и исправлению человека. Иногда определенные события кажутся нам дурными. Однако, оглядываясь назад, мы зачастую признаем, что извлекли из них пользу, что все так и должно было быть…
Евреи проявили недоверие Всевышнему, сомневаясь, хороша ли обещанная Им земля. Они захотели проверить, испытать Б-га, однако таким образом создали испытание самим себе!
Если бы разведчики прославили землю Израиля, и народ захотел бы в нее войти, то это означало бы, что они с честью выдержали испытание и были достойны войти в Святую землю. Однако разведчики оклеветали землю Израиля, испугав евреев, которые захотели вернуться в Египет. Народ не выдержал испытания, проявив свою еще рабскую сущность. Объятый страхом народ был не способен воевать за свою землю, не смог бы преодолеть врагов, стоящих на его пути.
Для их же блага, евреям нужно было сорок лет скитаться в Синайской пустыне — до тех пор, пока не выросло новое поколение свободных людей, которое удостоилось разбить всех врагов и войти в Израиль.
Научиться желать
Недавно я обнаружил, что столетие назад ребе из Гур задал тот самый вопрос, который волновал меня когда-то в Москве.
«Тора свидетельствует, что идея отправить разведчиков изначально показалась «нехорошей в глазах Всевышнего», так почему же Он сказал Моисею: «Пошли от себя людей»?» — спрашивает ребе в своей книге «Сфат Эмет».
Ребе приводит Мидраш (сборник изречений мудрецов Талмуда), который комментирует слова нашей главы «Пошли от себя…»: «Как прекрасен перед Всевышним посланник, исполняющий заповедь и вкладывающий все силы своей души в то, чтобы преуспеть в своей миссии».
Ребе цитирует слова своего знаменитого деда, ребе из Гур, автора книги «Хидушей Харим». Само понятие «посланник, исполняющий заповедь» относится не только к ситуации, в которой один человек посылает другого с миссией исполнения заповеди, например, выкупить пленника или оказать помощь бедным, но каждый человек, выполняющий любую заповедь Всевышнего, является Его посланником в этом мире!
Продолжая мысль своего деда, Сфат Эмет говорит, что Всевышний дал им заповедь «Пошли от себя…» для того, чтобы помочь посланникам преодолеть все стоящие перед ними испытания и успешно выполнить свою миссию. Это мнение отлично от слов Раши, однако ребе не спорит, а дополняет ответ.
Евреи сомневались и требовали послать разведчиков, чтобы узнать, «хороша ли та земля», Всевышний же дал им заповедь послать разведчиков, для того чтобы выяснить, как лучше в эту землю войти.
Рав Гедалия Шор в своей книге «Ор Гидалияху» поясняет, что тонкая точка выбора разведчиков и состояла в том, чтобы решить для себя, чьими посланниками они являются: посланниками толпы или Моисея. Потому-то и сказал Всевышний Моисею: «Пошли от себя», а не от не доверяющих Б-гу евреев.
Перед каждым из нас стоит тот же выбор. Те решения, которые мы принимаем в жизни, зависят, прежде всего, от нашей самооценки, от того, «кто мы», «чьи мы посланники», чьи «приказы» и «послания» хотим воплотить в этом мире (например: Гитлера, Сталина или заповеди Торы).
Посланник света
«Перед евреями встал вопрос: во имя чего мы посылаем разведчиков? — продолжает «Сфат Эмет». — Во имя своих целей или во имя исполнения заповеди?»
Слова Мидраша о «посланнике, исполняющем заповедь и вкладывающем все силы своей души» имеют глубокий смысл.
Слово душа, на иврите нефеш, имеет еще одно значение — желание. Вложить в исполнение заповеди душу, означает вложить желание посылающего. Для этого необходимо отказаться от всех своих корыстных желаний, исполняя желание лишь Того, Кто тебя послал в этот мир. В этом кроется секрет успеха, о котором говорит Мидраш. В «Поучении отцов» говорится, что если ты сделаешь (подчинишь) свое желание Его желаниям, то и Он сделает Свое желание твоим желанием. В этом случае ты не только выберешь свой путь, но и достигнешь успеха, реализуя поставленные перед собой цели.
Более того, если в момент испытания человек выбирает исполнение заповеди, то Вс-вышний помогает и дает ему силы ее исполнить!
Может быть, в этом и состоит секрет скрытых сил нашего народа, который, исполняя заповеди, является проводником воли Вс-вышнего.
«Сфат Эмет» указывает на то, что мудрецы называют заповеди «свечами». Каждый раз, когда еврей выполняет заповедь, осознавая, что является посланником Всевышнего, он зажигает свечу, привнося в этот мир скрытый со времен творения мира свет.