У Торы есть два «измерения» — для евреев и для народов мира. Второе — гораздо менее проработано.
Но у нас есть также образ 70 ликов Торы и тема перевода Торы на 70 языков. Идет речь о раскрытии дополнительных смыслов Торы при переводе. Но тут есть двойной «вызов» — при переходе Торы вовне есть и уникальные возможности, и большие опасности.
Самый важный «опыт» — это связь Торы и христианства. Тора/Танах в составе Библии стала самой распространенной книгой в мире. Христианство совершило ключевой переворот в духовной истории, «закрыв тему» язычества и внеся идею Единого Б-га в мир.
Но мы знаем и о серьезных проблемах этого «опыта». Корень ситуации — в отсутствии «авторского надзора». Евреи в лице Иисуса и Павла создали христианство, которое «оторвалось» от еврейского «берега» и ушло в «свободное плавание», где его «безнадзорно» стали трансформировать и при этом «травмировать» самих евреев.
И негативная сторона «опыта» заслонила успешные аспекты.
В ХХ веке мы видим другой «эксперимент», когда в западный мир пришли идеи дальневосточных религий — йога, медитации, восточные боевые искусства.
Этот опыт прошел с учетом ошибок евреев. Дальневосточные духовные учителя сами сознательно принимали участие в презентации своих учений. Никто не пытался их «вытеснить», наоборот — любой западный мастер и знаток йоги, медитации или борьбы с гордостью называет своих дальневосточных учителей, которые отвечают за аутентичность передачи.
В западном духовном сознании Китай, Индия, Япония воспринимаются как уважаемые страны, дающие миру мудрость и являющиеся живыми ее носителями. И многие ценители ездят в эти страны, чтобы развить свои отношения с этой мудростью.
Всевышний и история показывают нам путь правильной реализации идеи «Тора как свет для народов».
Евреи должны сознательно использовать опыт живой, уважаемой и бесконфликтной передачи традиции в мир, которому нас могут научить наши дальневосточные «коллеги».
Мы должны добиться замены христианского термина «Ветхий Завет» на «Живой Завет». Идея «ветхости» была связана с разгромом Древнего Израиля. Но в наше время мы видим воссоздание Израиля, и мы должны взять в руки контроль и инициативу, чтобы Израиль, подобно странам Дальнего Востока, вернул себе статус страны — первоисточника мудрости.
Важно, чтобы в Израиле находились авторитетные мудрецы, которые бы отвечали за аутентичное распространение света Торы в мир. И чтобы в ключевых странах мира находились как еврейские авторитеты, представляющие для мира свет Торы, так и наши ученики среди неевреев (как Итро), которые бы говорили о том, что их аутентичность происходит от еврейского контроля и от прямой передачи знаний.
Часть Торы, идущая в мир, — это не вся Тора. Народы мира могут брать у нас цельные фрагменты учения под нашим «авторским надзором».
Процесс взаимовлияния приведет к развитию и самой Торы, так как Тора — это не только текст, но и его интерпретации, для которых важны два фактора: аутентичность и свежесть взгляда.
Сочетание еврейского надзора и 70 ликов Торы/языков «оживит» Тору в новых направлениях, так как Тора была дана нам как постоянно «разворачивающийся» проект, в котором происходит раскрытие новых глубинных смыслов.
Важно, что такой подход резко ослабит арабо-израильский конфликт. Народы стран Запада интуитивно чувствуют важность Святой Земли. Но за неимением «духовных вестей», идущих из «Центра мира», массмедиа «выращивают» хоть какие-нибудь новости, подкармливая своим интересом конфликт с палестинцами, который обеспечивает «суррогатный» канал новостей.
И так же при ситуации, когда евреи еще не включились в свою работу, Западу непонятно, чем евреи ценнее арабов, так как ни те ни другие не играют сейчас серьезной духовной роли в западном духовном пространстве. Если же мы наладим процесс, то нас как духовных наставников будут ценить за заслуги, и это обеспечит мир духовными новостями о «Дереве жизни» из Израиля. Миру не понадобится искусственно выращивать «сорняки» конфликта с палестинцами, заменяя этими сорняками заждавшееся на старте «Дерево жизни».
Мы видим, насколько важным для современного мира является проект «Тора как свет народам», но насколько осознанно и «профессионально» нужно этот проект развивать с учетом и своих ошибок в прошлом, и опыта наших «коллег».