Зачатие и рождение

Праздник Шавуот содержит в себе целую серию парадоксов и неожиданных «разворотов» идей.
Нерелигиозные евреи имеют свое представление о праздниках. Оно берется из тех фрагментов традиции, которые соприкоснулись с внешним миром. Песах с мацой, Йом Кипур с постом, Симхат Тора с танцами, Ханука с подсвечником оставили след в сознании и памяти. Шавуот не включает никаких знакомых ассоциаций. Светскому человеку тяжело вызвать из памяти какую-то привязку к своему опыту.
С другой стороны, если взять исторический уровень праздника — те события, которые праздник увековечивает, то за Шавуотом стоит самый главный фактор в становлении еврейского народа — Дарование Торы. Евреев не случайно называют народом Книги. Имеется в виду не просто любовь евреев к чтению, имеется в виду именно Тора, которая стала основой формирования еврейского народа. А если мы еще учтем, что христианство и частично ислам имеют в своем фундаменте сильную опору на Тору, то получается, что Шавуот связан с величайшим событием для всего мира.
Мы имеем парадокс важности события и «ненавязчивости» самого праздника.
С другой стороны, в нашем календаре есть не один праздник, посвященный Торе, но целых два. Второй — Симхат Тора, и его обычаи многим знакомы и любимы. Многие светские евреи с удовольствием приходят в синагоги, чтобы потанцевать и повеселиться в кругу соплеменников. Для некоторых (особенно «пугливых») евреев делают еще и скидку: часть танцев переносят из синагоги на улицу перед ней, и тогда еврей может присоединиться к веселью, даже не заходя в синагогу.
С Симхат Торой возникает парадокс другого типа. Смысл этого праздника состоит в том, что евреи во всем мире в этот день заканчивают очередной годовой цикл изучения Торы, разделенный на недельные «порции».
То есть, в отличие от Шавуота, где мы говорим о получении Торы, в Симхат Тору мы отмечаем наше реальное ее изучение. Разница похожа на то, как один человек купил книгу и поставил ее на полку, а другой человек эту книгу прочитал, что гораздо более знаменательно. Но демократичность Симхат Торы в том, что к нам могут присоединиться и те евреи, которые Тору даже не открывали. Они тоже могут танцевать в нашем дружном кругу, разделяя радость с теми, кто Тору изучал.
Вернемся к Шавуоту. Как нам найти объяс­нение «скромности» обычаев праздника? Наша традиция всегда имеет несколько причин. Первая причина может быть объяс­нена исходя из сравнения Шавуота с Симхат Торой. В Шавуот мы отмечаем момент, когда нам «подарили книгу» и мы можем «поставить ее на полку». В этом моменте нет наших заслуг. И только тогда, когда мы этот подарок не только приняли, но и воспользовались им, изучив эту книгу, мы заслуживаем настоящего праздника. Кстати, с точки зрения Б-га как дарителя подарка — особенной радостью является именно тот факт, что его подарок был «освоен».
Но есть и другой аспект. Праздник Шавуот имеет оригинальную особенность. У религиозных евреев есть обычай учить Тору всю ночь в первый день праздника. В этой ночной учебе есть как бы элемент скрытности: мы учим Тору не на виду у всего мира, а тогда, когда все остальные спят.
Какую идею можно вывести из этого обычая? Одна из идей — это то, что особенно ценные и дорогие нам вещи лучше всего делать не публично, а как бы в «интимной» обстановке. Мистика всегда ассоциируется не только с таинственностью, но и со скрытностью. И поэтому ночная учеба символизирует «интимность» наших отношений с Вс-вышним, так же как спальня является самым интимным местом в доме.
А теперь мы можем совместить эти две идеи — интимности и начала.
Праздник Шавуот напоминает процесс интимности зачатия, где Тора играет роль семени. А в Симхат Тору мы публично празднуем как бы рождение результата, приглашая гостей разделить с нами общую радость. И еврей рождается не тогда, когда Тора стоит у него на полке, а когда ее изучение входит в его жизнь.
А может ли включиться в процесс еврей, который не считает себя ортодоксальным? Конечно, может. Во-первых, вы можете присоединиться к Шавуоту, если немного поучитесь (хотя бы час) в ночь Шавуота. И во-вторых, вы можете каждую неделю посвящать хотя бы час изучению интересных аспектов Торы. И тогда в Симхат Тору вы будете не просто гостем, но «именинником», радующимся прохождению этапа на пути своего становления.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора